Красная строка № 22 (417) от 18 августа 2017 года

Красивая игрушка от богатого спонсора

Жара неизбежно спадет, к тому же — сентябрь на носу, традиционно заканчивающий сезон отпусков и расслабленности, начнутся будни с их тревогами и проблемами, ждущими решений. А проблемы бывают не только материального порядка. Более того, благополучие этого рода не избавляет даже самых успешных от нравственных исканий или, по крайней мере, от назойливого, не проходящего душевного зуда. «Вот я столько накопил, а что дальше?»; «в погоне за богатством не прошел ли я мимо чего-то более ценного?»; «Христос был нищ, а христианин ли я со своими миллионами»? Но это — у самых совестливых и тонких. Публика погрубее, со шкурою потолще, волнуется менее осознанно, но тем сложнее и ответственнее задача, стоящая перед православными пастырями, призванными, как минимум, открыть глаза пасомым на мир смутный, потусторонний, где уже не будет времени для исправления ошибок. Там только воздаяние — кому за грехи, кому за праведность.

Мы упомянули пастырей православного стада только потому, что инославные — не наша епархия, пусть они сходные проблемы решают сами, по-своему.

А мы — по-своему. Не дожидаясь сентября, потянулся я в Вятский Посад, известный прежде как поселок элитных коттеджей в пригороде Орла, а ныне, с тем же названием, но в кавычках — как образцовый, открытый и учрежденный на самом высоком уровне Духовный православный центр. И хоть у меня нет миллионов, и живу я от зарплаты до зарплаты, которой, по всей видимости, скоро не будет, пока не найду новой, вопросы духовного свойства иногда посещают и меня.

Кстати, граждане, не обремененные машинами и имеющие некоторый запас здоровья, настоятельно рекомендую вам не пользоваться в этом походе такси и автобусами. Идите пешком. От химмашевской развилки, мимо ипподрома, вы дойдете до Вятского Посада по обочине хорошего шоссе и народным тропам менее чем за час.

Идти, правда, чтобы уложиться, нужно быстро, но это совершенно не мешает думать и любоваться видами.
До чего же красива Орловщина! Только почему для осознания столь простого факта нужно подальше уйти от центра Орла? Но это не духовный вопрос, он не поможет нам в поиске смыслов. Хотя… Власть — в центре, она организует среду в соответствии со своими представлениями о прекрасном и духовном. Возможно, эти представления не совпадают с моими. Или я недостаточно духовен и потому ущербен в своих представлениях о прекрасном? О чем только ни передумаешь, идя пешком в «Вятский Посад»…

Почему, например, этот Центр одновременно называется духовным и православным? К чему такая избыточность? Ведь если православный, то, наверняка, и духовный. Как же иначе? Или иначе бывает, и «Вятский Посад» должен стать преградой на пути бездуховного православия? Хорошо, если так. То есть, хорошо, если Центр в Вятском Посаде должен стать преградой для бездуховности, а не то хорошо, что бездуховное православие возможно.

Вот и цель путешествия — «Вятский Посад». Земляки! Без преувеличения: этот центр — новая и очень яркая достопримечательность Орловской области. Если не были здесь, побывайте. Не знаете, куда свозить своих иногородних гостей — свозите в «Вятский Посад». Не прогадаете, не пожалеете. Про духовность пока помолчу, мне ли судить? А вот об эстетике порассуждаем, это проще.

Если бы юбилейные объекты делали так, как этот комплекс, Орел стал бы жемчужиной Средней полосы России. Например, «вятско-посадские» дорожки из булыжника. Обычное, казалось бы, дело. Но если бы эти дорожки перенести на площадь им. Ленина, она бы из нынешнего своего унылого состояния перешла бы в категорию украшений. Скажу так: «Вятский Посад» — это не уровень Орловской области и тем более не Орла. Назовем Центр объектом «Газпрома» с соответствующим уровнем исполнения и контроля. Здесь точно нельзя было надыбать где-нибудь на заброшенных складах безликую плитку и выдать ее за последний писк дизайнерской моды, отбиваясь от вопросов типа: «А почему убого-то так»? В «Вятском Посаде» все изумительно красиво, и эстетика дорогих материалов не портится качеством работы, тоже явно не южного происхождения.

