Красная строка № 17 (368) от 13 мая 2016 года

Кое-что ни о чём, или Размышления над отчётом мэра города Орла о результатах деятельности за прошедший год

42b497a069eb1ff8220db87ec3655690

В Орле уже стало традицией — власти формально докладывают о своей работе за год, депутаты как бы принимают эти декларации к сведению, а населению вообще весь этот цирк до тяпки. Думаю, не ошибусь, если предположу, что во всём областном центре вряд ли более пяти человек прочитали отчёт мэра В. Новикова, включая в эту пятёрку корректора «Орловской городской газеты», где он был опубликован.
Вот почему если кто-то шёл на девятое, апрельское, заседание Орловского городского Совета народных депутатов как на праздник, то этого человека ждало глубокое разочарование. Да, малый зал городской администрации был полон, люди переговаривались, шелестели бумажки, операторы устанавливали камеры. Но «праздник» закончился сразу же, как только слово для выступления дали Василию Новикову — давненько таким унынием не веяло с трибуны горсовета…

Чтобы не быть предвзятой, внимательнейшим образом прочла отчётный доклад дома уже с карандашом в руках. Итог оказался ещё более удручающим, чем при восприятии текста на слух.

Итак, первая его часть посвящена титанической работе депутатского корпуса над бюджетом города Орла. Здесь можно встретить много разных слов, сложенных в предложения, но не несущих в результате никакой смысловой нагрузки: «Работа над бюджетом — главная задача, одно из исключительных полномочий Совета…
В этой деятельности у нас налажено конструктивное взаимодействие… Как и в предыдущие годы, ключевыми вопросами были… утверждение бюджета и отчёт о его исполнении. На 11 из 13 заседаний депутатами проводились корректировки бюджета. Мы максимально взвешенно подошли к формированию и рационально распределили расходы. Была создана согласительная комиссия, выработан единый подход… Проведённый комплекс мер позволил… Все заявленные приоритеты нашли своё отражение… Формирование расходов осуществлялось с учетом выполнения «майских» Указов Президента. Нам удалось сохранить такие обязательства, как…». И так далее, и тому подобное.

Что такое, собственно говоря, бюджет? Это деньги. А бюджетная политика? Это установленные законом способы их получения и расходования.

Способы бывают разные. Самый эффективный — это строительство новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий (или подъём старых), увеличение количества рабочих мест и, соответственно, сбор налогов. Повышается жизненный уровень горожан, растёт их покупательная способность, зарплаты и пенсии. Кто не может добиваться этого сам, привлекает инвесторов, и тогда городскую казну пополняют и они. Неплохие результаты дают также высокоразвитая городская инфраструктура, сферы быта и обслуживания, досуга и отдыха, спорта и туризма, железные дороги и аэропорты. Если подойти с умом, то неплохо заработать можно на местном колорите — ливенских гармошках, мценском и елецком кружеве, плешковских глиняных игрушках, не говоря уже о писателях-орловцах, третьей литературной столице и домике Лизы Калитиной.

Но Василий Фёдорович на эту тему не сказал ровным счётом ничего — наверное, потому что нечего. Вывод напрашивается сам собой: всё, чем занимались депутаты в отчётном году в плане бюджета — это одиннадцать раз перетягивали дырявое одеяло с места на место, пытаясь хоть как-то прикрыть зияющие прорехи.

Ни слова не прозвучало о таком источнике пополнения городской казны, как муниципальные предприятия. А ведь там масса проблем: весь прошедший год лихорадило спецавтобазу, ТТП и ПАТП-1 область пытается объединить, ГУП «Орелфармация» готовится поглотить муниципальные аптеки, «Орелводоканал» губернатор настойчиво намеревается передать в концессию…

К слову, хорошо бы, Василий Фёдорович поведал, что это за зверь такой — концессия? И что будет иметь с этого город? Даже ручные профсоюзы, и те возмутились, а мэр и народные избранники — ни звука. Выходит, и дальше будем полагаться лишь на волю божью да на губернаторскую милость? Для чего тогда вообще в городе нужен мэр? Или, может, мэрии давно следовало бы передать все свои полномочия в областной «Серый дом»? Как говорится, баба с возу…

