Красная строка № 3 (439) от 2 февраля 2018 года

Степень заинтересованности конкретных лиц

Практически ничем закончилось очередное заседание орловского Арбитражного суда по иску ПАО «Ростелеком» к властям г. Орла — его в очередной раз перенесли. Кто не в курсе, «Рос­телеком» добивается, чтобы городское Управление коммунальным хозяйством приняло выполненные работы по так называемому энергосервисному контракту, то есть, грубо говоря, по замене уличных светильников. А городские власти всячески от этого уклоняются, максимально затягивают процесс, пользуются экономией (которая, к слову, составляет около 70% от уровня потребления электроэнергии в 2014 году) — и не платят, выставляя при этом исполнителю всё новые требования.

Кто здесь прав, а кто — нет? С одной стороны, каждый житель областного центра, который хотя бы один раз выходил на улицу в темное время суток, не может не верить своим глазам: освещение стало хуже. Поэтому в каком-то смысле можно понять врио губернатора, который 20 января на совещании с участием главы администрации г. Орла А. Муромского и руководства «Ростелекома» потребовал, чтобы Орёл к 9 мая был освещён ярко, причем независимо от условий контракта и технического задания.
Но если всё-таки вернуться к тем самым условиям контракта и технического задания, то выяснится, что — внимание! — «Ростелеком» выполнил работы именно в соответствии с ними.

Как же такое могло получиться? Чтобы разобраться в этом, вернёмся к началу истории. В августе 2015 года УКХ г. Орла объявило двухэтапный конкурс по выбору поставщика для исполнения энергосервисного контракта. В первом этапе участвовало 7 компаний, во второй вышли три из них. И по результатам проведения конкурсных процедур победителем был признан «Ростелеком», а сам контракт заключили 5 декабря 2015 года. Губернатором в тот момент был В. Потомский, главой администрации г. Орла — А. Усиков.

Исполнитель обязался заменить 11607 уличных светильников, внедрить автоматизированную систему управления наружным освещением и модернизировать 154 трансформаторных подстанции. Для этого был проведен энергоаудит системы наружного освещения и подписан всеми сторонами так называемый энергопаспорт; разработан и согласован с заказчиком проект; привлечены орловские субподрядчики: для изготовления и поставки светильников — АО «Пумос» (потому что в техническом задании энергосервисного контракта было прописано требование обязательно устанавливать светильники «Гелиос», а их производителем как раз и является АО «Пумос»), а также АО «Орел­облэнерго» (потому что сети, на которых находятся светильники, являются собственностью АО «Орелоблэнерго»).

Одним словом, к середине декабря 2016 года работы в основном были выполнены. А к началу марта 2017 года — даже с учетом доработок, которых потребовал заказчик. Важно отметить, что в Акте необходимых доработок городские власти зафиксировали, что к количеству светильников, щитов управления АСУНО и монтажу — претензий не имеют, однако просят провести дополнительные замеры уровня освещенности и предоставить протоколы этих замеров.

Ладно, «Ростелеком» согласовал с УКХ перечень и количество участков улиц для проведения замеров, заключил договор с аккредитованной технической лабораторией ООО «РЭЦ», которая в апреле-мае 2017 года такие замеры и провела.

В ответ администрация города стала ссылаться на жалобы жителей, на измерения, произведённые УГИБДД, предъявлять новые претензии… В конце концов, УКХ отказалось принять работы.
Тогда «Ростелеком» в начале июля подал исковое заявление в Арбитражный суд. И теперь по разным причинам и под различными предлогами рассмотрение то переносится, то откладывается.

Это внешняя, видимая канва событий. Факт же заключается в том, что конфликт зашел в тупик. И как из него выбираться с наименьшими потерями, не знает, похоже, никто.

В начале декабря А. Клычков вроде бы договорился с федеральным руководством «Ростелекома» о возможности мирового соглашения. Затем на совещании в областном департаменте экономического развития условились, что такое соглашение подпишут, если «Ростелеком», в соответствии с претензиями УГИБДД, улучшит освещение по 12 конкретным адресам. Исполнитель контракта выполнил и эти условия.
Но после этого речь пошла уже о других участках улиц.

30 января 2018 года на рабочем совещании у главы администрации Орла начальник МКУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла» С. Климова доложила о развитии ситуации.

— Позиция администрации города в этом вопросе не меняется, — заявил дословно А. Муромский. — Мы должны принимать только те работы, которые будут четко соответствовать всем требованиям ГОСТов, СНиПов по уровню освещенности. Приведенные замеры освещенности участков дорог показывают, к сожалению, обратное.

Власти, судя по всему, склоняются к тому, чтобы «нагнуть» «Ростелеком», свалив на него все просчеты, в том числе — собственные, и заставить его за свой счет заменять светильники на более мощные. Тот, в свою очередь, сопротивляется: с какой, собственно, стати он должен нести убытки, если выполнил контракт в соответствии с техническим заданием, которое составлял сам заказчик, то есть городские власти?

Однако ни та, ни другая сторона почему-то не называет корня проблемы: если именно такой контракт с именно такими условиями был составлен, значит, это было кому-то выгодно? Казалось бы, приглашайте в кабинет врио губернатора бывшего главу администрации г. Орла, а ныне — заместителя губернатора А. Усикова и выясняйте подробности. Вытаскивайте за ушко на свет белый бывшего начальника УКХ, который подписывал контракт, и задавайте вопросы. Но нет, вместо этого продолжают обмениваться бумагами в арбитраже…

По мнению «Красной строки», основная вина в том, что пресловутый энергоконтракт вышел городу боком, лежит все-таки на муниципальных властях. А они в те годы, как известно, ничего не делали без указания или одобрения губернатора В. Потомского. Вот бы и проследить степень заинтересованности конкретных лиц. Тогда, может быть, и выход из ситуации быстрее бы нашелся.

Именно поэтому «Красная строка» начинает собственное журналистское расследование «энергоконтрактной» истории и ее бенефициаров.

Юрий Лебёдкин.