Здесь вы получаете удовольствие, прежде всего, эстетическое. Даже семикупольная церковь, лишенная внутренних росписей, прошу прощения, стильна. Зайдите, оцените. Кто-то, может быть, даже помолится. Белый мрамор с тонким рисунком, изящный, по-другому не скажешь, иконостас, общая атмосфера света и какой-то воздушной легкости.

Все здесь стильно, дорого, ухожено. Утомленный газонокосильщик утюжит, подравнивая, и без того, казалось бы, идеально ровные газоны.

Купель — пожалуйста. Доступна и просто роскошна, настолько красива, удобна, настолько в этом здании все выверено и продуманно! Другое дело, что иконы внутри я ни одной не увидел. Это как-то странно. Наверное, окунаясь, был недостаточно внимателен, не глазел по сторонам. Возможно.

Словом, прогуляетесь с большим удовольствием. Одни цветники чего стоят! Что касается Центра духовности и православия, не знаю, что сказать. Новой церковью, даже красивой, людей сегодня не удивишь. В любом случае, этого маловато для соответствия статусу Центра, способного притягивать к себе паству, и без того имеющую возможность окормляться, заказывать требы и участвовать в таинствах.

В этом смысле «Вятский Посад» больше похож на этнографический заповедник, главная задача которого — развлекать туристов. Пожелаем удачи открывающейся в ограде Центра православной гимназии, но несколько (даже десятков) человек, обучающихся по обычной школьной программе, плюс Закон Божий (именуемый ныне основами православной веры), плюс знакомство с церковно-славянским и зачатками латыни и греческого в старших классах — тоже маловато для православного прорыва. Это обычный стандарт современного православного обучения. Как говорят подростки, фишкой мог стать упор на какие-то востребованные в современном мире предметы или области знаний, но, если верить официальному сайту «Вятского Посада», цитата: «Как рассказал руководитель проекта Геннадий Цурков, уклон в гимназии будет гуманитарным, общение с компьютером на занятиях будет минимизировано».

И что в этом, так и хочется спросить, духовного или, по большому счету, православного? Компьютер — всего лишь техническое средство, а интернет — окно в мир. Не православнее ли научить детей правильно, без вреда для своей души, пользоваться всем этим, чтобы уверенно, осмысленно вести себя в мире, в котором им все равно жить? Православным и их пастырям следует задуматься, почему учеба в престижных школах, дающих качественное образование, идет в две и даже три смены, а школ с православным уклоном на Орловщине в буквальном смысле этого слова можно пересчитать по пальцам одной руки. Все уже сказано — в Библии, Евангелии. Это можно прочитать. Вы научите детей и их родителей быть православными, отвечая на вызовы современности. Чтобы не убегать от компьютера, от которого большинству по роду своих обязанностей все равно никуда не убежать, а жить и работать, каждодневно решая самые разные вопросы, не поступаясь своей христианской совестью. «Вятский Посад» сможет в этом помочь? Если да — тогда это Православный Центр. Нет — всего лишь изюминка этнографического свойства, не имеющая большого, не то что решающего, влияния на что бы то ни было.

Пессимизма в этом смысле добавляет «православная артель», призванная в «Вятском Посаде» путем погружения в традиционные промыслы растить каких-то особенных православных патриотов. Еще раз процитируем сайт: «Фабрика ремёсел или православная артель… Это целая группа мастерских. Здесь расположены гончарные мастерские, паломники и гимназисты смогут ознакомиться с художественной обработкой древесины, металла, заняться кружевоплетением, керамикой, будет организован даже кулинарный класс, где будущие хозяюшки будут учиться готовить традиционные русские щи, ароматные пироги и расстегаи… При фабрике ремёсел будет работать эксклюзивная часовая мастерская, на которой будут трудиться мастера с бывшего завода «Янтарь». Также здесь будет открыта иконописная мастерская. Двери фабрики ремёсел будут открыты для всех гостей и паломников центра. Попробовать себя в роли кузнеца, гончара, часовщика или художника сможет каждый».

