Красная строка № 24 (419) от 1 сентября 2017 года

Противоречит Конституции!

Прокурору Орловской области
И. В. Полуэктову.

Депутатский запрос.

Уважаемый Иван Васильевич!
Губернатором Орловской области Потомским В. В. на рассмотрение Орловского областного Совета народных депутатов внесен проект закона Орловской области о внесении изменений в ст. 7 Закона Орловской области «Об отдельных правоотношениях, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Орловской области».

25.08.2017 на сессии Орловского областного Совета народных депутатов указанный законопроект был принят в первом чтении.

Вместе с тем, текст рассматриваемого законопроекта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, что недопустимо.

Так, ст. 15 Конституции РФ гласит, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Часть 1 статьи 29 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется свобода мысли и слова, а статья 31 преду­сматривает, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Представленные губернатором Орловской области изменения в ст. 7 Закона Орловской области «Об отдельных правоотношениях, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Орловской области», во-первых, существенным образом ограничивают права граждан, предусмотренные Конституцией РФ, и, во-вторых, внесение изменений в ст. 7 Закона Орловской области «Об отдельных правоотношениях, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Орловской области» будет противоречить Федеральному закону № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

При этом также следует учитывать, что региональное законодательство не должно противоречить федеральным законам. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Часть 3 ст. 8 ФЗ № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит исчерпывающий перечень мест, в которых проведение публичного мероприятия запрещено.

Так, к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Таким образом, внесение изменений в региональный закон содержащих запреты и ограничения проведения публичного мероприятия в определенных местах, не предусмотренных федеральным законодательством, является незаконным.

Поскольку п. «а» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ предусмотрено, что именно в ведении Российской Федерации находятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением, то рассмотрение вопроса о внесении изменений в региональный закон, противоречащего федеральному закону, вынесенного губернатором Потомским В. В. на рассмотрение Орловского областного Совета народных депутатов, противоречит Конституции РФ.

Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре РФ» (с изм. и доп., вступившими в силу 10.08.2017) следует, что предметом надзора прокуратуры является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

В ч. 3 ст. 22 данного закона указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, а также вносит представление об устранении нарушений закона.

На основании изложенного прошу провести правовую экспертизу принятого 25.08.2017 в первом чтении закона Орловской области о внесении изменений в ст. 7 Закона Орловской области «Об отдельных правоотношениях, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Орловской области» и принять предусмотренные законом «О прокуратуре Российской Федерации» меры прокурорского реагирования к лицам, нарушающим Конституцию РФ и федеральное законодательство.

О принятом решении прошу уведомить меня в письменной форме в установленный законом срок.

Депутат Орловского
областного Совета
народных депутатов
И. А. Рыбаков.

самые читаемые за месяц