Красная строка № 36 (431) от 24 ноября 2017 года

Бюджеты смешивают с бюллетенями

Три области Черноземья — Воронежская, Тамбовская и Орловская — верстают на новый год главные финансовые документы, в которых расходы не превышают доходы. Об этом 21 ноября 2017 года пишет газета «Коммерсантъ» (Воронеж) (№ 216). Бездефицитных бюджетов в большинстве субъектов макрорегиона не видели как минимум последние 20 лет, но их появление объясняется не только работой местной экономики. В Тамбовской области полагают, что бездефицитность — федеральное требование к субъектам, а перерасход региональной казны надеются компенсировать из госбюджета. В Воронежской области профицит объясняют экономией. Ну а орловские власти просто признают, что лимит госдолга исчерпан.

Доходы и расходы орловского бюджета составляют 27,67 млрд. руб. Это объясняется особенностью местной бюджетной политики. Со ссылкой на облправительство «Коммерсантъ» сообщает, что причина не в сокращении расходов, а в уже достигнутом предельном лимите госдолга. Если в новом бюджете появится дефицит, то его нечем будет скомпенсировать.

Объем госдолга Орловской области на будущий год запланирован в 18,34 млрд. руб. На 1 октября он составлял 16 млрд. руб., увеличившись с начала года на 1,3%. На регион запланировано около 5,7 млрд. руб. дотаций для выравнивания бюджета.

Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский находит требование составить бездефицитный бюджет «вполне закономерным» по экономическим причинам: «Дефицит не должен превышать 1—2% доходов, его полное отсутствие стимулирует экономический рост, но усиливает инфляцию. Единственный рыночный путь к устранению дефицита заключается не в увеличении помощи из госбюджета, а в росте производительности труда в регионе».

В ходе исполнения бюджета добиться бездефицитности будет сложно, отмечает аналитик «Алора» Алексей Антонов: «Области Черноземья, например Тамбовская, не в первых рядах среди дотационных регионов, таких как Якутия или Дагестан. Властям стоит придумать эффективные модели по стимулированию внутренних экономических процессов».

«Перед выборами бюджеты начинают значительно корректироваться. Вопрос в том, насколько они отражают реальную картину финансового состояния регионов. Не исключено, что многие итоговые показатели не будут соответствовать заявленным», — сказал основатель занимающейся финансовым консультированием группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин.

Объем дефицита региональных бюджетов не только экономический, но и важный политический показатель, считает политолог Владимир Слатинов. «Даже “условно новое” президентство должно начинаться с минимумом застарелых проблем. А нарастание дефицита региональных бюджетов из-за сочетания экономических условий с требованиями исполнения “майских указов” — серьезная головная боль в субъектах, — полагает господин Слатинов. — Успех борьбы с дефицитом хоть и не вошел в число недавних 24 показателей оценки губернаторов, но он серьезно говорит о состоятельности регионального руководства. Черноземным губернаторам-старожилам нужно показывать, что они еще многое могут, чтобы не попасть под очередное обновление элит. А молодые главы, как в Тамбовской и Орловской областях, стремятся “оправдать доверие”».