Орловский кризис: компромисс невозможен?

Общественно-политическая ситуация в Орловской области. Кризис власти, его аспекты, причины и перспективы

Аналитический отчет

Во второй половине августа в Орле работала группа экспертов, которая по поручению администрации Президента РФ изучала общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в Орловской области, а также аспекты, причины и перспективы кризиса власти в регионе. В распоряжение «Красной строки» попали выдержки из аналитического отчета, подготовленного этой группой. Редакция решила обнародовать документ, полагая, что это будет способствовать правильной оценке, а значит, и преодолению кризисных явлений на Орловщине.

Данный отчет основан на анализе информации об общественно-политической и экономической ситуации в Орловской области (исследования, аналитика, рейтинги, социологические опросы), а также материалов экспертных интервью (опрошено 12 экспертов, представляющих законодательную и исполнительную власть Орловской области, редакции местных печатных изданий, бизнес- и научное сообщества).

I. Административно-террито-риальная и социально-экономи-ческая характеристика.

Орловская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр — г. Орёл.

Орловская область расположена в центральной части Средне-Русской возвышенности. На севере область граничит с Тульской и Калужской областями, на западе — с Брянской, на востоке — с Липецкой, на юге — с Курской областью.

Численность населения Орловской области составляет порядка 815000 человек (около 40% проживают в областном центре).

Экономика региона носит индустриально-аграрный характер, доля сельского хозяйства в ВРП составляет 12,1%, промышленности — 27,3%.

Спад производства 1990-х гг. в машиностроении и перерабатывающих отраслях АПК так и не был преодолён, поэтому объём промышленного производства области в сопоставимых ценах достиг в 2006 г. только 68% от уровня 1990 г.

Основные отрасли промышленности: машиностроение (30% объёма производства), пищевая промышленность (с мукомольной — более 25%) и промышленность строительных материалов (13%).

Более 60% промышленной продукции Орловской области приходится на г. Орёл, на втором и третьем местах по промышленному потенциалу следуют г. Ливны, где развито машиностроение и пищевая промышленность, и Мценск — машиностроение и завод вторичного алюминия.

Остальные промышленные предприятия в основном перерабатывают сельскохозяйственную продукцию. Среди них выделяется крупный Верховский молочно-консервный завод.

Экономическая ситуация и структура собственности в АПК определились в 1990-е гг. Власти области пытались сохранить сельхозпредприятия и переработку, объединив их в агрохолдинг «Орловская нива». Он выполнял функции внешнего управления для многих нерентабельных производств и обеспечивал контроль региональных властей в отрасли. Однако холдинг не решил проблемы модернизации АПК: поддерживая отстающих, он обескровливал потенциальных лидеров. В результате «Орловская нива» распалась на ряд холдингов, группирующихся вокруг жизнеспособных предприятий переработки.

II. Конфликт губернатора Орловской области Строева Е. С. и мэра г. Орла Касьянова А. А.

1. Предыстория.

История взаимоотношений губернатора Строева и городской власти г. Орла

С начала 1990-х главой города был А. Г. Кисляков, в целом неконфликтный человек, управлял вполне успешно и без потрясений. Однако Строев относился к нему с недоверием: в начале 90-х Кисляков заработал себе репутацию «демократа», это побудило губернатора сменить Кислякова как «не своего» человека. Сделал он это по обычной аппаратной схеме: предложил тому пойти на повышение, на должность заместителя главы администрации области по строительству (эта должность была организована специально под Кислякова, прежде ее не было). Таким образом, Кислякова «почетно» задвинули на задний план, а главой администрации г. Орла Строев сделал Е. Н. Вельковского, возглавлявшего на тот момент местное пассажирское автотранспортное предприятие.

Вельковский был полностью подконтролен Строеву. По характеру он — человек властный, жесткий и даже грубоватый… Все требования губернатора (в отношении собственности, земельных участков, квартир и т. д.), он беспрекословно выполнял. Но относился к горсовету подчеркнуто пренебрежительно. Кроме того, имела место личная неприязнь Ковалева (председателя горсовета) и Вельковского. Так начался конфликт, которому тогда не придавали никакой политической окраски. Суть конфликта сводилась к амбициозности и неумению находить общий язык со стороны конкретных руководителей городской власти.

