Красная строка № 24 (330) от 3 июля 2015 года

«Сокращать нельзя, финансировать!»

На пленарном заседании Государственной Думы РФ 1 июля 2015 г. выступил депутат В. Иконников по вопросу «О рекомендациях парламентских слушаний по теме «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы».

— Мы все с вами представляем регионы России, — сказал он. — И нам не безразлична социально-экономическая ситуация, складывающаяся в них. Особенно, когда рассматриваются вопросы финансирования. А ситуация в субъектах РФ непростая.

Реальности таковы. Долговые обязательства субъектов Российской Федерации на 01 января 2015 года увеличились на 20,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 2,089 трлн. рублей. Плюсуйте сюда долги муниципальных образований в размере 306,5 млрд. рублей, и получаем консолидированный долг субъектов РФ более 2,4 трлн. рублей. При этом у 70 регионов увеличились долги и лишь у 12 — отмечено снижение.

Что делает правительство в этой ситуации?

Вроде бы правильные действия — замещает дорогие коммерческие кредиты субъектов на дешёвые бюджетные по ставке 0,1% годовых. Но какова эффективность этой меры? Из 310,0 млрд. рублей бюджетных кредитов бюджеты субъектов смогли взять только 105,0 млрд. руб., что составляет менее 34%.

Почему регионы не берут дешевые кредиты? Не могут брать потому, что механизм замещения правительством предложен крайне жесткий. Одним из условий, которое регионы должны принять и выполнить до 1 января 2017 года, является поэтапное сокращение объема долговых обязательств по кредитам банков и ценным бумагам до 50% от суммы собственных доходов. Многие регионы не могут воспользоваться этой кредитной поддержкой, так как условия ее предоставления оказались для них трудновыполнимыми.

Необходимо срочно корректировать правительственное положение, по которому выдаются бюджетные кредиты в силу его несоответствия складывающимся реалиям.

Правительство не спешит решать и другую проблему — рефинансирования задолженности ряда субъектов федерации по кредитам, номинированным в иностранной валюте. Валютные долги не дают развиваться Орловской, Оренбургской, Магаданской областям и Камчатскому краю. Правительству необходимо срочно конвертировать валюту долга в валюту РФ по среднему курсу ЦБ в 2014 году.

На этом фоне Счетная палата РФ обеспокоенно отмечает сохранение рисков в обеспечении устойчивости региональных и муниципальных бюджетов. Полномочий множество, а денег на их исполнение катастрофически не хватает.

К примеру, в Орловской области при сохраняющейся негативной динамике налоговых и неналоговых доходов, а также планируемого правительством существенного сокращения в 2016 году объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности расходная часть бюджета области практически полностью будет состоять из расходов на оплату труда с начислениями, на публичные нормативные обязательства и социальные выплаты населению, расходов Дорожного фонда и отчислений фонду ОМС на неработающее население. Естественно, что в этих условиях областная власть не сможет предусмотреть в бюджете области расходы на обеспечение деятельности сети государственных учреждений — больниц, поликлиник, школ, детских садов, интернатов и в полном объеме обеспечить софинансирование многочисленных программ развития. Это серьёзный тормоз социально-экономического развития не только Орловской области в 2016 и последующих годах. Заметьте, аналогичная ситуация в подавляющем большинстве регионов.

Правительство должно снизить требования при предоставлении субсидий по предельному размеру софинансирования государственных программ из бюджетов субъектов Российской Федерации до уровня не более 5 процентов от общего объема финансирования госпрограмм. Эта мера будет способствовать сбалансированности региональных бюджетов, снизит их финансовую нагрузку и расширит возможности по привлечению финансовых ресурсов из федерального бюджета по многим госпрограммам…

О сбалансированности региональных бюджетов и бюджетном федерализме. На 1 июня 2015 года 12 субъектов РФ, в которых проживает 35,9% населения России, на 51,2% формируют доходы консолидированного бюджета РФ. И самые большие расходы зафиксированы в этих же 12 регионах плюс еще в двух субъектах, итого — 14. В этих 14 регионах проживает 41,85% населения страны. Получается, у одних с финансированием густо, а у других пусто. Такой перекос и неравенство в распределении финансово-экономического потенциала по субъектам РФ должно быть предметом серьёзного рассмотрения в правитель­стве и принятия соответствующих мер, аналогичных принимаемым по регионам опережающего развития (Дальневосточного федерального округа).
Все признают, что необходимо помогать регионам снижать долговую нагрузку, замещать коммерческие кредиты на бюджетные, и в то же время сокращается предоставление регионам бюджетных кредитов с сегодняшних 310 млрд. рублей до 130 — в 2016 году. Предлагается провести сокращение по межбюджетным трансфертам для региональных бюджетов на 92,2 млрд. руб. по сравнению с 2015 годом.

При этом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований остаются неизменными. В то же время сокращается финансирование на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов регионов, а также субсидий и субвенций. И это при том, что сегодняшними поправками бюджета уже сокращается объем дотаций на 58 млрд. рублей, в том числе: на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов — в сумме 32 млрд. рублей; на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы — еще 20 млрд. рублей.

К этому можно добавить 10-процентное сокращение госслужащих и урезание зарплат оставшимся. Только на ограничении индексации пенсий и соцвыплат планируется сэкономить за три года 2,5 трлн. рублей — сумму, равную той, которую пытаются взыскать с РФ акционеры ЮКОСа по решению Гаагского суда.
Смысловые значения словосочетаний «эффективность расходов бюджета» и «сокращение расходов бюджета» неравнозначны. Мы с вами понимаем это. Понимает ли это правительство?

Пресс-служба фракции КПРФ
в Госдуме.