Красная строка № 37 (388) от 28 октября 2016 года

Долги наши тяжкие

gosdolg_07_2016-3

Мы обратили на эту публикацию внимание потому, что по отношению к Орловской области её заголовок звучал издевательски: «Некоторым регионам России необходимо надолго забыть о «красивой жизни» (электронная газета «Взгляд» от 20 октября 2016 г.). Ну о какой «красивой жизни» можно говорить в наших условиях?! Но зато во всем остальном содержание статьи касалось Орловщины напрямую.

Речь в ней шла о том, что многие регионы РФ продолжают накапливать долговые обязательства, и кое-где долг уже вдвое превышает все доходы за год. Складывается впечатление, что губернаторы, не имея идей или желания создавать новые точки экономического роста в своих областях, решили переложить часть проблем на будущие поколения.

Национальное рейтинговое агентство (НРА) опубликовало исследование, посвященное кредитным задолженностям российских регионов. О том, что эта проблема становится все более серьезной, политики и экономисты говорят уже давно. Новгородская область в прошлом году даже допустила технический дефолт, когда у нее не нашлось денег на то, чтобы вовремя перекредитоваться.

По данным НРА, общий размер госдолга субъектов Федерации с начала года немного снизился, но по состоянию на 1 сентября он все равно составляет огромную сумму — 2,267 трлн. руб­лей. Основных источников денег два — коммерческие банковские кредиты и бюджетные кредиты. При этом за 9 месяцев текущего года произошла некоторая «рокировка»: если 1 января банковские займы составляли 41,64% от общей суммы долга, то к 1 сентября они снизились до 29,22%. Соответственно, выросла доля бюджетных кредитов — с 34,88% до 48,95%. Доля облигаций и госгарантий практически не изменилась — первые уменьшились с 18,66% до 17,15%, вторые — с 4,44% до 4,29%.

Деньги регионам дают в основном госбанки — 75% рынка контро­лирует Сбербанк. «Серебро» по объемам кредитования регионов приходится на второй по величине госбанк — ВТБ, его доля оценивается примерно в 15%. Оставшиеся 10% распределены между «Россельхозбанком», «Совкомбанком» и рядом других.
Стремление региональных властей заместить дорогие коммерческие кредиты дешевыми бюджетными деньгами выглядит вполне логично. Экономия существенная — коммерческие кредиты даются под ставку около 12% годовых, Минфин выделяет деньги под минимальную ставку 0,1%. Но насколько это оправданно для экономики страны в целом?

По мнению эксперта НРА Александра Пахалова, основная проблема не в том, кто дает регионам деньги, а в том, что долги слишком велики, а их дальнейший рост — «однозначно негативная тенденция».
«Регионам не хватает доходов для покрытия текущих расходов, включающих в том числе и социальные обязательства. В результате образуется бюджетный дефицит (на сегодняшний день дефицитными являются бюджеты 52 субъектов из 85), покрывать который приходится за счет заемных средств, включающих прежде всего банковские и бюджетные кредиты. Конечно, было бы лучше, если бы регионы справлялись с проблемой дефицита собственными силами — например, за счет привлечения инвесторов, увеличения налоговой базы, оптимизации расходов. Однако в сложившейся экономической ситуации сделать это практически невозможно», — отмечает аналитик.

Он также полагает, что тенденция по замене коммерческих кредитов деньгами Минфина скоро прервется. Богатым регионам по-прежнему будет проще брать деньги у банков, а не у федерального центра. «Более успешные и финансово устойчивые регионы продолжают привлекать новые банковские кредиты, а принятие решения о плавающей ставке сделает эти кредиты доступнее. Можно предположить, что доля банковских кредитов снизится еще на несколько процентных пунктов, а затем стабилизируется. В конечном итоге банковскими кредитами продолжат пользоваться наиболее экономически развитые и самостоятельные регионы, в то время как в других регионах основным инструментом долгового финансирования станут бюджетные кредиты», — полагает Пахалов.

В Сбербанке также надеются, что рынок кредитования регионов сохранится: в конце сентября начальник управления по работе с субъектами РФ Сбербанка Михаил Чачин заявил о перспективах роста портфеля кредитов, выдаваемых регионам и муниципалитетам.

Таким образом, несмотря на то, что банковские кредиты и бюджетные поменялись местами, говорить о том, что регионы станут меньше занимать, не приходится. Просто немногочисленные регионы-доноры продолжат пользоваться банковскими кредитами, а остальные будут ждать денег от Минфина. И до сих пор нет ответа — как снизить общую массу кредитов, которые грозят небогатым субъектам уже не техническими, а вполне настоящими дефолтами?

