Красная строка № 30 (425) от 13 октября 2017 года

Три рекорда

Пока ещё никто не отважился подняться на планере выше известного орловца

В Орле этого человека знают многие. Он активный градозащитник, в недавнем прошлом — преподаватель Орловского госуниверситета и депутат горсовета. А полвека назад он помог нашей стране одержать важную спортивную победу — на его счету всесоюзный рекорд высоты полета на планере. Корреспондент «РГ» побывал в гостях у Юрия Ивановича Малютина.

В 1955 году в орловский аэроклуб пришел невысокий, крепко сбитый паренек с буйной шевелюрой. Это был Юра Малютин. Полетами грезил с детства. Готовился серьезно — занимался лыжами и борьбой, со стадиона не выгонишь. На отлично выполнил нормы ГТО.

— Мой путь в авиацию начался с парашюта, — вспоминает Юрий Иванович. — Когда сверстники отправлялись на танцы, я шел в аэроклуб. Проводил там все свободное время.

Летать Малютин начал на планере «Бро-11» примитивной конструкции. Это были деревянные рейки, обтянутые тканью, которые запускали при помощи двух резиновых амортизаторов.

В 1960-е годы в Советском Союзе не было профессионального планерного спорта. Однако наши пилоты участвовали в соревнованиях. «Бал правили» спортсмены из Польши, Чехословакии и ГДР.
Им принадлежали и рекорды. Орловский клуб сумел прервать гегемонию. В СССР хватало асов, но не было международных достижений. ДОСААФ поставил задачу — победить! Малютину судьба отвела очень важную роль.
В 1960 году он стал курсантом-пилотом. На самолете освоил фигуры высшего пилотажа в прямом и обратном полете. Не забывал и о планерах.

В 1964 году команда планеристов из Орла — Анатолий Коваль, Анатолий Курило и Юрий Малютин — впервые одержала победу во всероссийских соревнованиях. Тогда же местному аэроклубу присвоили статус центрального. Он носит имя заслуженного летчика-испытателя СССР № 1 Сергея Анохина.

Самой престижной наградой считается почетный знак с тремя бриллиантовыми подвесками. Его присваивает Международная авиационная федерация (FAI). Надо выполнить три норматива: пролететь на дальность 500 километров, преодолеть зам­кнутую треугольную дистанцию и, как говорят планеристы, выиграть высоту не менее пяти километров.

Советским пилотам долгое время не удавалось это сделать. Первым стал Малютин. В то время он уже был членом сборной страны. Норматив на дальность оказался самым простым. В 1964 году Юрий Иванович долетел до станицы Миллерово в Ростовской области.

— За высотой я гонялся несколько лет, — вспоминает он.

Подходящее облако нашлось летом 1965 года под Мценском.

— На высоте 300—350 метров мне встретился поток, и я отцепился от буксировщика. Включил авиагоризонт и минут через десять вошел в облако. Скороподъемность возросла до 25—30 метров в секунду, что было сопоставимо со скоростью реактивного истребителя той поры. На высоте 2500 метров мой «Бланик» вошел в зону обледенения, — продолжает Малютин.

Он сжал зубы. Последнее усилие, и планер взобрался на вершину облака. В глаза больно ударил яркий солнечный свет. Пилот тут же прекратил восхождение. Стрелка высотометра достигла отметки 6354 метра. Этот рекорд для равнинной местности не побит до сих пор!

— Самым сложным испытанием стал «треугольник», потому что большую часть пути надо было идти с сопротивлением ветра, — объясняет Юрий Малютин.

В июне 1966 года шесть летных дней в орловское небо с аэродрома в Пугачевке поднималось полтора десятка планеров. Выполнить норматив не удавалось. И только в заключительный день летных сборов, 26 июня, Малютин на планере КАИ-14 преодолел 500-километровый «треугольник». В воздухе он провел восемь часов и десять минут.

Именно Малютин стал первым в СССР пилотм, преодолевшим упрямый «треугольник». И первым же завоевал право на три бриллиантовые подвески к почетному знаку FAI, но так их и не получил. Советский Союз принципиально не вносил в международную федерацию положенные взносы, обоснованно считая, что отечественных пилотов красят отнюдь не бриллианты.

Денис Передельский.
«Российская газета —
Неделя — Центральная Россия» № 7391 (225).
5 октября 2017 г.

самые читаемые за месяц