Такая ситуация сохранялась до 2001 года, когда прошли очередные выборы в Орловский горсовет. Большинство депутатских мест (22 из 38) получили кандидаты от КПРФ. В соответствии с тогдашним Уставом города, главу горадминистрации избирали из числа депутатов на заседании горсовета. КПРФ категорически не хотела видеть на этом посту Вельковского, он был достаточно непопулярен и в городе, зато губернатор и его команда приложили все усилия к тому, чтобы избрали именно его. Для этого буквально каждого депутата «от оппозиции» обрабатывали индивидуально: «покупали», запугивали, «задушевно» беседовали и т. д., убеждая проголосовать за Вельковского.

Строев со свитой пришли на историческое заседание горсовета абсолютно убежденные, что «вопрос будет решен, как надо». Но в результате тайного голосования Вельковский не прошел. Не прошел, впрочем, и кандидат в мэры от компартии — В. М. Фрайда, на тот момент — директор муниципального дорожно-эксплуатационного управления. Это произошло оттого, что трое депутатов проголосовали против обоих кандидатов. Для Строева то был гром среди ясного неба, публичное унижение. Как говорят свидетели, он ушел с заседания в ярости.

Сложилась тупиковая ситуация. И тогда в качестве компромиссной фигуры была выдвинута кандидатура В. И. Уварова, на тот момент — главы Северного района г. Орла.

С того времени Е.С. Строев люто возненавидел горсовет: не простил публичного унижения. Уварова же очень долго, практически весь его «мэрский» срок губернатор держал на расстоянии, не доверял. Чтобы заслужить доверие, Уваров выполнял буквально все указания «сверху», даже очень сомнительные. В результате сейчас в работе местного Следственного управления при прокуратуре РФ находится дело по целому ряду эпизодов (незаконное выделение земельных участков, квартир и т. д.) в отношении Уварова. И ему грозит реальное уголовное преследование.

Стоит отметить, что Фрайда тоже пострадал. На том самом заседании горсовета тогдашний представитель Президента в области А. А. Мерцалов ему прямо сказал: сними свою кандидатуру сам, иначе пожалеешь. Тот отказался, и в 2007 году Фрайду осудили условно за уклонение от налогов. Причем дело тянулось все эти годы, то затихая, то разгораясь.

Это было начало «войны» между областными властями и горсоветом. И этот конфликт начал приобретать политическую окраску: коммунистический горсовет ставит палки в колеса всем усилиям губернатора и его команды. Конфликты множились, накладывались друг на друга, но суть заключалась в том, что горсовет категорически отбивал все попытки областной администрации получить контроль над городской собственностью. Например, целым рядом крупных магазинов в центре города («Москва», «Юность», «Ветеран» и т. д.), сетью муниципальных аптек, ПАТП-1, гостиничным хозяйством, земельными участками, расчетно-кассовым центром и др. Мэрия выступала на стороне губернатора.

Кроме того, в 2004 году горсовет учредил и вынудил мэрию также выступить соучредителем городской газеты «Город Орел». До этого в Орле много лет не было своего муниципального издания. А этот еженедельник оказался сразу неподконтрольным губернатору. Стоит отметить, что к тому времени областные власти взяли под жесткий контроль все СМИ. В 2004-м начинает также выходить независимый еженедельник «Орловские новости» (учредитель М. Ивашина), сразу становясь в жесткую оппозицию губернатору и его команде. А кроме этого еще и горсовет обзавелся собственной газетой. Все это раздражало Строева и угрожало его монополии на власть в регионе.

