Красная строка № 14 (409) от 28 апреля 2017 года

Если не сработал электронный проездной…

В конце прошлого — начале текущего года произошло несколько случаев, когда пассажиры орловских маршруток не смогли оплатить поездку с помощью электронного проездного билета. Некоторые из них обратились в нашу газету. «Красная строка» и телерадиокомпания «Истоки» ответили несколькими публикациями и передачами на эту тему.

Если отбросить эмоции и отдельные нюансы маршрутных конфликтов, то можно выделить два основных вопроса, которые волновали горожан: как действовать, если проездной не срабатывает, а водитель выгоняет из автобуса, и второй вопрос: почему происходят сбои электронного билета, который, по идее, должен работать, как часы?

Ответ на первый вопрос отчасти дает постановление администрации города Орла, увидевшее свет в конце марта и озаглавленное следующим образом: «О внесении изменений в постановление администрации города Орла от 09.09.2015 № 3993 «Об утверждении положения о проездных билетах в городе Орле и порядка предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок города Орла». Раздел шестой этого документа так и называется: «Порядок разрешения спорных ситуаций в транспортном средстве при отсутствии фиксации проезда по электронному проездному билету».

Отныне четко прописано, что проездной билет должен быть приложен к считывающему устройству определенное время, а не на мгновение. Есть и еще один момент, отныне юридически оговоренный. Как говорится, пассажирам на заметку: «Если терминалом предоставляется информация по карте, в том числе появляется надпись о любой ошибке при прикладывании карты (к примеру — «Карта не читается») — это свидетельствует о работоспособности (исправности) карты (проблема связана с несоблюдением правил по работе с терминалом). В этом случае перевозчик обязан перевезти пассажира без взимания платы». Если же терминал никак не реагирует на вашу карту, не издает звуковой сигнал, не меняются надписи на экране, то, скорее всего, «сбоит» ваш проездной. Тогда у водителя есть право потребовать от вас оплатить поездку наличными в размере 16 рублей. Но, заплатив, обязательно возьмите у водителя бумажный билет. При этом будьте внимательны: билет должен соответствовать требованиям бухгалтерского учета и в нем должны быть обязательно указаны фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющего пассажирские перевозки.

С этим документом, своим электронным проездным и чеком, который должен сохраниться у вас после последнего пополнения электронного счета, вы можете обратиться к оператору, то есть в ОАО «РИЦ Орловской области». Там проверят вашу электронную карту, и если она исправна, возместят вам стоимость поездки. (В свою очередь, РИЦ потом взыщет эту сумму с перевозчика). Компенсируют вам стоимость поездки и в том случае, если карта окажется бракованной (при условии, что не истек годовой срок ее гарантийного обслуживания). Если же выяснится, что проездной не работает, потому что вы сами с ним плохо обращались и повредили электронное устройство, то вам придется за свой счет приобрести новую карту. Оператор лишь восстановит вам остаток поездок на новом электронном билете. Несправная карта будет заблокирована.

К сожалению, в постановлении администрации ничего не сказано о случаях неисправности электронного проездного, прослужившего дольше срока гарантийного обслуживания. Ведь может случиться так, что пассажир пользовался своим проездным больше года, обращался с ним бережно, а тот вдруг взял да подвел его. Что, придется покупать новую карточку и тратить свои деньги за чью-то чужую вину?

Остается надеяться, что Расчетно-информационный центр Орловской области (РИЦ) продолжит начатую работу с производителями карт и обеспечит орловских пассажиров достаточно надежными электронными носителями.
Как рассказал генеральный директор ОАО «РИЦ Орловской области» В. Емельянов, наиболее проблемными оказались карточки из той серии, которая появилась в городе осенью прошлого года. Все нереализованные карты этой серии были отправлены на завод-изготовитель и повторно проверены. И что же выяснилось?

«Слабым местом» оказался пластиковый проводящий слой, которым соединяется электронный чип карты с антенной, также запечатанной в карту. Любопытно, что в процессе испытаний одна и та же карта могла вести себя по-разному: неработающая вдруг начинала работать и наоборот. Емельянов рассказывает, что порой даже, сжимая пальцами поверхность карты в районе чипа, удавалось «запустить» ее на какое-то время. Специалисты пришли к выводу, что на проводящий слой влияют перепады температур. Этот фактор усугубляется работой слоя на изгиб, что в большинстве случае и происходит в маршрутках, когда водители второпях гнут электронные карты, как игральные, прикладывая их к считывающему устройству.
Выход есть. Это так называемые паяные карты, где вместо проводящего слоя для соединения чипа с антенной используется металлическая пайка. И таким картам впредь будет отдаваться предпочтение, заверяет генеральный директор ОАО «РИЦ Орловской области».

