Красная строка № 17 (453) от 29 июня 2018 года

Там не дочистили, тут не долили…

Думаем, не сильно ошибёмся, если скажем, что у большинства собственников и нанимателей жилья есть устойчивое предубеждение к так называемому техническому обслуживанию наших домов. Проще говоря, народ почти уверен, что это фикция, оплачиваемая строка в перечне услуг, но не услуга как таковая.
Письмо пенсионера В. С. Павперова из г. Орла, которое получила «Красная строка», заинтересовало нас именно как живое свидетельство, подтверждающее обоснованность сомнений горожан по поводу техобслуживания, его осуществления или, как минимум, качества.

Могут возразить: история дома № 170 по Московскому шоссе, где проживает В. С. Павперов, — частный случай, не претендующий на обобщение. И всё же вчитаемся…

* * *
В 2015 году в подъезде № 5 в рубильнике электропитания кроме большого искрения произошел разогрев докрасна медных ножей рубильника. Жители заметили это случайно вечером при недостаточном освещении. Рубильник вышел из строя. Электроснабжения подъезда некоторое время не было. Причина разогрева и поломки — ненадежный контакт. Просто отсутствовало профилактическое техническое обслуживание рубильника, что и привело к таким последствиям.

В 2016 году в подъезде № 2 вышел из строя редуктор лифта. Был составлен некий акт, из которого следовало, что виновных нет, всё произошло само собой. Хотя ясно, что в редукторе было недостаточно машинного масла. За 30 лет работы редуктор терял его понемногу через уплотнение валов. Кроме того, масло само по себе постепенно испаряется. К тому же, неизвестно, сколько его было залито в устройство при сдаче в эксплуатацию. За 30 лет никто не удосужился проверить состояние смазки. А деньги получали исправно по графе «Техобслуживание».

Для сравнения: в подъездах № 3 и № 4 количество квартир в 1,5 раза больше, и нагрузка соответственно тоже, а редукторы лифтов в порядке. При освидетельствовании дано заключение, что лифты в подъездах № 1, № 3, № 4, № 5, № 6 могут работать до 2019 года включительно. А во 2 подъезде отсутствие технического обслуживания угробило редуктор еще в 2016-ом. Немалые деньги были взяты у жителей на покупку новой шестерённой пары взамен вышедшей из строя.

Ещё пример. Летом прошлого года в подъезде № 3 пропало электричество. Вызвали аварийную службу. Она обнаружила, что в автомате, питающем подъезд, ослаб и почти выскочил провод в правом нижнем контакте. Провод и обгоревший контакт не зачистили, а засунули на место и подтянули отвёрткой. Электроснабжение было восстановлено, аварийная бригада уехала.

А в мае этого года в подъезде возник пожар. Горела общая проводка питания квартир в вертикальном канале. Проводка выгорела с 1-го по 3-й этажи включительно. Сгорели три электрических щитка на этажах. Девять электросчётчиков. Коптящее пламя через щиток первого этажа хлестало до потолка. Он и теперь покрыт толстым слоем сажи. Приехали полиция, «скорая помощь», пожарные. Водой пользоваться было нельзя. Пламя сбили мощными огнетушителями. Едкий дым от горящей изоляции заполнил весь подъезд. Он вырывался через проёмы технического этажа клубами, проникал в квартиры. В подъезде пришлось выбить все стёкла. Но это мало помогло. Одна девушка наглоталась дыма, ей пришлось оказывать медицинскую помощь.

Стали искать причину пожара. Короткое замыкание в одной из квартир? Хотели на это списать, как по всей стране это делается сейчас. Но не получилось. Проводка в квартире не повреждена совсем. А может, из-за вытяжного вентилятора? Опять нестыковочка. Значит, снова виноватых нет, всё само собой получилось?

Ответственный по дому позвонил главному инженеру обслуживающей компании и спросил: «Есть ли у вас графики профилактического осмотра электрических сетей и когда такие осмот­ры проводятся?» Был получен исчерпывающий ответ: «Графиков нет, осмотры проводятся при необходимости».
А кто и как эту необходимость определяет? Необходимость ремонта можно выявить только при профилактическом осмотре, производимом по графику, то есть регулярно. А если графика нет, то аварийную ситуацию и упустить недолго.

Кстати, впоследствии оказалось, что, согласно акту МЧС, никакого пожара в третьем подъез­де и не было. Было только плавление изоляции! За полвека работы с электроустановками я узнал, что такое плавление и что такое горение изоляции. К тому же, сажа, которая до сих пор сыплется на голову в подъезде, красноречивей всяких актов. А ведь представитель МЧС, помню, опрашивал нескольких очевидцев майского пожара! Что же там за акт получился?

Целую неделю в подъезде шли работы по ликвидации последствий пожара. Все трудозатраты, стоимость девяти счётчиков, защитной и отключающей аппаратуры, электропроводки, остекление выбитых подъездных окон — всё ляжет на жителей дома. А почему? Наш дом ежемесячно платит за техобслуживание более 100 тысяч рублей. Но есть ли оно? Хотя бы в части электросетей?
Сначала не хотел об этом писать, но отношение к произошедшему некоторых лиц в управляющей компании ООО «Домсервис» меня поразило. А вдруг они не одиноки?

Валентин Павперов.
г. Орел.

Лента новостей

«Студия РАНХиГС»