Зарождение конфликта Строева и Касьянова

Впервые интересы губернатора Орловской области Строева Е. С. и Касьянова А. А. вошли в серьезное противоречие в 2001 году. Касьянов в то время возглавлял и являлся основным собственником строительной компании «Орелстрой» (до августа 2002 года), а также был депутатом Орловского городского Совета. Касьянов не соглашался на предложения о продаже названного актива аффилированным с губернатором структурам. На Касьянова Орловским УВД было заведено уголовное дело. Условием прекращения уголовного преследования была продажа принадлежащего Касьянову и подконтрольным структурам пакета (около 70%) акций «Орелстроя» и его отъезд из Орловской области. Касьянов выполнил названные условия, уголовное преследование против него было прекращено. Уехав из Орловской области, Касьянов А. А. возглавил предприятие «Стройинвестдевелопмент», управлявшее деятельностью Новочебоксарского домостроительного комбината (Республика Чувашия).

Необходимо также принимать во внимание семейно-личностный аспект взаимоотношений. В свое время отец Касьянова, А. Д. Касьянов, был первым секретарем Орловского горкома КПСС. Их отношения со Строевым Е.С., в то время также партийным руководителем, были крайне осложнены.

2. Выборы мэра г. Орла (март 2006 года)

Предпосылки. Политический аспект

Подготовка к первым всенародным выборам мэра г. Орла проходила на фоне истечения срока полномочий губернатора Строева. Вопрос о его преемнике на посту губернатора оставался открытым. Одним из вероятных кандидатов считался тогдашний первый заместитель губернатора Меркулов П. А. Строев знал об этом; перспектива конкурировать с молодым Меркуловым, успевшим к тому времени поработать в Комитете по делам молодежи РФ, Совете Федерации, возглавлявшим региональное отделение партии, вызывала у него опасения.

Они были тем более справедливы, поскольку Меркулов никогда не входил в «семью» Строева, всегда держался в правительстве (так в тексте. — Ред.) несколько особняком, избегая, в отличие от других заместителей губернатора, участия в сомнительных махинациях с бюджетом и собственностью (что косвенно подтверждается тем фактом, что на сегодняшний день он чуть ли не единственный из бывших и нынешних заместителей Строева, кто не находится под следствием).

В 2005 году Строев получил гарантии центра о своем переназначении, и через некоторое время, после досрочной постановки им вопроса о доверии, его кандидатура была представлена Президентом и утверждена облсоветом на новый губернаторский срок.

Тогда же, в 2005 году, под нажимом областной и городской администраций горсовет принял новый Устав г. Орла, в котором были предусмотрены прямые выборы мэра (до этого мэр избирался из числа депутатов горсовета). По инициативе Строева Меркулов был выдвинут от администрации на должность мэра задолго до выборов. Расчет был прост: если Меркулов выборы выиграет, то переключится на работу в городской администрации, если проиграет — потеряет свой политический потенциал и станет для Строева менее опасен в качестве преемника.

Развитие событий

Кандидатами в мэры были выдвинуты П. А. Меркулов, В. И. Уваров, М. Е. Ивашина и А. А. Кась-
янов. Это основные игроки, остальные кандидаты были техническими. От губернаторской команды шли Меркулов и Уваров. Ивашина — как независимый кандидат и борец с коррупцией.

Компартия решила поддержать Касьянова. Сам А. А. Кась-янов никаких политических убеждений никогда не имел. Ранее он неоднократно участвовал в различных выборах, в том числе — в Госдуму, и всякий раз от различных партий. В 2001 году он при поддержке КПРФ прошел в депутаты горсовета.

Меркулову была гарантирована поддержка административного ресурса. Уваров был хорошо известен в городе и представлял определенную электоральную опасность, играя с Меркуловым на одном поле. До последнего момента губернатор сохранял Уварова, однако в силу его очевидной более слабой электоральной позиции и под давлением Меркулова Строев вынужден был предложить Уварову свою кандидатуру снять.

В процессе кампании Строев, вероятно, опасаясь усиления и повышения независимости молодого Меркулова, предпринял шаги к ослаблению позиций последнего. Возможно, причиной такого решения было желание продемонстрировать Меркулову, что только поддержке губернатора он обязан своим избранием; возможно, Строев уже тогда решил «слить» Меркулова на выборах, осложнив его дальнейшую карьеру в госаппарате и в партии (Меркулов являлся секретарем местного отделения «Единой России») и ослабив его позиции в качестве преемника.

