Красная строка № 19 (414) от 16 июня 2017 года

Брешь

Торжества на День России и протесты «оппозиции»: кому и чему служит спорный праздник?

Отгремели события, связанные и с празднованием Дня России, и с действиями так называемой «оппозиции», которые тоже выпали на этот день. Возникает вопрос: может ли Россия (в её современном международном положении, в условиях внутренней борьбы, которую пятая колонна ведёт против страны) оставлять этот праздник — с его флером поражения и предательства — в календаре?

…Я думаю, что это попытка навсегда забетонировать, зацементировать результаты того предательства, ввести предательство в обращение как монету. Точно такую же цель преследует и открытие «Ельцин-центра», точно такую же цель преследует установка памятника Солженицыну, введение обязательным предметом «солженицыноведения» в школьную программу по литературе. Всё это делает не пятая колонна, а первая колонна. Пятая колонна — это всего лишь небольшой отросток первой колонны…

В 90—91 гг. проявилась неразумность огромных масс народа и его лидеров — как в творчестве, так и в политике. А что мы видим сегодня? Вот эти гуляющие «за» или «против» толпы народа — это кто? Манкурты? Как их назвать? Они не манкурты потому, что, как мы помним, у Айтматова в романе «И дольше века длится день» описывается легенда: для того, чтобы лишить человека памяти, ему голову обматывают мокрой верблюжьей шкурой, которая высыхает, причиняя такие страдания, что человек забывает себя, мать, родную землю и всё остальное. А нынешние манифестанты 12 июня ничего и не помнили. Какие к ним могут быть претензии? Те, кого вы видите сегодня в кадрах телевизионных репортажей, родились после того, как 90-е закончились. Почему новое поколение может попасть под некоторое очарование 90-х? Так, ёлки-палки, они их не видели, эти 90-е, они не знают, кто такие Ленин, Сталин, Николай II, Колчак, Керенский. Они не знают, и кто такой Ельцин.

То, что они выходят возмущёнными на улицу, объясняется очень просто — они являются продуктом той ельцинской образовательной системы, которая сложилась за 90-е. Откройте любой учебник по истории, хрестоматию по литературе, посмотрите, какие там авторы… А кто виноват в том, что они такие? Кто их воспитал такими? Да та же самая система, которая их сейчас изо всех сил представляет манкуртами. То есть пятая колонна, которая сегодня приобретает всё более детские, инфантильные очертания, воспитана первой колонной.

Наблюдается ли какое-то отличие — типологическое, мировоззренческое, субэтническое и т. д. — между теми, кто размахивает трёхцветными флагами и кричит «Путин!», и теми, кто повязан белыми ленточками и кричит «Долой Путина! Даёшь Навального!» С моей точки зрения, это сообщающиеся сосуды… И какого-то решительного противоречия между теми, кто празднует 12 июня, и теми, кто пытается превратить 12 июня в день для «революционной борьбы», я не вижу. Кстати, и те и другие ходят с одной и той же символикой. Эта символика, мягко говоря, ничего общего с памятью народной, с интересами народа не имеет — если мы, конечно, подразумеваем под народом народ трудящийся, а не паразитирующий на чужом труде…

Пока что проваливаются любые попытки хоть какой-нибудь день из всего нашего календарного разнообразия превратить в день общенародного единства. 4 ноября — давайте Минина с Пожарским вспомним. Давайте 12 июня вспомним и «освободителя» Ельцина. Давайте ещё что-нибудь вспомним, лишь бы демонстрировать единство. Отчего необходимо и кому необходимо демонстрировать единство? Единство необходимо демонстрировать тогда, когда с единством проблемы. А с единством — проблемы. И эти проблемы связаны не с тем, что у школьников обеды подорожали в столовой. Эти проблемы связаны с колоссальным расслоением нашего общества, с колоссальными противоречиями, в нём накопившимися. В первую очередь, между горсткой людей, обогатившихся на разграблении народных ресурсов, и теми, кто гнёт на воров спину. Чем сильнее взаимная ненависть и раздражение, тем больше и отчаянней попытки замазать расширяющиеся трещины и изобразить хорошую мину при не очень хорошей игре. Чем сложнее обстановка, тем больше будет разговоров о том, что «мы едины, мы непобедимы». Мы — не едины! У нас разные праздники. Для большинства вменяемых людей 12 июня — это траурный день. А для какого-то количества людей — это день, который осчастливил на четверть века и на многие годы вперёд их самих и их потомков. Это разные люди. По национальности и вероисповеданию они могут быть совершенно одинаковыми, но это разные народы внутри одного государства.

И, если уж до конца эту логику проводить — это две разные страны. Поэтому чем больше говорят о единении, тем больше проблем с этим единением в действительности.

Константин Сёмин.
13 июня 2017 г.
zavtra.ru
(Публикуется в сокращении).