Следы от «Икарусов» привели в областную администрацию

Не каждый день из автобусного парка пытаются увести сразу 12 автобусов. Да не каких-нибудь там новеньких, а старых «Икарусов»-«гармошек». Да не кто-нибудь пытается увести, а открытое акционерное общество «Пассажирская транспортная компания». Да не из какого-нибудь малоизвестного автобусного парка, а со стоянок муниципального предприятия ПАТП № 1!

Впрочем, термин «увести» не совсем корректен. В арбитражных судах, которые рассматривали попытку увода, процедура именовалась «истребованием имущества из чужого незаконного владения». В процессе истребования выяснились очень интересные факты. Впрочем, обо всем по порядку.

В конце далекого и славного 1997 года, когда власти области и города мирно сосуществовали и деления на своих и чужих не происходило, администрация Орловской области приобрела у «Икаруса» три десятка автобусов, двенадцать из которых — все сплошь «гармошки» — были переданы ПАТП № 1, чтобы людей по областному центру возить. До 2001 года автобусы людей, как и положено, возили. Но в том же 2001 году глава администрации Орловской области Е. С. Строев издает постановление о создании открытого акционерного общества «Пассажирская транспортная компания» — далее ПТК — со 100-процентной долей государственной собственности Орловской области в уставном капитале этой организации. Купленные автобусы областное управление государственного имущества в уставный капитал ПТК и внесло, создав для этих целей специальную комиссию.

Двенадцать «гармошек», возивших людей, у ПАТП № 1 как бы изъяли и вновь учрежденному акционерному обществу как бы передали. Модное в молодежной среде словечко «как бы» в данной ситуации совершенно уместно, поскольку автобусы из ПАТП № 1 на гипотетическую стоянку ПТК никто не гонял. Их передали с баланса одного предприятия в уставный капитал ОАО на бумаге, после чего практически тут же городскому автобусному предприятию их «вернули», но в «доверительное управление» сроком на пять лет.

Ладно, всё это махли, бумажные дела. Автобусы горожан возят — и хорошо. Но проходят пять лет. Из ПТК в ПАТП № 1 приходят люди, показывают на «Икарусы»-«гармошки» — все 12 штук — и говорят: «А ну-ка верните нашу собственность». То есть речь уже не идет о каких-то бумажных фокусах, имущество требуют в натуре.

Шутка для нашего города — снять с маршрута двенадцать самых вместительных единиц автотранспорта? С 1998 года работали, людей возили, налоги за эту часть чьего-то там уставного капитала исправно платили, а теперь вынь да положь?

Словом, в ПАТП № 1 все нужные бумаги внимательно почитали, прочитанному сильно удивились, а удивившись, пришедшим и говорят: «А с чего вы взяли, что это ваши автобусы? Вы вообще кто такие?». Те: «Как? Что? Да мы!». Диалог, конечно, был чуть-чуть иным, но суть сводилась именно к этому — к полному расхождению взглядов. Натурально, дело дошло до арбитражного суда. И вот тут-то самое интересное и начинается.

«Изучив материалы дела и заслушав объяснения сторон», Арбитражный суд Орловской области в удовлетворении иска ПТК к ПАТП № 1 об «истребовании» двенадцати автобусов отказал. Истец обжаловал решение, как водится, в вышестоящей инстанции. Дошли до Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда в Воронеже. Почитать его решение по интересующему нас делу — занятие не просто увлекательное, а очень увлекательное. Если перевести со строгого, совершенно неэмоционального языка официального судопроизводства, то вопрос, который теперь уместно адресовать представителям ОАО «Пассажирская транспортная компания», звучит именно так: «А кто вы вообще такие?»

Суд, разбираясь в существе имущественной претензии ПТК, прежде всего, само собой, поинтересовался, а имеет ли истец на это имущество право. Бывает же так: придет кто-нибудь с нечистыми намерениями или по ошибке и на чужое лапу наложит. Прежде нужно доказать обоснованность своих претензий.

Что же выясняется? А выясняется вот что. Ознакомившись с историей конфликта, прочитав уставные документы, решения и постановления, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к ошеломляющему каждого орловца выводу, что открытое акционерное общество «Пассажирская транспортная компания» вообще не может никакое имущество у ПАТП № 1 требовать, поскольку никаким имуществом в виде 12 автобусов «Икарус» не располагает и никогда им не располагало.

А как же уставный капитал, спросите вы, постановление главы администрации Орловской области № 276 от 13.06.2001 года; как же приказ областного управления гос. имущества о передаче, пусть и на бумаге, двенадцати «гармошек» от одной организации другой? Тоже, что ли, не было? Нет же, все это было, но, увы, было, господа, совершенно незаконно.

Спокойно так, без эмоций арбитражный апелляционный суд сообщает, что администрация области попросту не имела права создавать какое-то акционерное общество, внося туда государственное имущество Орловской области. Это возможно только «в процессе приватизации», пишет суд в своем решении, а из дела совершенно ясно следует, что ОАО «Пассажирская транспортная компания» было создано на основании постановления главы администрации Орловской области, а не какого-то приватизационного процесса. Учредителем ОАО выступило управление гос. имущества Орловской области, «что является нарушением действующего законодательства».

Нарушением действующего законодательства, продолжает делать выводы суд, являлась и передача государственного имущества в уставный капитал ОАО. Это понятно. Акционерное общество владеет имуществом на праве частной собственности, а ему передали имущество государственное. Так государственное оно теперь или частное? Из документов следует, что государственное. Тогда что собой представляет ОАО «Пассажирская транспортная компания», в уставный капитал которого было внесено имущество, которым акционерное общество не располагает и на которое даже права никогда не имело? А существует ли это акционерное общество вообще? С точки зрения закона, конечно.

Далее столь же интересно. Спорных 12 автобусов в ПТК никогда не было. Ни фактически, ни юридически. ПТК попросту не имеет на них права, и суд в своем решении это записал. Но ведь именно это, не имеющее никакого отношения к открытому акционерному обществу ПТК имущество было внесено в его уставный капитал!

Какое акционерное общество без акций? Есть и они. 13 августа 2001 года — все делалось оперативно — Орловское региональное отделение ФКЦБ России уведомляет о государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Эмитент — знакомая нам Пассажирская транспортная компания. На какую же сумму выпускаются акции? На сумму в 51 миллион 850 тысяч рублей выпускаются бумаги общим количеством 5185 штук. И, разумеется, пускаются в продажу. А в обеспечении что — имущество, которого нет? Или, в лучшем случае, то, на которое ПТК прав не имеет?

Говорят, доллар не обеспечен… На США посмотрите — цветут! А тут какая-то ПТК. Но если США поддерживают свою необеспеченную валюту военной мощью и гигантским потреблением, заставившим работать на Соединенные Штаты весь мир, то какие силы обеспечивают существование и оборот необеспеченных акций ОАО «Пассажирская транспортная компания», созданного в нарушение законодательства, просто-таки ума не приложу.

Может, ПТК через суд захочет еще десяток «Икарусов» у кого-нибудь истребовать, и тогда узнаем? Суд копает глубоко, пытаясь разобраться в претензиях истца. А 12 автобусов — это ведь только треть от «уставного капитала». Продолжение следует?

С. ЗАРУДНЕВ.