Нужно 317 лет, чтобы решить проблему нынешних очередников

22 октября в областном Совете прошли публичные слушания по проекту областного бюджета на 2009 год и на период до 2011 года включительно. В них участвовали депутаты, представители власти из районов, чиновники облсовета и обладминистрации. Проходила эта публичность в зале обладминистрации, куда простой смертный может пройти только через пост охраны. То есть куда он пройти не может.

Поскольку бюджет — это тема, которая затронет всех без исключения жителей области, мы обратились за комментариями по поводу состоявшегося мероприятия и озвученных на нем цифр к руководителю фракции КПРФ в облсовете В. Н. Иконникову. Наш выбор был обусловлен тем, что коммунисты в областном законодательном органе власти традиционно не воспринимают на веру то, что готовится властью исполнительной. Подобный критичный подход кажется нам уместным в ситуации, когда парламентариям предлагают рассмотреть вопрос, на какие средства Орловской области предстоит жить дальше. Слово В. Н. Иконникову.

— Документы по бюджету мы получили накануне. Вместе с экспертами изучаем его, но уже при первом рассмотрении можно сделать ряд выводов.

Необходима корректировка параметров бюджета в соответствии с усиливающимся финансовым кризисом. Бюджет формировался нынешним летом в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Орловской области на ближайшие три года на основе комплексной оценки экономической деятельности и социально-демографической ситуации, макроэкономических условий и индексов-дефляторов Министерства экономического развития РФ.

Делалось это, повторюсь, летом. Но осенью финансово-экономическая ситуация в стране существенно изменилась. Следовательно, и прогнозы социально-экономического развития Орловской области должны были измениться. Однако изменений параметров областного бюджета мы не наблюдаем.

К примеру, прирост объема валового регионального продукта, по прогнозам, составит в 2009 году 7,8%, в 2010 году — 8,6%, а в 2011 году — 7 процентов. В то же время международные эксперты говорят о снижении темпов роста валового внутреннего продукта страны до 4%.

Та же картина — с прогнозированием уровня инфляции. Ее целевые параметры в 2009 году заложили в проекте бюджета в размере 6—7,5%, в 2010 г. — 5,0—7,0%, в 2011 г. — 5,0—6,8%. Снижение базовой инфляции предполагается осуществить через ужесточение денежной политики и нейтрализацию роста инфляционных ожиданий. Но эти сценарии устарели. Реалии сегодняшнего дня совершенно иные. Инфляция уже составляет не менее 20%. А в 2009 году прогнозируется на уровне 25%.

Судя по параметрам бюджета, нам предстоит новый рост цен. В среднем тарифы по коммунальным платежам — а это тепло, электроэнергия, вода, газ и водоотведение — поднимутся для физических лиц на 28—29%. Но об этом население не предупреждают и не предлагают модели защиты.

В федеральном бюджете ежегодный рост цен на энергоносители заложен вплоть до 2011 года, следовательно, тот же рост предполагается и региональными бюджетами. Бюджет Орловской области не исключение. Электричество подорожает на 25%, газ — на 31,7%, коммунальные услуги — от 19 до 29%, оплата услуг связи — на 20%, на 13% возрастет стоимость проезда в железнодорожном транспорте. Стоимость проезда в общественном городском транспорте тоже не будет стоять на месте.

В этих условиях областной бюджет должен обязательно иметь статьи расходов для социальной защиты населения, для субсидий наименее защищенным. На публичных слушаниях мы предложили администрации области скорректировать прогноз социально-экономического развития с учетом влияния на экономику страны мирового финансового кризиса и изменить параметры областного бюджета на 2009—2011 годы.

Обращаем внимание обладминистрации также на снижение доходной части бюджета. Так, доходы от сдачи в аренду имущества запланированы в размере лишь 68,2% к уровню 2008 года, что составляет 8,579 млн. руб. (в 2008 г. — 12,576 млн. руб.). Для сравнения: в г. Орле за 9 месяцев 2008 года доходы от сдачи в аренду имущества составили 147 млн. 125 тыс. руб.

В Орле в свое время депутаты-коммунисты не дали распродать городское имущество, и теперь от его аренды городской бюджет получает серьезные доходы. А значительная часть областного имущества находится в уставных капиталах различных акционерных обществ либо оно вовсе продано. Поэтому и доходы от аренды мизерные.

Доходы от перечисления части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий области, запланированы в размере 1 млн. руб. Рост прибыли государственных предприятий даже не планируется. Для справки: муниципальные предприятия г. Орла только за 9 месяцев текущего года перечислили в бюджет города 4,5 млн. руб.

Увеличение расходной части бюджета на 2009 год запланировано лишь на 4,6% в сравнении с ожидаемым исполнением на 2008 год. Рост инфляции в будущем году даст дополнительные доходы областного бюджета. Будет профицит бюджета, т. е. превышение доходов над его расходами. Следовательно, возможно планировать дополнительные расходы и делать бюджет дефицитным (превышение расходов бюджета над его доходами).

В проекте бюджета фонд оплаты труда бюджетных учреждений социальной сферы увеличивается на 6,8% только с 1 августа 2009 г. Но инфляция в стране не 9%, как утверждает Минэкономразвития, а все 25%. Инфляция съест все прибавки.

На этом фоне удивляет самый значительный рост расходов, запланированных в 2009 г. на содержание аппарата управления.

