Красная строка № 2 (438) от 26 января 2018 года

Политизировать историю — значит множить конфликты

Ситуация вокруг установления памятного дня стояния на Угре 1480 года, положившему конец Ордынскому игу.

Важнейшее историческое событие — Великое стояние на реке Угре, произошедшее на Калужской земле 11 ноября 1480 года и ознаменовавшее собой окончательное освобождение Руси от ига ордынских ханов, а также обретение независимости Российского государства с центром в Москве, вызвало серьёзные баталии среди историков и политиков Татарстана и России. Дело в том, что губернатор соседней с нами Калужской области Анатолий Артамонов выступил с инициативой о придании 11 ноября статуса памятной даты России. И в её поддержку высказались более 40 общественных организаций Калужской области.

В марте 2017 года была проведена научно-практическая конференция, в работе которой приняли участие ведущие историки. Научное сообщество единодушно поддержало идею присвоения статуса федеральной памятной даты Дню победного окончания Великого стояния на Угре. Инициатива была поддержана Министерством культуры РФ и Российской академией наук. Сейчас вопрос находится на рассмотрении в Госдуме РФ, далее будет одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

11 ноября 2017 года Калужская область впервые отметила День победного окончания Великого стояния на Угре 1480 года. Праздник был установлен региональным законом о памятных датах, и сегодня калужская земля по праву считается родиной российского суверенитета. Исторические источники однозначно свидетельствуют, что с событиями на Угре связано окончание вассальной зависимости Руси от Орды и обретение ею независимости.

В конце ноября 2017 года Законодательное собрание Калужской области обратилось также к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить подготовку законопроекта «О днях воинской славы и памятных датах России», согласно которому предлагается установить такую памятную дату. В парламенте Калужской области отмечают, что успех Великого стояния был достигнут благодаря тому, что «игу ордынских ханов вместе с русскими противостояли силы ханов крымских, ногайских и казанских татар, а также вожди финно-угорских народов». При этом подчеркивается, что русские воевали «не с татарами, а с паразитической системой, которую представляло руководство ига ордынских ханов»: «Благодаря стоянию на реке Угре Россия стала великим многонациональным евразийским государством. И в этом заслуга всех народов нашей страны».
12 ноября при участии Анатолия Артамонова и главы Минкульта Владимира Мединского был открыт памятник Московскому князю Ивану III, противостоявшему ханам Большой Орды.

Однако, в комитете Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам не согласились с этими тезисами. В комитет поступило заключение Института истории Академии наук республики за подписью его директора Рафаэля Хакимова, в котором сказано, что стояние на Угре попало в историю как дата освобождения Руси от «ордынского ига» «с легкой руки Н. М. Карамзина и некоторых других дореволюционных историков». По его словам, событие 1480 года было лишь эпизодом борьбы за верховенство в Орде. Поэтому, отказываясь платить дань в Большую Орду в 1470-е годы, Москва не объявляла о своей независимости, а всего-навсего меняла свою внешнеполитическую ориентацию и после 1480 года продолжала выплачивать дань Крымскому и Казанскому ханствам. Поэтому с научно-исторической точки зрения стояние на Угре нельзя рассматривать как особо значимое историческое событие, связанное с освобождением Руси от ордынской власти. Это лишь один из многочисленных, но не решающих эпизодов в борьбе различных образований и групп за золотоордынское наследие, — резюмируют в Институте истории Академии наук Татарстана.

Однако же никаких документальных подтверждений этому заключению представлено не было, так как их просто нет. Наоборот, летописцы ясно указывают, что крымский хан Менгли-Гирей «служил», или «дружил», Ивану III, но никак не наоборот. Если после 1480 года правителями Московского государства и делались какие-то выплаты ханствам, то это была не дань вассала, а своего рода инструмент внешней политики, награда за лояльность. Кроме того, в 1480 году Казанское и Крымское ханства выступали в роли союзников Ивана III.

Об этом четко и недву­смысленно говорят те же исторические источники. То же Крымское ханство неизменно поддерживало Московское государство в борьбе с Большой Ордой и польско-литовским государством. В летописных сводках указывается, что польский король Казимир IV не смог направить свои войска на помощь Ахмату, потому что крымский хан Менгли-Гирей «воевал Подольскую землю» и тем самым отвлек силы короля. Поэтому, обращение к историческим источникам позволяет сделать вывод, что попытка принизить значение Великого стояния на реке Угре и выдвинуть на первый план иные события, будто бы оказавшие особое влияние на обретение независимости Московским княжеством, вступают в противоречие с мнением современников, живших в период рождения Русского государства.

