Красная строка № 25 (376) от 8 июля 2016 года

Всё облагодетельствовывают да облагодетельствовывают…

Вот уже полгода наша власть — и областная, и городская — делает все, чтобы орловцы возненавидели юбилей своего города. Сначала горожанам наплевали в душу, практически лишив их Дня Победы, — именно в канун самого почитаемого орловцами праздника подняли на дыбы и главную площадь Орла, и главное место официальных торжеств — сквер Танкистов. Потом навязали сомнительный по качеству памятник кавалеристу Баграмяну, установив его зачем-то рядом с танком и могильным камнем с именами погибших в дни освобождения Орла танкистов. И разрыли все, что только можно было разрыть: мосты, проезды и проходы к центру города, попутно пытаясь по своему усмотрению распорядиться исторической брусчаткой с улицы Ленина. Из последних скандальных сюрпризов — памятник Ивану Грозному, которого стыдливо называют не «царем», а «основателем города». Странного вида статую, ломая через колено всех и вся, вознамерились поставить перед театром юного зрителя «Свободное пространство». Чей палец ткнул в это место — не говорят, но горсовет «указивку» одобрил. При этом — ни конкурса, ни общественного обсуждения самого «произведения искусства», смахивающего на ширпотреб, ни градостроительно-архитектурного обоснования, зачем и почему сия фигура должна закрыть одно из красивейших зданий Орла.

Такое впечатление, что если завтра наш обладатель пальца захочет по примеру известного исторического персонажа привести в горсовет коня в качестве депутата, народные избранники и это одобрят — лишь бы было обоснование, оформленное «в законном порядке». Однако вернемся к памятнику.

Пагубное действие
халявы

То, чего не сделали те, кто считает себя представителями народа, сделал сам народ: возмутился. Надо сказать, что поводов для неприятия тех или иных решений властей у орловцев всегда было предостаточно, но тут случай особый, тут так всколыхнуло, что помимо открытых писем, заявлений в прокуратуру и собраний появились эпиграммы!

Возмущение дошло до того, что депутат двух созывов Орловского городского Совета Юрий Малютин призвал мэра Орла Василия Новикова… не провоцировать орловцев на акции протеста против действующей власти: «Прошу Вас безотлагательно принять все необходимые меры в пределах предоставленных Вам полномочий и действующих Законов РФ к недопущению установки спорного монумента в охранной зоне объекта культурного наследия народов России. Не провоцируйте граждан города на протестные действия против органов самоуправления в нашем Орле!».

Малютин не преувеличивает: многие орловцы сегодня действительно готовы выйти с протестными акциями против установки памятника у стен ТЮЗа, причем даже те, кто раньше не был замечен в активной общественно-политической жизни. Например, артисты. Удивительное дело: люди готовы работать за маленькую зарплату, мирились с затянувшимся ремонтом своего здания, мыкаясь по чужим площадкам не один месяц, но в одночасье осознали себя гражданами, когда им «указали», что станет символом их театра. Артистов поддержали орловские дизайнеры. В своем открытом письме они профессионально обозначили и другую проблему: «Установка уже готового памятника с его пластикой, пропорциями, масштабом и сложным силуэтом в случайном, изначально не предназначавшемся для него месте, противоречит всем принципам градостроения, формирования жилой среды, монументального искусства… Уже прозвучавшие аргументы в духе «там всегда были памятники» считаем безо­тветственными и недостойными серьёзного рассмотрения, т. к. площадка, открывающая нам один из красивейших памятников архитектуры федерального значения, не может быть местом для случайных… скульптур или других, не имеющих отношения к театру, объектов».

Перепуганный мэр Орла Василий Новиков не нашел ничего лучшего, как попытаться отгородиться от скандала. На сайте горсовета он объяснил: «На 11 заседании Орловского городского Совета депутатами было принято решение об установке памятника основанию города Орла. Принимая это решение, депутаты учитывали следующие обстоятельства:
— Данный памятник является подарком городу к 450-летию со стороны Общественного международного фонда славянской письменности и культуры. Его установка не приводит к затратам со стороны бюджета города;
— 28 июня 2016 г. на заседании градостроительного Совета Орловской области под председательством начальника управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Юрия Кириенкова было принято решение об установке памятника перед зданием театра «Свободное пространство» по ул. Карла Маркса, д. 2».

То есть депутаты и мэр — не виноватые, это всё Кириенков и пагубное действие халявы. И как будто не знает, какова должна быть процедура установки монументальных объектов в городе Орле.

Никого не смущала?

Всегда были умные правители и глупые, разумные и истеричные, сомневающиеся и самоуверенные. Орловский горсовет, рассмотревший предложение об установке памятника Грозному у ТЮЗа, возразить областному начальству не посмел. А депутат директор лицея № 4 Татьяна Малыгина даже обосновала: «Есть краеведение, все ученики знают, что наш город назван в честь орла, который взлетел с дерева при строительстве крепости, заложенной по указу Ивана Грозного. А каким местом будет стоять, не важно. Никого не смущала часть того, кто стоял здесь до этого».

Напрасно вы так, уважаемый депутат. Почитайте опубликованные в 2002 году воспоминания главного архитектора Орла 1943-1955 гг. Бориса Антипова, поднявшего наш город из руин! Вот как он объясняет, почему в 1949 году именно на этом месте, у здания, построенного для драматического театра, был установлен памятник В. И. Ленину: «Место установки памятника обсуждали довольно долго и пришли к выводу, что В СЛОЖИВШЕМСЯ ПОЛОЖЕНИИ, КОГДА В ГОРОДЕ НЕТ ОПРЕДЕЛЕННО ВЫРАЖЕННЫХ И СВОБОДНЫХ ОТ ЗАСТРОЙКИ УЧАСТКОВ, един­ственным местом является площадь перед почти построенным зданием драмтеатра». То есть от горя-беды здесь появился памятник. В 49-м город только поднимался из разрухи, не было еще ни площадей, ни крупных скверов. Нужда заставила согласиться на этот временный вариант. И совершенно закономерно, что как только появилось другое открытое облагороженное место в городе, монумент убрали. И совестливый архитектор фактически извинился перед потомками за то, чем сегодня гордятся архитекторы и обласканные властью краеведы.