Попробовать себя в роли кузнеца, гончара, часовщика или художника (возможны варианты) может сегодня каждый на празднике города или зажиточного села в любом уголке России, духовности в этом деле немного, это развлечение такое. Было бы гораздо весомее, если бы урочище, претендующее на звание Православного Центра, готовило будущих православных ученых, будущих православных специалистов в самых разных сферах, не обязательно опускаясь при этом до уровня историзма. Веретено — это ведь не повод для умиления, просто пряли так раньше, сегодня это делают машины из металла и пластика. Была бы у наших предков возможность выбирать, выбрали бы машины. Ну а упорные оказались бы в этнографических заповедниках. На них в свободное от работы время приходили бы поглазеть. Исключение, конечно, представляют анонсированные мастера с бывшего часового завода «Янтарь», якобы собирающиеся на «фабрике ремесел» удивить мир новой уникальной продукцией. Что на это можно сказать? Швейцария уже в панике. Как минимум — сильно нерв­ничает. Ирония в данном случае поможет избежать больших разочарований. Кто-кто, а специалисты с умершего «Янтаря» знают разницу между высокотехнологичным производством и ярмарочной самодеятельностью.

А эта идея и вовсе ставит в тупик (сайт «Вятского Посада»): «Рассматривается вопрос о создании при центре образцового хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции со строительством теплиц, животноводческой фермы… Проект предполагает подсобное хозяйст­во в 5 тыс. гектаров с птицефермой на 15 тыс. кур, сельскохозяйственными угодьями, животноводческой фермой на 800 голов, тепличным комплексом, молочным комбинатом, зерновым элеватором, сетью сбытовых магазинов, а также коттеджного посёлка для
специалистов подсобного хозяйства».

Особенно сеть сбытовых магазинов меня порадовала. Да завезите в Центр хоть молокан, они с этой работой справятся. Ответственные атеисты — тоже. Вопрос — при чем здесь православие? Какое отношение к духовности имеет даже самая передовая птицеферма?

Вообще, создается впечатление, что структуры, дающие деньги на создание таких комплексов как «Вятский Посад», живут какой-то своей жизнью, мало пересекающейся с жизнью большинства — в нашем случае — орловцев. «Вятский Посад» — как игрушка богатого спонсора, распоряжаться которой у вас вряд ли получится, поскольку удовольствие это очень дорогое.

«Газпром» дал, «Газпром» взял. В любом случае, кто этот удивительно красивый и столь же затратный по своим ремесленным замыслам Центр будет содержать, сменись приоритеты или просто случись что-то малоприятное и непредвиденное? Не Орловская же епархия, которая уже несколько лет не может убрать с изуродованной Михаило-Архангельской церкви какой-то нево­образимый камуфляж, напоминающий купол плохо раскрывшегося парашюта.

И это всего лишь материальный вопрос. А есть еще духовный. Православный Центр в Вятском Посаде духовностью еще нужно наполнить. Она не возникает сама собой, как сказали бы рабочие завода «Янтарь», автоматически, вместе с церковными стенами. Будь так — Христос не пришел бы в мир. Зачем? Храм был у иудеев — вообще единственных, кто верил в единого Бога. А фарисеи прекрасно знали, как правильно молиться и выполняли все требования Закона. Единственная беда — любви в них не было. Любви к ближнему. А храм был. Очень, кстати, красивый. И где он?

Вот и закончилась экскурсия по образцово-показательному объекту. Возвращаемся в мир.

Сергей Заруднев.