Орловская искра № 38 от 4 октября 2019 года

У российских набобов большие риски…

Несколько дней назад президент подписал закон, которым освободил нуждающихся студентов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов и ассистентов-стажеров от уплаты НДФЛ на материальную помощь, выплачиваемую вузом или колледжем, если она не превышает 4 тысяч руб­лей. Поправки внесены в статью 217 Налогового кодекса России. Но всего 4 тысячи? Чует моё сердце: в представленном в понедельник правительством в Госдуму проекте Бюджета Российской Федерации на 2020 год малоимущие опять останутся под налоговым гнётом.

Приходится в этой связи напомнить, что в 2001 году, практически 19 лет назад, была введена единая плоская шкала подоходного налога с физических лиц (НДФЛ) в 13% независимо от размера полученного дохода для всех работающих. В то же время, для нерезидентов, работающих в Российской Федерации, взимаемая налоговая ставка была установлена в размере 30%. (Нерезидентом считается человек, который не имеет российского гражданства).

Первые пять лет это сыграло положительную роль в борьбе с «серыми схемами» зарплаты. Однако в практике применения высветилось очевидное социальное напряжение, так как малоимущие теряли, а богатые несправедливо получали огромный выигрыш. 127 тысяч капиталистов (0,3% населения нашей страны) владеют сегодня 88 процентами национальных богатств России.

КПРФ систематически ставит вопрос об отмене плоской шкалы налогообложения и переходе к прогрессивной справедливой системе НДФЛ. Однако «Единая Россия» вместе с правительством бессовестно эту инициативу торпедирует. И это при том, что семьи работающих шестой год теряют реальный доход. По данным Росстата, в Российской Федерации  20,9 миллиона человек находится за чертой бедности — почти каждый седьмой житель России.

Если расходы семьи на еду превышают 35% семейного бюджета, то это считается признаком острой бедности. Широкий интернет-опрос в конце июля этого года показал, что 75% граждан России не дотягивают до зарплаты. Более 38% россиянам требуется добавка порядка 10 тыс. руб­лей к имеющемуся месячному доходу. Около 7% граждан не хватает на питание дополнительно от 6 до 8 тыс. рублей. 8% россиян необходимо разжиться до получки 5 тыс. рублей. 22% семей требуется дополнительно на питание от 1,5 до 3 тыс. рублей в месяц.

Но правительство не слышит малоимущих.
Более того, ещё 27 ноября 2018 года был принят Федеральный закон № 424 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Закон уравнял нерезидентов с резидентами, то есть нерезиденту теперь не нужно платить НДФЛ 30% с прибыли при продаже принадлежащей ему российской недвижимости. 9 июня 2019 года осуществлена тихая налоговая революция. Правительство и Госдума проявили заботу не о российских бедных людей, а о богатых иностранцах, не видя при этом рисков и потерь для федерального Бюджета России.

Заканчивается первое двадцатилетие XXI века. На слуху не только специалистов, но абсолютного большинства российского общества — мягкие и постепенные реформы, проводимые Китаем. Там не ударили налоговым хлыстом по самым бедным слоям, а, наоборот, вывели из нищеты сотни миллионов человек. Обеспечен ежегодный рост экономики на 7—10% в течение последних 10 лет. Сегодня ВВП КНР достиг 13,6 трлн. долларов, доля страны в мировом ВВП вместо 1,8% выросла более чем на 15%.

Китай стал сверхдержавой, способной конкурировать с США. Рост благосостояния китайского населения в 2008—2018 годах составил 130%. Россия же скатилась в список стран с убывающим благосостоянием основного населения, так как его реальные доходы сократились на 10%, а за последние четыре года — на 11%.

25 сентября Президент России В. Путин встретился в Кремле с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу и говорил о стратегическом партнерстве наших стран. Лидеры России и Китая систематически встречаются, демонстрируя дружбу и взаимопонимание, и приходится только удивляться: почему положительный опыт Китайской Народной республики не становится примером для правительства России?

