Красная строка № 24 (460) от 7 сентября 2018 года

К вопросу о «трендах»…

На самом деле ответ и. о. губернатора на вопрос: «Не желает ли он вписать своё имя в историю Орловщины, осуществив какой-нибудь масштабный, добрый, светлый проект — как, например, Столыпин в Саратове?» — был не самой интересной составляющей форума журналистов, собравшихся со всей области в фундаментальной библиотеке ОГУ им. И. С. Тургенева на минувшей неделе. Поводом послужило приглашение «большого» Союза журналистов собраться и одним днём обсудить ситуацию в СМИ, поговорить о новых медиа, трендах, социальных сетях. Ну и поучить нас, региональных, кое-каким профессиональным премудростям.

То, что форум журналистам необходим — говорится уже давно. Журналистика — важнейший элемент управления обществом, и без её «настройки» и «отладки» даже на заборе ничего не напишется. Что уж говорить об управлении регионом, да ещё в ситуации, когда его надо как-то поднимать и развивать.

Однако губернатор высказался однозначно: ни собирать журналистов на ежемесячные пресс-конференции («я и так на связи в соц­сетях»), ни использовать их ресурс для реализации какой-либо внятной программы развития («я — не Столыпин»), ни, насколько можно было понять, делать университет локомотивом развития (типа Кембриджа или Гарварда) он не считает нужным.

Будучи предоставленными сами себе и организаторам, орловские журналисты занялись тем, ради чего и были собраны коллегами из Москвы — слушанием выступлений московских спикеров-экспертов. Скажу откровенно, в пяти-шести «мас­тер-классах» ничего принципиально нового сказано не было: спикеры говорили преимущественно о технических деталях, ограничиваясь общими положениями, либо советами, вроде «делать новости с юмором и эротикой» в стиле «комсомолки» и «РЕН‑ТВ» (это на наших-то «Областном» и ОГТРК??? У нас в городе даже студентам такого никто не позволит).

Исключением стало последнее выступление, на котором присутствовала едва ли дюжина из сотни зарегистрированных участников. А жаль: Максим Сычев — директор по стратегическому развитию Рекламного альянса издателей — очень делово и толково рассказал не только о деятельности (бесплатной!) своего альянса, помогающего изданиям с рекламой и настройкой сайтов, но и конкретно познакомил с новейшими технологиями их монетизации. Проще говоря — объяснил, как бедным региональным СМИ заработать немного денег с помощью своих (как правило безнадёжно запущенных) сайтов.

И в принципе можно бы было — поворчав немного для проформы — так и забыть о мероприятии: ведь встретились, пообщались, послушали столичных мастеров, да ещё и кофе-брейком (обедом то бишь) были кормлены… Но лично меня всё время не отпускала мысль: прекрасно, наверное, что к руководству Союзом журналистов России прорвались молодые менеджеры, здорово, конечно, что и года не прошло, как уже запланировано аж 27 инфорумов по всем крупным городам и весям нашей Родины и часть уже проведена… Но вот хоть режьте — уверен, что сути журналистики, её «субстанции» («души») и функции в обществе они не понимают.

Даже для профессионалов она сводится к техническим деталям: как сверстать новость, как монетизировать сайт, как создать канал в «Телеграме», как попасть в тренд и т. д. Что ж говорить о руководителях и хозяевах СМИ — для них «репортёришки» (В. Дорошевич) до сих пор есть нечто вроде назойливых мух или, в «лучшем» случае, сексапильных телебабочек. А между тем в США, а затем и во всём мире, совершается — тихо и неприметно — так называемый «медийный поворот».

Суть в том, что журналистика с 80-х годов понимается не как «история печати» (300 лет которой мы недавно праздновали), а шире, как «медиа» — сила, организующая и поддерживающая существование общества, наряду с политикой, культурой и экономикой. Поэтому развиваются «фабрики мысли», университеты получают огромные гранты, идут ожесточённые дискуссии о медиалогии: медиа признаются ведущим ресурсом общественного развития.

Что было сказано об этом «тренде» на форуме в Орле? Правильно, ничего. Нам по привычке привезли «темы» попроще, впрочем, и они для многих стали откровением. Можно ли винить в чём-то организаторов? Конечно, нет: может ли слепой повести слепого? Они и так сделали за нас нашу же работу. И вот за это им огромное спасибо.

Андрей Леонидов.

Лента новостей

«Студия РАНХиГС»