А как, кстати, обстоят дела с теми полномочиями, которые муниципалитет уже передал областным властям? Лучше стало от этого горожанам или хуже? Более того, если спросить у нового состава депутатов, какие именно полномочия переданы, а какие остались в их ведении, то далеко не все ответят на этот вопрос.
Промолчал Новиков в своём отчёте и про землю. А ведь это тоже очень важный источник пополнения бюджета. Недаром же область в своё время забрала себе право распоряжаться городскими землями — под предлогом того, что собственность на них не разграничена. Судя по фигуре умолчания, нынешний мэр и его депутатский корпус на эту тему даже звука не посмеют издать…

Итог бюджетной политики нынешних городских властей, согласно мэру города Орла, таков: «В отчетном году сумма муниципальных заимствований превысила 1 миллиард 169 миллионов 500 тыс. рублей. Основная часть этого долга вызвана необходимостью перекредитования коммерческих кредитов, которые город набирал в предыдущие годы. Это огромная сумма — более 930 млн. руб. Долговая нагрузка на бюджет города Орла по итогам финансового года возросла в сравнении с 2014 годом на 236 миллионов руб. … и дей­ствующему составу городского Совета придется находить решения по снижению этого бремени».

Если эти «решения по снижению» выразятся не в очередном перекредитовании, то хотелось бы знать, в чём именно, ведь на дворе уже май 2016-го. Можно, конечно, и дальше кивать на А. Касьянова с его кредитом, взятым на восстановление Александровского моста. Но не тогда, а сегодня, в канун юбилея, мы видим грязный и облезлый областной центр, «убитые» дороги, проклинаемые водителями раздолбанные мосты и пассажирский транспорт на грани коллапса. Повсюду взрытая плитка и вывороченные бордюры — как подметил депутат В. Строев, такое ощущение, что в Орле по ночам орудуют партизаны. На фоне этакой красоты ещё чудом оставшиеся в живых МУПы, как выражается «Орлец», стремительно движутся к своему окончательному успеху…

А что же думает мэр о развитии города как единого социально-экономического и хозяйственного комплекса? Ничего. Или, во всяком случае, своими мыслями он с депутатами и населением Орла по каким-то причинам не делится.

В отчёте лишь упоминается о 113 публичных слушаниях в области градостроительства, перечисляются отремонтированные и построенные школы и сады (все — на «юбилейные» деньги), гипермаркет, торговый центр и магазин. Какова в этом роль и заслуга мэрии и горсовета — тайна есть.

Зато умиляет фраза: «Все мы хотим видеть на месте аварийных домов и ветхих кварталов современные постройки с удобными транспортными развязками». Напрашивается вопрос: кто мешает? Постройте и любуйтесь. А заодно ответьте на вопросы, почему в городе так упали объёмы жилищного строительства за год? В чём суть конфликтов застройщиков с главным архитектором области и областным управлением архитектуры? Какие проблемы возникли между областными властями и «Орёлстроем»? Как будут сдаваться жилые дома, построенные с нарушением градостроительных норм?

Как пример нахождения баланса интересов жителей и инвесторов в отчёте Новикова приводится новостройка на углу Карачевского шоссе и улицы Васильевской. Но не упоминается конфликт горожан с инвесторами по поводу строительства, например, «высотки» в районе школы № 38. Жители рассказывали в редакции «Красной строки», что обращались по этому поводу и в горсовет, и лично к мэру. В горсовете создана беззубая комиссия под руководством Р. Дубровской. А Новиков тем временем рассказывает жалобщикам, что соответствующие письма направлены по соответствующим адресам. Но застройщику до всего этого и дела нет. Работы продолжаются. Их чуть притормозили только грунтовые воды, которые стали просачиваться в котлован, но никакой заслуги депутатов в этом, как вы понимаете, нет.

Мэр вспоминает, что ещё в 2005 году горсовет утвердил перечень земель рекреационного назначения. Но лишь спустя всего каких-то 11 лет депутаты дозрели до того, что «необходимо концептуально представлять, что мы хотим видеть в городском, детском парках, в парках «Победа», «Ботаника» и других». То ли будет ещё через очередной десяток лет!