12—13 сентября состоялся четвёртый Московский финансовый форум. Выступавший на нём глава ВТБ Андрей Костин, дискутируя, сказал, что профицит российского бюджета составляет 2,56 трлн. рублей. А ещё, мол, у нас есть Фонд национального благосостояния (ФНБ), в котором на 1 сентября этого года аккумулировано около 5,2 трлн. рублей. И поэтому он предлагает освободить от налогов малоимущих россиян.

Богатые начинают осознавать, что следует менять несправедливую многолетнюю систему налогообложения. Но с ним не согласился могущественный критик — Первый заместитель премьера, министр финансов РФ Антон Силуанов: «Смягчать налоговую политику сегодня нецелесообразно. Просто говорить, что давайте смягчим, снизим налоги, освободим от взносов или примем новые программы, всегда за этим есть большие риски».

Действительно, у российских набобов риски большие. Покажем этот риск на примере самого Силуанова. Его ежемесячный доход вместе с премиями — более двух миллионов рублей. Если при справедливом налогообложении его ежемесячный налоговый вычет вместо 260 тысяч будет составлять от 600 до 650 тысяч рублей, то это приведет к «потере» 5 миллионов рублей. Согласно обнаруженной выписке из реестра, Силуанову принадлежит участок земли площадью один гектар на Рублёвке. Там в настоящее время уже поставили «коробку» большого дома и заложили фундамент еще одной постройки.

Это требует расходов. Поэтому такую налоговую потерю из-за каких-то бедных людей?!
А Эльвира Набиуллина, председатель ЦБ РФ, в прошлом году «заработала» 35 миллионов рублей. Ей тоже «тратиться»?

Владимир Путин и Дмитрий Медведев неделю назад обсудили параметры бюджета на 2020 год и на период 2021—2022 годов. Премьер радостно доложил: «Объем Фонда национального благосостояния уже превысил 7 процентов ВВП и, по нашим оценкам, эта тенденция сохранится и в ближайшее время. В этом смысле запас прочности у нас приличный».

Напрашивается вопрос: так почему бы государству не поделиться хотя бы малой толикой с беднейшими слоями населения, освободив их от уплаты НДФЛ?

Между тем, стоит напомнить власть имущим, что в СССР с граждан, получающих зарплату не более 70 рублей в месяц, подоходный налог не взимался. Даже в царской России, которая в отличие от России сегодняшней, не претендовала на звание социального государства, подоходный налог, введенный, кстати, только в 1916 году, распространялся только на тех, чей доход превышал 850 рублей в год. Между прочим, заработок 30 рублей в месяц в то время считался очень приличным.

Но в сегодняшней России, похоже, до этой меры поддержки малоимущих дело дойдет не скоро, если вообще когда-либо дойдет. Медведев на пленарном заседании Московского финансового форума 12 сентября, характеризуя сегодняшнее состояние экономики, заявил, что в рамках «регуляторной гильотины» подписал поручение, согласно которому акты СССР и РСФСР должны прекратить свое действие с начала 2020 года.

По его мнению, утратившие своё значение и никак не применяющиеся сегодня законы мешают достойно жить людям, а его «регуляторная гильотина» обеспечит нам экономический прорыв. Автор статьи в «Аргументах недели» Юрий Доценко по этому поводу язвительно замечает: «Явно устаревшие законы, ещё со средневековых периодов, существуют и в других странах. Но там и не догадываются, что, отменив их, можно улучшить жизнь своего народа. Скорее всего, это затевается для того, чтобы под шумок избавиться от существующих законов социального значения, но мешающих нынешней буржуазной власти накапливать личные капиталы».

Приведу пример: с 15 июля в России введена обязательная цифровая маркировка ряда товаров, а к 2024 году цифровой маркировкой — QR-кодом (специальным знаком на упаковке) — должны быть помечены все товары. Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию назвал это нововведение правительства «еще одной бедой России», которую подкинул миллиардер Алишер Усманов во благо своего многомиллиардного кошелька, так как проводить маркировку будет его частная компания. По самым скромным подсчетам, система маркировки продуктов питания будет стоить около 300 млрд. рублей в год, и эти расходы, само собой разумеется, войдут в стоимость готовой продукции. То есть деньги будут изыматься у самых бедных масс населения, являющихся массовыми потребителями.

В. Молоканов,
Заслуженный экономист РФ, кандидат экономических наук.