В процессе кампании Касьянов жестко критиковал политику областного правительства и лично Строева, что вкупе с поддержкой КПРФ помогло ему завоевать симпатии протестного, антистроевского электората. Значительную роль сыграл фактор новизны, невключенности Касьянова в существующую региональную элиту. В совокупности с недальновидным использованием административного ресурса губернатором это обеспечило А. А. Касьянову избрание мэром.

3. Взаимоотношения губернатора Строева и мэра Касьянова.

3.1. Личностный аспект.

Необходимо отметить личный антагонизм по отношению к Строеву со стороны Касьянова, сформировавшийся еще в период борьбы за «Орелстрой» (2001—2002 гг.). Это во многом предопределило тональность взаимоотношений губернатора Строева и мэра Касьянова: Касьянов с большой неохотой пошел на поздравление к губернатору после избрания, игнорировал заседания областного правительства и коллегии правительства, неохотно участвовал в публичных мероприятиях, предполагавших участие Строева. Касьянов отказывался выполнять личные просьбы губернатора и его окружения.

Отношение со стороны губернатора выразилось сразу же в том, что на церемонию официального вступления нового мэра в должность не пришел никто из областной администрации…

3.2. Экономический аспект.

Строев Е. С. не рассматривал Касьянова А. А. как своего серьезного политического оппонента. Да и в региональной элите Касьянова никогда не считали ни конкурентом, ни возможным преемником Строева. Конфликты между ними происходили преимущественно на экономической, имущественной почве.

Касьянов с избранием мэром оказался в системе отношений, заложенной его предшественником на посту градоначальника Уваровым. Новый мэр непосредственно после избрания начал несанкционированное изменение этой системы:

— обновился кадровый состава городской администрации — верхушка была заменена полностью,

— мэр наложил прямой запрет на выполнение городской администрацией указаний и поручений заместителей губернатора (широко практиковавшееся до выборов),

— по инициативе Касьянова в город стали привлекаться новые инвесторы и подрядчики, в том числе внешние (московские).

Все это вызвало крайнее недовольство Строева, который, вопреки ожиданиям, не только не усилил, но и потерял позиции в Орле.

В дальнейшем, начиная с середины 2006 г., основной конфликт разгорелся вокруг упоминавшихся взаимоотношений города с предприятием «Орелстрой» (напомним, основной подрядчик по строительству объектов в городе). «Орелстрой» — фактически принадлежащее губернатору и управляемое преданным человеком, входящим в семью, Соболевым В. В., предприятие. Касьянов категорически отказался утверждать удобные для предприятия техусловия, условия сдачи объектов предприятием ужесточились, что повлекло значительные дополнительные расходы. Кроме того, «Орелстрой» стал испытывать сложности с выделением городской земли под строительство.

Следующим предметом противоречий стала приватизация объектов городской собственности (2006—2007 годы):

— муниципальные гостиницы, прежде всего «Русь» и «Орел»;

— электросети, принадлежащие городу;

— объекты городского коммунального хозяйства, прежде всего предприятие «Орелводоканал».

Одним из наиболее ярких примеров экономического противостояния Строева и Касьянова является также история с продажей «за долги» 58% акций ОАО «Орелоблэнерго» из госсобственности в частную компанию ОАО «Орловская промышленная компания». Это предприятие жизнеобеспечения города Орла, а госпакет акций был продан по заниженной цене преступным путем в частную компанию, учрежденную областной администрацией. Сейчас уголовное дело по этому факту расследуется СУ СК при прокуратуре РФ по Орловской области.

Необходимо отметить, что в борьбе за перечисленные объекты и в последующем их переделе непосредственное участие принимали заместители губернатора области, в том числе с использованием незаконных методов. Так, в частности, в продаже по заниженной цене акций «Орелоблэнерго» обвиняется первый заместитель губернатора Сошников И. В. (Сошников объявлен в международный розыск).