Но пока озаботились бы хотя бы самим центром города — улицей Ленина, «ремонт-реконструкция-реставрация» (?) которой уже идёт полным ходом. Но ведь это же заповедная зона Орла, и никакие работы без разрешения того же самого горсовета здесь невозможны, они запрещены законом! А горожане что-то пока не слышали ни о каких разрешающих решениях Совета. Или мы ошибаемся? И даже скандал вокруг брусчатки не поколебал гранитного спокойствия мэрии.

Уважительное отношение к истории и культуре Орла мэр видит в установке мемориальных досок и наименовании улиц. Хорошо бы он видел его ещё и в сохранении исторических и заповедных зон города. И напомнил бы об этом с трибуны твёрдым голосом.

Василий Фёдорович, правда, отметил что «пока остаются немым укором для власти и требуют решения вопросы по зданию на ул. Гостиная 1, дому Лизы Калитиной и другие. Обязательным условием принятия решений по таким объектам должен быть учет общественного мнения». На наш взгляд, обязательным условием принятия решений по таким объектам должна быть способность властей принимать хоть какие-то решения, а не мямлить с трибун нечто, никого ни к чему не обязывающее.

Впрочем, когда речь в отчёте пошла о пользовании и распоряжении муниципальным имуществом, пустословия оказалось ещё больше: «В отчетном году подготовлены и рассмотрены вопросы о работе с.., по обеспечению… и по распоряжению… По итогам рассмотрения данных вопросов определены направления и резервы повышения эффективности использования муниципального имущества с целью увеличения поступлений в бюджет города…».
Позволительно поинтересоваться, какие направления? Какие конкретно резервы?

«Ежемесячно вёлся кон­троль за реализацией Прогнозного плана приватизации.., вносились изменения и дополнения… Депутаты для принятия коллегиального решения в отношении «спорных» помещений принимали участие в обследовании объектов, предлагаемых к включению в программу приватизации». Единственная цифра в этом разделе — это потери бюджета в 2015 году от повышения аренд­ной платы — порядка 1,5 млн. рублей. Так что депутатами принято решение в этом году аренду не повышать. «Я надеюсь, — изрёк мэр, — что этим горсовет помог поддержать своё дело многим орловским предпринимателям». Комментарии, мне кажется, излишни.

А про жилищно-коммунальное хозяйство города в отчёте не было сказано просто вообще ничего: «На заседаниях комитета (по ЖКХ. — Авт.) 6 раз рассматривались вопросы, связанные с прохождением отопительного периода. Депутаты неоднократно собирались для согласования инвестиционных программ… Выработка конкретных предложений, принятие решений позволили контролировать работу.., способствовали привлечению к решению задач по управлению.., защите прав орловцев во взаимоотношениях с… Требуется продолжить информационно-разъяснительную работу, оказание практической помощи гражданам в вопросах…». Похоже, и здесь горожанам беспокоиться не о чем.

Одним словом, ничего системного, концептуального, определяющего для жизнеобеспечения и социально-экономического развития областного центра, как это ни печально, мэр не сказал.

Но может быть, он хотя бы глубоко осветил работу самого городского Совета, его нормотворческую деятельность, многогранные усилия народных избранников на поприще служения горожанам? Вот что прозвучало в отчёте В. Новикова, когда речь пошла о динамичном изменении правовой базы. За год городской Совет принял 217 решений, которые размещались, направлялись и публиковались. Трижды вносились изменения в Устав, а «проведенная осенью оптимизация городского Совета изменила сложившийся порядок работы районных территориальных депутатских групп. Это новшество воспринимается в обществе неоднозначно. Многие орловцы, привыкшие к работе РТДГ, считают эту форму более эффективной. Мы не должны исключать перспективы возобновления деятельности в хорошо зарекомендовавшем себя формате». Спрашивается, зачем отменяли?

«В отчетном году осуществлялось тесное и конструктивное взаимодействие городского Совета депутатов с органами прокуратуры. За отчетный период в городской Совет было внесено 6 протестов, 5 требований и 19 представлений прокуратуры». Опять-таки, это много или мало? Хорошо или плохо? Что опротестовывала прокуратура, что требовала и что представляла?