И кто тупой?

Есть в воспоминаниях старого архитектора и другая поучительная история — об установке памятника Леонтию Николаевичу Гуртьеву. Она дает представление о вдруг позабытых принципах: ответственности ваятеля за свое произведение и ответственности чиновников за свои решения.

«…Генерал Гуртьев, — пишет Антипов, — был по своему характеру и поведению далеко не воинственным человеком и отличался большой скромностью и застенчивостью, и в то же время героически принял смерть, защитив собой вышестоящего генерала… Выглядел он, как вспоминал Евгений Викторович (Евгений Викторович Вучетич — автор памятника Л. Н. Гуртьеву в Орле. — Ред.), весьма несобранным человеком, на котором форма сидела мешковато, и не было в нем той подтянутости и стройности, которая отличает военного человека от гражданского… И вот перед Вучетичем встала весьма сложная задача — в скульптурном решении фигуры генерала отобразить и героического командира, и в то же время как-то подчеркнуть отдельные личные черты его характера. Показав мне ряд набросков, Вучетич просил обратить внимание на тот, где Гуртьев хотя и был представлен как командир и отважный военачальник, но небрежно накинутая на одно плечо шинель словно несколько приоткрывала некоторые скрытые особенности характера этого человека. Из всего представленного мне такое решение также понравилось, и Вучетич сказал, что он остановился уже на этом варианте и хотел еще раз проверить себя на мнении беспристрастного человека…».

Вон оно как было: Вучетич — в то время уже академик Академии художеств СССР, лауреат пяти Сталинских премий, автор проекта «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина до последнего сомневался и советовался: как лучше, не брезгуя мнением орловского архитектора. Но читаем дальше: «Было обговорено место установки памятника — лицом на улицу Октябрьскую, на плацу бывшего кадетского корпуса, который и в дальнейшем использовался как плац довоенного танкового училища. Здесь в то время создавался сквер…

Когда были получены рабочие чертежи фундамента памятника и почти закончено его возведение, совершенно неожиданно меня и начальника отдела культуры Ивана Григорьевича Медведева вызвал к себе Волков Иван Алексеевич (первый секретарь обкома КПСС. — Ред.)… Это был человек весьма самоуверенный и требующий беспрекословного выполнения своих указаний. В категорической форме он приказал прекратить работы по сооружению памятника, как он выразился, на пустыре и начать работы на противоположной стороне плаца — лицом на улицу Горького. Помимо такого указания были обвинения в тупости мышления и ограниченности кругозора. Но мои возражения о переносе памятника с места, выбранного Вучетичем, а также все доводы о неправильности такого решения не были приняты во внимание и только еще более вызвали с его стороны недовольство и раздражение в мой адрес…». Архитектор возражал! В 1954 году! А в 2016 не посмели… Вот где беда…

«Много лет позже, когда я вторично приезжал в Орел из Омска, зашел разговор с тогдашним секретарем горкома партии Альбертом Петровичем Ивановым о неудачной установке памятника, и я ему рассказал обо всех событиях, происшедших в те злополучные дни. А. П. Иванов сказал, что он уже давно и сам думал о переносе памятника на предусмотренное ранее место, и мое сообщение только подтвердило это мнение. Теперь памятник стоит на том месте, где и предполагал его установку, к сожалению, уже покойный, Евгений Викторович Вучетич, а на совести у меня стало спокойней, так как удалось воплотить в жизнь авторский замысел ваятеля…».

Время все расставило по местам. И расставит. Думаю, памятник Баграмяну тоже будет рано или поздно убран из Сквера танкистов, а вот с Грозным будущих перемещений еще можно избежать — он пока не установлен.

Власть без любви — тирания

Была и другая, не менее поучительная история.
В 70-х поспорили два городских руководителя — секретарь горкома Александр Касьянов и председатель горисполкома Анатолий Мерцалов, как лучше фонари на ул. Ленина поставить — посреди улицы или по краям. Убедить друг друга не смогли. Но и «наклонять» исполнительную власть партийный лидер не стал, хоть и мог. Договорились так: поставить людей с деревянными шестами вдоль улицы и так, и этак — и посмотреть, что будет лучше. Сказано — сделано. Выстроились рабочие с палками в стройные ряды. Мерцалов пошел снизу улицы — вверх, а Касьянов — сверху вниз. Встретились посередине. С одним мнением: фонари надо ставить по краям… Что тут добавить? Разве одно: они любили свой город и искренне хотели, чтобы он был красив и удобен для людей. Наверное, именно этого — любви к Орлу и не хватает нашим новым правителям. Ну а если без эмоций, то правильно сказала депутат Светлана Четверикова: «Есть же определённый порядок. Проводится конкурс скульпторов, архитекторов, побеждает лучший проект, потом обсуждает общественность, решается, где устанавливать… Скоропалительную установку пора прекратить и вернуться к правилам!».

Хорошее было бы начало для празднования 450-летия города Орла. Гораздо лучшее, чем митинги и пикеты, на что власть провоцирует людей своими «распальцованными» решениями.

Николай Амеличкин.