Важным предметом противоречий являются вопросы формирования городского бюджета. Предмет конфликта — низкая норма бюджетной обеспеченности: в Орле она ниже, чем в других крупных городах области, в частности Ливнах, Мценске. При этом большая часть доходов областного бюджета приходится на областной центр. Изменить эту ситуацию, учитывая влияние губернатора в облсовете, Касьянову не удалось.

Касьянов оказывал ожесточенное противодействие проводимой губернатором и его окружением политике по отношению к городской собственности и бюджету. Результатом стал новый виток активизации уголовного преследования по «чувашскому делу». Сегодня в силу его фактического неучастия в работе городской администрации силовому давлению с целью завершения неоконченных имущественных вопросов, обозначенных выше, подвергается его первый зам Еремин В. В.

3.3. Политический аспект.

а) Выборы депутатов областного Совета, март 2007 г.

Проигравший мэрские выборы вице-губернатор Меркулов и мэр Касьянов нашли общий язык на почве антагонизма Строеву. Кроме того, Касьянова интересовала поддержка Меркулова, его влияние в «Единой России» и существующие контакты во властных структурах. Меркулов был заинтересован в поддержке Касьянова на выборах депутатов областного Совета в городских округах в марте 2007 года. Предполагалось избрание Меркулова депутатом областного Совета с последующим избранием его председателем. Связка спикер—мэр столичного города позволила бы сформировать реальную политическую оппозицию строевской команде.

Губернатор сделал все для недопущения подобного сценария.

На этапе формирования регионального списка «ЕР» Строев постарался максимально наполнить его лояльными людьми. На областной конференции «Единой России» делегаты должны были утвердить избирательный список, но они не приняли редакцию, предложенную губернатором. Делегаты во главе с тогдашним секретарем политсовета Меркуловым П. А. требовали удаления из списка кандидатов, дискредитировавших себя в глазах избирателей, способных нанести ущерб рейтингу партии, но приближенных к Строеву, в частности вице-губернаторов Сошникова И. В. и Кочуева В. А….

Конфликт не был решен на региональном уровне, потребовалось вмешательство МКС партии. Только в результате некоторых уступок, на которые в итоге пошел Е. С. Строев, скорректировав список, делегаты его приняли. Произошедшее обострило противоречия в региональном отделении партии между «строевским» крылом (во главе с нынешним секретарем Мосякиным И. Я.) и «антистроевским» (во главе с Меркуловым П. А.). На сегодняшний день конфликт перестал быть публичным, но окончательно он не исчерпан.

Более того, Строев максимально насытил списки альтернативных партий подконтрольными кандидатами, имевшими серьезный электоральный ресурс. В частности, список «Справедливой России» по поручению губернатора возглавил член партии «Единой России» (даже входивший в состав ее регионального политсовета) директор «Орелоблгаза» М. А. Межнев.

Деструктивная позиция губернатора (стремившегося всеми средствами провести «своих» людей в облсовет) во многом предопределила неудачное выступление «Единой России» на региональных выборах. Партия власти набрала 39,7% голосов избирателей, проиграв коммунистам во всех городских округах, кроме того, в котором одномандатником выдвигался Меркулов. Впрочем, неубедительное выступление «ЕР» было Строеву выгодно: оно помогло дополнительно ослабить позиции Меркулова (в тот момент секретаря регионального политсовета) в партии, а значит, снизить угрозу, исходящую от его коалиции с Касьяновым.

В результате председателем областного совета был избран Мосякин И. Я., до того представлявший область в Госдуме.

б) Выборы депутатов Государственной Думы, март 2008 г.

Строев понимал, что в свете неудачного выступления партии на областных выборах его повторение, особенно в Орле, неизбежно. Губернатор отметил эффективность использования Касьяновым городского ресурса на выборах. Мэру была предложена сделка: в обмен на его вступление в «Единую Россию», публичную поддержку партии и активизацию городского административного ресурса ему было обещано снятие необоснованных требований и претензий области к городу, а также спокойствие по чувашскому уголовному делу.