Надо сказать, что Татарстан и ранее резко высказывал свою позицию по поводу трактовок исторических событий. Так, в 2013 году Москва и Казань разошлись во взглядах на периоды Золотой Орды, татаро-монгольского ига, Куликовскую битву, взятие Казани при подготовке единого учебника истории. Столицу Татарстана пришлось посетить занимавшему тогда пост спикера Госдумы Сергею Нарышкину, который предложил учитывать мнения всех заинтересованных лиц при подготовке концепции единого учебника — «с тем, чтобы в дальнейшем избежать спекуляций и критики». К пожеланиям из Москвы тогда якобы прислушались, и позже Рафаэль Хакимов сообщил, что учебник стал более «плюралистичным»: термин «татаро-монгольское иго» заменен «системой зависимости русских земель от ордынских ханов», «национальные окраины» — «регионами».

На самом деле сегодня для «правильного» понимания истории детьми из Татарстана уже подготовлены учебники, в которых вся история республики переписана. Если возьмете учебник под авторством Д. К. Сабировой, Я. Ш. Шарапова «История Татарстана. С древнейших времен до наших дней», то там Татарстан рассматривается как самостоятельное государство со времен древней Булгарии. В частности, там говорится, что в 1552 году Россия совершила акт агрессии и оккупировала Татарстан.

Было очень много жалоб, в том числе в прокуратуру, но они не дают результатов. Причем академическая историческая наука строится на полностью переписанной истории. Например, Индус Тагиров — настоящий академик, доктор наук, профессор. Он фактически глава исторической школы республики Татарстан. И этот человек на полном серьезе говорит, что республика Татарстан насчитывает 3000 лет, а по территории включает не только Татарстан, Башкирию и всю Сибирь, но и весь Китай. Своим студентам академик Тагиров без всякого сомнения рассказывает об определяющей роли Казанского ханства в построении московского государства.

Кстати, он первым подписался под скандальным «Обращением татар Российской Федерации», в котором русскоязычное население Татарстана названо «некоренными жителями», на основании чего выдвигается требование насильственного навязывания им татарского языка.

За 27 лет существования Республики Татарстан взращённая националистами «научная элита» подготовила псевдоисторический базис, трактующий историю России как историю, начатую Золотой Ордой, принесшей цивилизацию «диким русским варварам». На этой идеологии базировалась вся идеология сторонников «независимости» Татарстана. Однако возникает вопрос: с какой стати татарстанские «историки» уравнивают в своём понятии Казанское Ханство, образовавшееся в 1438 году, и Золотую Орду, столица которой Сарай находилась близ современного села Селитренное, что в 80 километрах к Северо-Западу от Астрахани? Наверное, им очень хочется быть «великими»…

Но, так или иначе, а возрождение в общегосударственном масштабе интереса к истории взаимоотношений Московского государства и государств чингизидов — Казанского ханства и Золотой Орды — последнее, чего хотят как представители властей Татарстана, так и татарстанские «историки». Потому что первый же вопрос, адресованный им: «На каких достоверных исторических источниках вы основываете свои теории, что Московское государство это — улус Золотой Орды?» — останется без ответа. Потому что таких источников нет. И тогда не просто придётся извиняться за свою ложь, это бы — полбеды, ошибки в науке прощают. Но главное — станет очевидной несостоятельность и фальшивость всей националистической идеологии, на которой строятся претензии на «особый статус» Татарстана. А вот это — крах смысла жизни для нескольких поколений татарстанских политиков и «учёных».

А между тем директор Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан и вице-президент АН РТ Рафаэль Сибгатович Хакимов дошел до того, что публично поддержал противозаконный проект «создания общероссийской татарской партии», заработав себе в актив возможность получить обвинение по ст. 282 УК РФ. Рафаэль Хакимов в свое время конструировал республику Татарстан как суверенное отдельное государство. Он был долгие годы советником по внутренней политике у Минтимера Шаймиева. Это известный писатель, крайний националист регионального масштаба. При нем в 90-х годах в республику привозили такого человека как Аслан Масхадов. Из президиума тот учил Госсовет республики, как нужно строить отношения с Россией, почему надо поддерживать народно-освободительное движение, а также, что такое Ичкерия.

Националистические легенды о том, что Московское государство было создано «милостями» ханов Золотой Орды (кстати, сегодня активно используемые бандеровцами на Украине) в Республике Татарстан начали создавать практически с момента «парада суверенитетов», открытого Борисом Ельциным в 1990 году в Казани, а затем в Уфе его необдуманным заявлением: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите». Чем, собственно говоря, он сам подтолкнул к действиям до того не слишком решительных национал-сепаратистов в регионах. Вспомним, что в 90-е годы при слабом федеральном центре Татарская республика чувствовала себя чуть ли не независисмым государством. Не стесняясь, принимали законы, противоречащие федеральным, не платили налоги в федеральный бюджет, везде и всюду подчеркивали свою исключительность.