Ранее РИА «Рейтинг» опубликовало список наиболее закредитованных российских регионов по итогам первого полугодия 2016 года. В число абсолютных лидеров входят вполне финансово успешные субъекты Федерации — Краснодарский край (147,6 миллиардов рублей), Москва (107 млрд.), Московская область (98,5 млрд.), Татарстан (96,6 млрд.) и Красноярский край (94,7 млрд.).

При этом если для Москвы ее долг является относительно небольшим (лишь 6,5% от доходов), то Краснодарский край находится недалеко от опасной отметки — его долги составляют 96,6% от годового дохода.

У четырнадцати регионов долг уже превышает доходы бюджета. К опасным, практически «греческим» размерам подошла Мордовия — 199,4%, на втором месте в списке самых закредитованных Хакасия — 154,7%, на третьем — Костромская область — 144,2%. При этом у всех регионов, которые должны больше, чем зарабатывают за год, размер долга заметно вырос по сравнению с 2015 годом.

Орловская область занимает 69 строчку (из 85) рейтинга: отношение госдолга субъекта РФ на 1 июля 2016 года к налоговым и неналоговым доходам его бюджета за 12 месяцев составляет 97,8%. Причем, за первые шесть месяцев 2016 г. объем «нашего» госдолга вырос на 13,1% (до 14,49 млрд. руб.), а по итогам девяти месяцев — на 18,5% и сейчас составляет 15,2 млрд. рублей. То есть ситуация стабильно ухудшается.

Летом 2014 года во вступительной статье к проекту «Программы развития Орловской области в 2014-2024 гг.» тогда ещё временно исполняющий обязанности губернатора Орловской области В. Потомский писал: «Эффективная работа с федеральным центром нам также поможет снизить долговое бремя Орловской области. На сегодняшний день объем государственного долга региона превышает 9 млрд. рублей, 5 млрд. из них — это кредиты коммерческих банков. Мы поставили задачу добиться замены кредитов коммерческих банков бюджетными кредитами, что позволит снизить ставку по кредитам с 10% до 2-4% годовых и даст экономию для бюджета только в этом году около 150 миллионов рублей».

Как становится понятно из таблицы РИА «Рейтинг», на середину 2016 года доля бюджетных кредитов в суммарном объеме госдолга Орловской области составляла 61,3%, а доля коммерческих кредитов — 38,7%. Таким образом, за два года соотношение действительно несколько изменилось в пользу бюджетных кредитов. Но насколько это спасает ситуацию, если общий госдолг региона за это же время вырос еще на 6 миллиардов?

Замещение коммерческих долгов практически беспроцентными (а учитывая инфляцию — имеющими обратные проценты) кредитами Минфина, безусловно, облегчает обслуживание долга. Например, в случае Мордовии, если бы весь долг был коммерческим, на выплату процентов уходила бы четверть доходов бюджета. Но это именно облегчение, а не решение проблемы.

России в начале 2000-х годов удалось успешно решить проблему огромных кредитов, набранных за рубежом в последние годы существования СССР и в «лихие девяностые». Превышающая годовой бюджет задолженность — серьезное препятствие к развитию небогатых субъектов Федерации, без чего невозможен истинный федерализм.

Нефтегазовые регионы не могут и не должны содержать всю страну. Сейчас важно не просто жить по средствам, а искать новые пути для привлечения инвестиций и новые направления для внутреннего развития — это может быть туризм, перспективы которого в Псковской, Костромской и Астраханской областях, а также в Карелии, Северной Осетии, Забайкалье и Хакасии весьма велики. Это привлечение инвесторов, в том числе иностранных (из числа стран, которые отказались вводить санкции против России). Это развитие межрегионального сотрудничества, которое способно дать кумулятивный эффект.

«Судя по тому, как некоторые регионы активно наращивают объемы заимствований, многие губернаторы уверены, что решать вопрос возврата средств будут не они. Подобная безответственность вряд ли имеет право на существование в нынешних экономических условиях», — делает вывод обозреватель «Взгляда» А. Крылов. И это справедливо.

А таким бедным областям, как Орловская, наверное, в первую очередь следует особое внимание обратить на зарплаты высших чиновников и депутатов, пиар своих губернаторов в СМИ (включая федеральные), привычку устраивать разнообразные культурные (и не очень) мероприятия, не жалеть денег на шикарные автомобили и бизнес-класс в самолетах для чиновников. Это время прошло.

Публикацию подготовил
Сергей Февралёв.

самые читаемые за месяц