Затем мэр напомнил тем, кто забыл, что Орловский городской Совет и администрация города Орла являются учредителями «Орловской городской газеты», которая официально публикует нормативные правовые акты, отметил, что в работе со СМИ и общественностью все представители муниципальной власти должны придерживаться принципа равной открытости. Однако, «Красная строка» с приходом нового мэра рассылку из горсовета получать перестала…

Далее глава города посетовал на экономический кризис, который потребовал принятия жёстких мер режима экономии бюджетных средств, вследствие чего была сокращена штатная численность аппарата горсовета. «При этом, — уточнил Василий Фёдорович, — основным критерием проводимых организационно-штатных мероприятий принималось обязательное сохранение аппаратом способности выполнять возложенные на него полномочия за счёт повышения интенсивности труда и взаимозаменяемости работников».

Со своей стороны, зная ситуацию изнутри, могу со стопроцентной уверенностью сказать, что на самом деле основным критерием проведённых организационно-штатных мероприятий было выдавливание из аппарата горсовета всех сотрудников, принятых на работу предыдущим мэром. Более того, на режиме экономии бюджетных средств увольнение «ступинских» людей никак не сказалось. Судите сами: гораздо эффективнее было бы ликвидировать должности двух заместителей председателя горсовета на освобождённой основе (чего, кстати, неоднократно требовали от мэра С. Ступина люди, сами заседающие сегодня в горсовете). Помимо зарплаты примерно в миллион семьсот, каждому заму положена машина (плюс её обслуживание) и личный водитель. Среднегодовое содержание одного заместителя равнозначно зарплате как минимум пяти сотрудников аппарата. Это если принимать за чистую монету количество сокращенных ставок.

На самом деле Василий Фёдорович лукавит. Например, из структуры аппарата горсовета был удалён отдел по взаимодействию со СМИ, состоявший из двух человек. Но на их место сразу же взяли двух референтов с теми же функциями. Кстати, одного из них вскоре сами выгнали, по слухам, за профнепригодность.

А бывший заместитель начальника управления продолжает работать в должности эксперта. По конкурсу принят на работу консультант отдела документационного и материально-технического обеспечения. Так что речь здесь изначально шла о чём угодно, но только не об экономии бюджетных средств…

Позабавил докладчик и разделом о работе с населением. Как выяснилось, за год на приём к главе города обратились 105 граждан. Это менее девяти человек в месяц, просто статистическая погрешность, что красноречиво говорит о реальном авторитете мэра среди орловчан. Оно и понятно: кроме как выслушать «под фотоаппарат», чем он ещё может помочь людям?

Впрочем, несмотря ни на что, Василий Фёдорович завершил свой отчёт радостным ожиданием юбилея города и надеждой, что «красивые школы и детсады — это ориентир, который должен стать нормой, а станция обезжелезивания, реконструкция центральных улиц и многое из того, что власть делает сегодня — это не отдельные эпизоды в жизни города, а направление его развития».

Вот, собственно, и всё. Ни серьёзных цифр, ни аналитики, ни планов дальнейшего развития, ни оценок работы городской администрации — при том, что глава этой администрации — нанятый мэром по контракту управляющий. Какие задачи перед этим управленцем ставились? Какие выполнены, какие нет и почему? Чем будем пополнять бюджет, как обеспечивать людей работой?

Оценку этому отчёту то ли мэра, то ли председателя горсовета, наспех слепленному кое-как, дал депутат горсовета Н. Паршиков. Николай Александрович сказал примерно следующее: отчёт носит технический характер, а итоговый доклад требует концептуальной проработки. Куда идёт город? Что последние годы делается? Есть мифические программы, которые не исполняются, а до юбилея осталось 90 дней. Город вымирает, уменьшается, ему бы получить динамичное развитие. Необходимо системное видение того, что будет с Орлом дальше.

С такой оценкой трудно было не согласиться. Но это только в том случае, если действительно заботиться о городе и его жителях. Если же просто выполнять функции «свадебного генерала» — перерезать ленточки на открытиях, заседать в президиумах торжественных мероприятий, позировать перед видеокамерами на выставках, — то ничего, вполне сгодится.

Наверное, поэтому все 27 присутствовавших на сессии депутатов (из 38 по списку) дружно приняли это «кое-что ни о чём» к сведению, единогласно проголосовали «за» и с той же принципиальностью перешли к следующему вопросу…

Светлана Лебёдкина.