Касьянов выполнил свои обязательства по этому соглашению. Результат «Единой России» составил 59%, во многом благодаря выправившимся показателям по городу. Строев же слова не сдержал.

3.4. Роль федеральных органов власти в конфликте. Жалобы сторон конфликта в центр.

Касьянов, изначально не имевший каналов взаимоотношений с федеральной властью, напряженно искал возможность заручиться поддержкой федеральных центров влияния. Поддержку он нашел в лице Диденко Ю. Ю., советника Управления Администрации Президента РФ по внутренней политике, курирующего Орловскую область. Найти общий язык чиновникам помогли давние противоречия Диденко и Строева.

Строев наиболее активно привлекал федеральный ресурс в выборный период, прежде всего — во время кампании по выборам областного Совета (март 2007). Это делалось преимущественно с целью ослабления связки Меркулов—Касьянов: на этапе формирования регионального списка и в период избрания председателя Совета. В области почти постоянно находились представители «ЕР» — депутаты Госдумы Гальченко (руководитель МКС по ЦФО) и Ковалев.

3.5. Роль городского Совета в конфликте.

С первых же дней новый горсовет и мэрия вошли в жесткую конфронтацию. Депутаты рубили буквально все начинания мэра — какими бы хорошими они ни были. Касьянов тоже не проявлял стремления к сотрудничеству. Конфликты между ними возникали по всем поводам: назначение глав районных администраций, создание нового рассчетно-кассового центра, реорганизация (укрупнение) аптечной сети, повышение тарифов на услуги банно-прачечного комбината и т. д.

Мэр в своем взаимодействии с горсоветом опирался в основном на фракцию КПРФ…

В составе городского совета большинство ключевых депутатов лояльны или подконтрольны Строеву и его окружению. Губернатором внедрена система еженедельного приглашения руководителей горсовета в областную администрацию для получения инструкций…

3.7. Публичный аспект конфликта. Роль СМИ в конфликте.

Стороны конфликта губерна-тор—мэр не обменивались открытыми публичными обвинениями и «наездами» на страницах и в эфире СМИ. Тем не менее информационное противостояние имеет место.

Информационный ресурс городской администрации и Касьянова лично значительно уступает возможностям областной администрации. Более того, губернаторская команда оказывает интенсивное давление на оппозиционные Строеву СМИ. На протяжении 2006—2007 гг. основным ресурсом Касьянова была газета «Город Орел» (учрежденная городской администрацией и горсоветом). Впоследствии газета была закрыта ими же под давлением губернатора. После этого Касьянов содействовал созданию новой газеты — «Орловская среда», которая полностью выражает позицию мэрии и подконтрольна ей. Однако это издание не «раскручено»…

Некоторое время после избрания Касьянову был доступен ресурс печатного органа Орловского отделения КПРФ «Орловская искра», однако после вступления в «ЕР» мэр лишился этой возможности. Сегодня основная региональная оппозиционная газета «Красная строка» не подконтрольна Касьянову, но ее редакция симпатизирует мэру в его конфликте с губернатором.

Информационная кампания, инициированная областной администрацией против Касьянова, ведется с использованием официальных областных СМИ, прежде всего печатного органа правительства области «Орловская правда». Кроме нее в кампании были задействованы газеты «Просторы России», «Орловский вестник», «Орловский комсомолец» и ВГТРК «Орел», также подконтрольные области.

Тематика сообщений СМИ соответствовала развитию экономического и политического аспектов конфликта губерна-тор—мэр, отражая соответственно точки зрения одной и другой стороны.

3.8. Актуальное состояние конфликта. Варианты развития событий.

Сегодня конфликт Строев—Касьянов не исчерпан, а скорее находится в латентной фазе. Губернатор Строев продемонстрировал свои серьезные возможности влияния на политическую ситуацию в области. Однако в процессе этого усугубились противоречия:

— во власти — между городской и областной элитами,

— в партии «Единая Россия» — между «строевским» и «антистроевским» крылом,

— в медиа-сообществе — между представителями официальных и оппозиционных СМИ,

— и главное — в обществе — между конформистами и протестниками, число которых все увеличивается.

