Орловская искра № 12 от 29 марта 2019 года

В поисках ответа на риторический вопрос

Транспортный вопрос, по мнению горожан, имеет риторический, истерический и исторический аспекты. Поскольку на первые два местные власти и наука бессильны дать вразумительные ответы, рассмотрим подробнее третий аспект.

С 1990 г. стоимость проезда в городском транспорте, по данным Росстата, увеличилась с 5 (в автобусе) и 3 копеек (в трамвае) до 20 рублей, т. е. в 400 и более раз. За это время средняя зарплата в Орловской области, по тем же данным, выросла с 274 рублей приблизительно в 100 раз. Таким манером, рост стоимости проезда обогнал рост зарплаты в четыре с лишним раза. Если исходить из этого, то экономически обоснованная стоимость проезда — около 5 (в автобусе) и 3 рублей (в трамвае).

Кроме того, согласно элементарным выводам из норм Основного Закона нашего социального государства, при передаче транспортных и иных услуг частому сектору должно быть сохранено социальное обременение в виде льгот, безлимитного и бесплатного извоза.

Имеются ли объективные основания у т. н. перевозчиков жаловаться «на жизнь»? Согласно статистическим данным стоимость бензина увеличилась с 1990 года не в 100, как зарплата, а в 600 раз, газа — более чем в 350 раз. Лишь стоимость электроэнергии растёт ноздря в ноздрю с доходами населения. Таким образом, у владельцев автобусов имеются вес­кие основания требовать заведения антимонопольных дел против нефтяных и газовых компаний.

«Для создания в Российской Федерации гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности», как декларирует Конституция, необходимо восстановить экономически обоснованные затраты на транспортные расходы, в т. ч. необоснованно завышенные стоимость железнодорожных перевозок и энергоресурсов. Так, стоимость бензина следует установить ниже 7 рублей за литр, газа — 2 руб./м3, электроэнергии 2—4 руб./кВт-час. Цены должны быть снижены за счёт сверхприбылей нефтегазовых монополистов.

Более того, опыт ряда городов, например, Таллина, показывает экономическую целесообразность введения бесплатного проезда для всех местных жителей.

Несмотря на более выгодные экономические условия функционирования электротранспорта, его руководство плачется не меньше. Результаты его работы дают чёткий сигнал о необходимости замены в регионе всего аппарата управления транспортом, экономикой и не только, принципиального изменения принципов управления и тарифной политики.

Наши нерадивые управленцы вместо экономических решений предпочитают опустошать карманы наиболее бедных и наименее защищённых слоёв населения. Представительная власть в лице горсовета потеряла независимость, слившись с исполнительной властью. Так, например, постановление № 559 от 28.12.18 года, на мой взгляд, незаконно — оно противоречит статьям. 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 17, 18, 27, 34, 39, 41, 43, 44, 55 Конституции Российской Федерации.

В поисках ответа на риторический вопрос прихожу к выводу, что по существу в деградацию экономики вносят свой существенный вклад все нерадивые управленцы, в лучшем случае — бесполезные, позволяющие себе зарплату выше средней по региону, не внедряющие эффективных методов и систем управления и регулирования экономических процессов.

Вячеслав Стебаков.
г. Орёл.