Что же касается «старых» карт из неблагополучной серии, то те из них, которые не были реализованы и теперь повторно проверены изготовителем, обещают минимум проблем своим будущим владельцам. По крайней мере, В. Емельянов это гарантирует. Для полной надежности этих карт РИЦ рекомендует приобретать жесткие чехлы для них. Такая пропускающая сигнал оболочка позволят избежать малейшей деформации электронного носителя при хранении и использовании. Стоимость таких чехлов копеечная, а эффективность существенная, подчеркивают в РИЦе.

Есть у В. Емельянова и еще одно перспективное предложение. Генеральный директор ОАО «РИЦ Орловской области» обратил внимание на тот факт, что карты самых первых серий, запущенные в Орле еще в 2014 году, бесперебойно работают вот уже три года. По крайней мере, никаких нареканий от граждан к этим проездным не было, уверяет В. Емельянов. Эти «чудо-карты» отличаются от более поздних тем, что в них нет видимой части чипа — золотистого квадратика с таинственным нитевидным узором. «Старые» карты с виду — это просто кусок пластика с картинкой и надписями. Но проблема в том, что такие карты можно пополнять только с помощью человека-оператора, тогда как карточки с видимой частью чипа обслуживаются автоматическими устройствами — терминалами.

Помните, как в комедии «Кин-дза-дза»: «Девушку вынули — автомат поставили». Но сведенный до минимума в одном месте человеческий фактор тут же проявился в другом. Получив возможность свободно, без очередей пополнять карты через терминалы, горожане столкнулись с водителями маршруток на почве «размагничивания» проездных билетов. И выбирая из двух зол, ОАО «РИЦ Орловской области» намерено с июня существенно увеличить в обороте долю карт именно «старого» образца, которые можно пополнять с помощью сотрудников отделений поч­ты или Сбербанка. Так что, уважаемые пассажиры, пользователи электронных проездных билетов, делайте выводы.

Однако кроме надежности самих электронных носителей и ясности во взаимоотношениях между пассажирами и перевозчиками, есть еще и третья сторона проблемы — ограничение количества поездок по отдельным видам проездных документов и сроки пополнения электронных счетов. Уже упомянутое здесь постановление администрации города, к сожалению, утверждает еще более жесткое лимитирование льготных поездок для пенсионеров и школьников: не более 60 со сроком действия 30 календарных дней. На этом настояли перевозчики, которые даже с учетом дотаций из городского бюджета получают за каждую поездку по льготным проездным документам значительно меньше общепринятой стоимости проезда. Но следует обратить внимание, что сроки пополнения таких билетов уже не привязаны к определенным календарным параметрам. И это плюс. Теперь ни пенсионерам, ни школьникам не нужно идти на почту или в отделение Сбербанка именно в период с 15 числа предыдущего месяца до 10-го следующего. Важно только, чтобы прошло не меньше 29 дней с момента последнего пополнения счета. Значит, меньше риска оказаться в длинной очереди.

Календарные сроки сохраняются только для пользователей безлимитных проездных — ЕСПБ, общегражданских проездных билетов на электротранспорт, проездных для организаций, дачных билетов. Вне жестких календарных сроков остается и так называемая Единая транспортная карта Орловской области. Запущенная как экспериментальная модель электронного проездного билета, эта карта с февраля, после утверждения на сессии горсовета, действует в Орле на равных с другими видами проездных документов. Это тоже лимитированный проездной. Перевозчики не получают по нему никаких дотаций из бюджета, хотя стоимость поездки по такому билету в среднем получается 12 рублей. Генеральный директор ОАО «РИЦ Орловской области» В. Емельянов говорит, что этот вид проездного фактически не имел никакой рекламы. Но, тем не менее, достаточно быстро стал популярным среди орловских пассажиров. И перевозчики согласились возить людей по Единой электронной карте. Даже так называемые «трехзначные маршрутки» готовы возить людей с этим проездным из ближайших пригородов в областной центр и обратно. Дело за малым: должно быть принято решение на уровне областной администрации. Достигнутые было договоренности оказались не оформленными юридически из-за очередных кадровых перестановок в администрации области. И решение вопроса застопорилось, хотя в этом заинтересованы как жители пригородов Орла, так и перевозчики.

Ко всему сказанному остается добавить, что «Красная строка», со своей стороны, всегда готова осветить проблемы, связанные с применением электронных проездных билетов в городе Орле. Мы открыты и для пассажиров, и для перевозчиков, и для сотрудников администрации города Орла, курирующих это направление деятельности, и для ОАО «РИЦ Орловской области». Как и во всех других случаях, мы за откровенное, глас­ное решение спорных вопросов в интересах гражданского мира и благополучия граждан. Мы открыты для всех, кто действительно хочет и такого мира, и такого благополучия.

Андрей Грядунов.

самые читаемые за месяц