Исполнительные органы субъекта — рост на 24,6% (+45,8 млн. руб.), департамент строительной и жилищно-коммунальной политики — рост на 27,9% (+ 4,1 млн. руб.), департамент соц. политики — рост на 29,8% (+41,7 млн. руб.), департамент имущественной, промышленной и информационной политики — рост на 34,9% (+12,1 млн. руб.), аппарат и члены избирательной комиссии — рост на 37% (+14,7 млн. руб.), контрольно-счетная палата — рост на 38,6% (+2,45 млн. руб.).

В то же время расходы на содержание ряда учреждений социальной сферы в 2009 году предполагается увеличить крайне незначительно. Школы, школы-детсады — на 5% (+0,764 млн. руб.), дворцы, дома культуры — на 0,9% (+0,103 млн. руб.), библиотеки — на 6%, театры — на 0,3% (+0,162 млн. руб.), музеи — сокращение на 26% (-1,094 млн. руб.), амбулаторная помощь в больницах — увеличение на 3,1% (+1,758 млн. руб.); в поликлиниках — увеличение на 12,4% (+3,829 млн. руб.).

Если в бюджете 2009 г. рост заработной платы всем бюджетникам планируется только с 1.08.09 г. и только на 6,8%, то чем объяснить такой резкий рост расходов на содержание аппарата управления? В составе этих расходов основная составляющая — это заработная плата и начисления на нее. В бюджетных учреждениях социальной сферы приведены те же параметры увеличения заработной платы, роста тарифов ЖКХ, однако во дворцах, домах культуры, библиотеках, театрах, больницах, поликлиниках рост расходов на зарплату существенно ниже, чем в аппарате управления.

Известно, что крупные города сегодня на 60—70% зависят от иностранных продовольственных поставок. Политика областной власти должна быть направлена на поддержку местного товаропроизводителя. Однако в бюджете 2009 года расходы на сельское хозяйство сокращены на 740 млн. рублей, или на 55%. В том числе на 707 млн. рублей сокращается господдержка сельского хозяйства.

Обращают на себя внимание проблемы в социальной сфере, в частности нехватка мест в детских дошкольных учреждениях. Численность детей, посещающих детские сады, выросла за год почти на 800 человек (на 3%). В то же время количество мест в детских садах за этот период сократилось на 1782 единицы (на 6%). Образовался реальный дефицит мест в дошкольных учреждениях: в очереди для определения в дошкольные учреждения стоит 4391 ребенок (рост к 2006 году 11%). Переполненность детских садов в некоторых районах г. Орла достигает 60%, то есть на 100 мест приходится 160 детей.

Далеко не все благополучно в школах. Значительное их число не отвечает элементарным гигиеническим требованиям. Третья часть школ не имеет канализации, 18% не имеют водопровода, 10% — централизованного отопления, спортивных залов нет в 39% школ. В текущем году 2 тысячи школьников учились в 13 школах, которые находятся в аварийном состоянии. Капитального ремонта в Орловской области требуют 193 школы.

В 2007/2008 учебном году в две смены работали 69 школ, во вторую смену занимались 8,1 тыс. учащихся, каждый девятый школьник.

Давайте посмотрим на организацию школьного питания. На протяжении нескольких лет на эти цели выделяется на ребенка 7 рублей в день. Чем можно накормить на эти деньги? Необходимо эту сумму увеличить минимум втрое. Следует упорядочить систему организации питания и обновить оборудование столовых и кухонь.

Тревожит положение в медицине. Вследствие реорганизации медицинских учреждений, коечная емкость (по всем министерствам и ведомствам) в 2007 году составила 9602 единицы и сократилась к предыдущему году на 214 единиц (2,2%). Обеспеченность больничными койками на 10 тыс. населения за этот период сократилась со 118,8 до 116,8 коек, что привело к сокращению объемов стационарной помощи. По обеспеченности больничными койками область занимает 10-е место в ЦФО и 53-е место в Российской Федерации.

Серьезно стоит проблема субсидирования приобретения жилья инвалидами. Только в г. Орле стоит на учете 6985 инвалидов и их семей. Обратите внимание, что за 2007—2008 годы очередь продвинулась лишь на 43 человека. Нужно 317 лет, чтобы решить проблему нынешних очередников! Многие просто отказываются от субсидии, так как на предоставляемые деньги решить жилищную проблему невозможно. Такие субсидии воспринимаются как издевательство над и без того обделенными судьбой людьми. Сегодня для приобретения жилья государством установлены следующие нормы: инвалидам Великой Отечественной — 22 кв. м, другим категориям инвалидов — 18 кв. м.

Цену 1 квадратного метра для Орловской области Министерство экономического развития определило в 21300 рублей. Для сведения: сегодня на рынке Орла цена 1 кв. м жилья составляет от 30000 до 60000 рублей. Получается, что размер субсидии для инвалидов Великой Отечественной равен 468500 рублей, а для других категорий инвалидов — 383400 рублей. На эти деньги нельзя купить комнату в коммуналке, не то что отдельную квартиру. Необходимо закладывать средства в бюджете и решать эту проблему вместе с федеральным бюджетом. Считаем, что минимум три четверти однокомнатной квартиры государство инвалидам обязано субсидировать.

И подобных проблем много. Убежден, что целый ряд параметров проекта областного бюджета должен быть пересмотрен.