Дальше были попытки игнорировать выборы президента России и получение российских паспортов, выдача собственных автомобильных номеров и закрытие рынка республики для товаров, производимых в других регионах страны, собственная квазивалюта в виде татарстанских продовольственных купонов и попытка ввести полноценную собственную, «караваны дружбы» с гуманитарной помощью воюющим чеченским сепаратистам от «общественных организаций республики» и официальный визит лидера чеченских боевиков Аслана Масхадова в Казань… Вся эта чехарда продолжалась вплоть до смены власти в Москве. А новая метла, как говорится, принялась мести суверенные конюшни, приводя местные законы в соответствие с законами, общими для всей страны.

Скорее всего, иные деятели в Татарстане и в наши дни никак не привыкнут к новым политическим реалиям. Отголоски этой вольницы полностью не преодолены до сих пор. К примеру, руководитель республики остался единственным в стране региональным лидером, именуемым президентом. В августе 2017 года, когда истек срок договора о разграничении полномочий между федеральным центром и республикой, в Казани делали все для того, чтобы он был продлен. То есть вновь настаивали на своей исключительности. А недавняя история с преподаванием в школах татарского языка? Федеральному центру пришлось преодолевать отчаянное сопротивление местных политэлит, чтобы жестко настоять на том, чтобы национальный язык изучался в школах на добровольной основе с согласия родителей.

Что касается предложения об установлении общероссийской даты 11 ноября, в Татарстане считают, что в случае одобрения калужской инициативы могут возникнуть нежелательные для них политические последствия. Типа зачем нам лишний негатив в межнациональных отношениях?

В ходе обсуждения вопроса об инициативе калужских парламентариев против аргументов Академии наук Татарстана выступил депутат Госсовета Артем Прокофьев. По информации онлайн-газеты «Реальное время», он отметил, что обращение калужских законодателей политически выверено и корректно, тогда как казанское содержит множество резких формулировок. Он также напомнил о тесных дружеских связях между Калужской областью и Татарстаном. По словам Прокофьева, голосуя против установления 11 ноября в качестве федеральной памятной даты, депутаты Госсовета Татарстана рискуют быть обвиненными в «ордынском реваншизме». Но мнение Артёма Прокофьева осталось без внимания. Слишком многое было поставлено на карту его противниками.

Разгром татарско-националистической идеологии начался ещё в прошлом году, когда после проверок из федерального центра произошли серьезные изменения в работе прокуратуры Татарстана. Несмотря на истерику некоторых депутатов Госсовета и прессинг со стороны самого президента Татарстана — Р. Минниханова в борьбе за добровольность изучения татарского языка, как и следовало ожидать, победил федеральный центр. Татарские националисты восприняли то, что Татарстан заставили жить по общим для всей РФ законам как личное оскорбление.

А тут ещё — в августе Российская Федерация не стала продлевать «Договор о разграничении полномочий» с Татарстаном. Основной идеологией местной этнократии была идея «независимости». И пока был Договор, пока глава Татарстана имел возможность гордо именоваться «президентом», пока без помех шло насильственное навязывание татарского языка русскоязычному населению, идея — работала.

Сегодня Татарстану приходится признать, что они — не «особый» регион с привилегиями, а — составная часть Российской Федерации на общих основаниях. Образованная часть населения Татарстана прекрасно сознаёт, что в современном мире сепаратизм — путь в никуда (примеры Югославии, Ливии, Украины — свежи как никогда). Но есть и те, кто до сих пор лелеет фантомные боли «утраченного величия Золотой Орды». А привычка многих амбициозных личностей мнить себя «великими» — никуда не делась.

Министерство образования Татарстана объявило, что с 1 января 2018 года изучение русского языка в школах республики увеличится до объемов, рекомендуемых Министерством образования России, однако при этом изу­чение татарского языка в республике остается обязательным. Министерство отмечает, что решение расширить преподавание русского языка принято на основании предложений межведомственной комиссии по реализации поручений президента Владимира Путина, которые были даны по итогам заседания совета при главе государства по межнациональным отношениям, состоявшегося в конце июля. Однако обратим внимание на то, что президент России имел в виду как раз необходимость перехода на ПОЛНОСТЬЮ ДОБРОВОЛЬНОЕ изучение татарского языка для всех жителей Татарстана. «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации», — говорил тогда глава государства. При этом он добавил, что языки народов России являются неотъемлемой частью их самобытной культуры. «Изучать эти языки — гарантированное Конституцией право. Право добровольное», — подчеркнул Путин.