И хотя политическая оппозиция губернатору в области обез-главлена путем выключения из активных процессов Касьянова и Меркулова, она существует.

Строев не получил влияния в городе, на которое рассчитывал, инициируя конфликт. Более того, по сравнению с периодом руководства городом предшественником нынешнего мэра Уваровым, уровень влияния губернатора в Орле значительно снизился.

Репутационные позиции губернатора значительно ослабли как внутри региона, так и вне его.

Ослабли связи внутри губернаторской команды. Самым ощутимым ударом оказалось уголовное преследование ряда чиновников, прежде всего Сошникова И. В. — наиболее активного участника команды Строева (и, наравне с губернатором, выгодоприобретателя) при приватизации объектов городской и государственной собственности: ряда производственных предприятий, «лежащих на боку», «Орелоблэнерго» и других активов. Все большему давлению правоохранительных органов подвергаются губернаторские ставленники, контролирующие иные активы… Создавшееся напряжение негативно сказывается на взаимоотношениях внутри губернаторской команды.

Касьянов серьезно пострадал репутационно в силу отступления от декларированных принципов — переход в «Единую Россию», закрытие газеты «Город Орел», ослабление позиций коммунистов в горадминистрации под давлением правительства области. Серьезный ущерб наносит его репутации и уголовное дело.

Меркулов в последнее время, наоборот, серьезно укрепил свой имидж в глазах общественного мнения, в том числе — оппозиционно настроенных слоев, за счет не просто четкого размежевания с Е. С. Строевым, но и ясно выраженной антикоррупционной позиции путем ряда резонансных интервью в СМИ.

В итоге конфликт в области и городе не затих. Оппозиция губернатору использует в качестве главного оружия антикоррупционные разоблачения, которые в течение последнего года, примерно с осени 2007-го, находят все большую поддержку в местных УВД и УФСБ. Одновременно можно констатировать, что уровень управляемости процессами со стороны как областных, так и городских властей падает.

Перспективы мэрских выборов.

Несмотря на переносимое давление, Касьянов по-прежнему является мэром города Орла. Однако в городе активно циркулируют слухи о вероятности досрочных мэрских выборов. Досрочные мэрские выборы в Орле могут сегодня вызвать новый виток кризиса.

В случае если они состоятся, губернатор Строев выставит подконтрольного кандидата — наиболее часто в качестве губернаторского ставленника называют руководителя «Орелстроя» Соболева В. В. Причем ставки для Строева очень высоки: его полномочия истекают в 2009 году и досрочные мэрские выборы — единственный шанс для его команды закрепиться на последующий период и «спрятать концы» по незаконному распределению городской собственности.

Очевидно, что сильного протестного кандидата выставят коммунисты, жаждущие реванша за политическое предательство Касьянова. Называют заместителя председателя горсовета В. Н. Иконникова. Как показала практика, в условиях высокого уровня протестного голосования и отсутствия консолидации сил в пользу кандидата власти, КПРФ может рассчитывать на успех.

В непростой ситуации окажется «Единая Россия». Поддержка партией строевского кандидата усилит раскол в региональном отделении, так как не найдет поддержки у «антистроевского» крыла. Попытка же поиска альтернативного кандидата будет осложнена жестким противодействием со стороны орловской партноменклатуры, прежде всего Мосякина И. Я.

Более того, победа любого из названных кандидатов кризис не разрешит. Строевский мэр сохранит свое влияние, только пока Строев сохраняет губернаторский пост, и будет вытеснен после ухода губернатора. Оппозиционный мэр повторит судьбу Касьянова — экономическая основа противоречий между мэром и губернатором сохраняется. Вариант компромиссной фигуры, устраивающей обе стороны, при существующем в регионе уровне противоречий невозможен.

Наиболее перспективным вариантом в Орловской области считают сохранение Касьянова на посту мэра как единственной легитимной фигуры, оппозиционной губернатору, т. е. свое-образное возвращение к статус-кво.

(Окончание в следующем номере.)