Несмотря на то, что русские с татарами в общем комплиментарные народы, между которыми до сих пор не было серьезных противоречий, необходимо своевременно видеть возникающие проблемы. Это, прежде всего, распространение идеологии радикального ислама из-за бесконтрольного проповедования со стороны пришлых из Саудовской Аравии и ряда других стран Ближнего Востока. Главный лидер традиционного татарского ислама богослов Валиулла Якупов был убит в подъезде собственного дома. До девяти христианских церквей в республике поджигали или пытались сломать ваххабиты. Несколько церквей сгорело дотла.

Интересен и такой, например, факт: Иван Грозный отселял татар от рек, чтобы они не грабили. Поэтому во всех селах по берегам рек живут русские. Но в последние годы идет негласная политика переселения татар в русские деревни. И есть тенденция мечетизации всех деревень, включая чисто русские. Идет активное строительство мечетей, которое шло очень усиленными темпами при президенте Шаймиеве. Сейчас в республике около полутора тысяч мечетей, зато около 500 намоленных, духовно богатейших православных храмов находится без должного внимания, большая часть которых сегодня разрушается и стоит в запустении.

В детских садах, не спрашивая родителей, вводят питание халяль, то есть религиозно правильное.
Жители Казани отлично помнят 1991 год. Огромные толпы народа на центральной площади города с криками «Азатлык!» («Свобода!» по-татарски), ежедневные митинги перед зданием правительства Татарстана и плакаты: «Татарстан — независмое государство», «Русские, убирайтесь вон из республики!», «Детей от смешанных браков — в крематорий!». Тогда старухи-татарки били палками русских депутатов республиканского парламента, а милиция не вмешивалась.

В начале 90-х ненависть между русскими и татарами пытались культивировать. Однако сегодня из 18 общественных татарских организаций, зарегистрированных 10 лет назад и преследующих в той или иной степени цели национально-государственной независимости, являются активными только 2-3. Даже традиционно враждебные по отношению «ко всему русскому» татарские националистические организации из города Набережные Челны теперь уже не проявляют прежней агрессивности. Значит ли это, что национализм исчез?

По словам руководителя Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Рашита Ягфарова: «Пожалуй, кое-какие сдвиги имеются в образовании и развитии национальной татарской культуры, татары стали больше размышлять над своей историей. Но уровень жизни большинства граждан Татарстана от суверенитета не улучшился… Русские в Татарстане составляют почти половину населения, и никакой зависти на национальной почве к ним нет: все бедны одинаково».

В то же время ради справедливости следует сказать, что большинство мест в муниципальных органах власти занимают представители татарской национальности. Им принадлежат руководящие посты в республиканских органах власти и общественных организациях. В республике сформировались национальные кланы, которые владеют природными ресурсами и национальным богатством Татар­стана. Например, жена у нынешнего президента Татарстана — очень успешный бизнесмен. За 2016 год она заработала 2,6 миллиарда рублей. Не менее богатые люди — бывший президент Шаймиев и его родственники, тесно связанные с нефтедобывающей отраслью республики.

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил, что высказывания представителей Татарстана против введения даты 11 ноября в России как победного Дня Великого стояния на Угре 1480 года не имеют никаких оснований. Данный вопрос он обсудил с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. «Наша позиция стоит на прочной научной базе, что очень важно. Я беседовал со своим коллегой Миннихановым. Он отношения к этому не имеет, у него нет такой позиции, которую мы услышали от некоторых депутатов. Эти так называемые молодые ученые просто без всяких оснований вбросили эту тему», — сказал губернатор на встрече с журналистами.

В начале этого года власти Калужской области рекомендовали местным журналистам «уходить от термина «татаро-монгольское иго» как «не соответствующего исторической действительности». Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов в своих выступлениях по поводу стояния на Угре также подчеркивал, что «ни в коем случае не называет этот день свержением монгольского или тем более татарского ига»: «Это было многонациональное образование — государство Золотая Орда. Это не имеет отношения к какому-либо народу».

Было бы правильным, если бы в Татарстане поняли, что в нашей стране все регионы обладают равными правами, и перестали, наконец, политизировать исторические события. Это позволит избежать многих проблем и вероятных конфликтных ситуаций.

Анатолий Перелыгин,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории
и музейного дела ОГИК.

Лента новостей

«Студия РАНХиГС»