Заявление фракции КПРФ Орловского областного Совета народных депутатов «О выражении недоверия первому заместителю губернатора и председателя Коллегии Орловской области Кочуеву В. А.»

Для справки: Кочуев Виталий Алексеевич, первый заместитель губернатора и председателя Коллегии Орловской области, родился в 1951 году. До назначения в 1996 году первым заместителем главы администрации Орловской области работал главой администрации г. Ливны Орловской области. В период отсутствия губернатора и председателя Коллегии Орловской области исполняет его обязанности. Курирует вопросы финансовой политики, социального развития области, сельского хозяйства, ветеринарии, природопользования, охраны окружающей среды, лесопользования, торговли и потребительских ресурсов. Возглавляет постоянно действующие ведомственные комиссии.

Настоящее заявление принято в рамках реализации «Национального плана противодействия коррупции», утвержденного Президентом России Медведевым Д. А. Основой послужили документы, собранные депутатами фракции КПРФ Орловского областного Совета народных депутатов, статьи, опубликованные в СМИ, а также материалы прокуратуры Орловской области и Следственного управления Следственного комитета по Орловской области. В большинстве своем они касаются незаконных, по мнению прокуратуры и Следственного управления, действий с государственным имуществом — как федеральным, так и имуществом Орловской области, — включая его неэффективное использование и нанесение ущерба государству.

При этом использовались две схемы увода госсобственности в частные руки:

1. продажа долговых обязательств Орловской области по заниженной цене третьим лицам;

2. передача госимущества в уставный капитал акционерного общества и далее в частные компании.

И первую и вторую схемы объединяет одно — выгодополучателями оказывались частные компании, но не казна Орловской области.

Схема № 1.

Весной 2008 года депутаты фракции КПРФ выяснили, что должностными лицами администрации Орловской области были предложены для продажи 58% акций ОАО «Орелоблэнерго» по явно заниженной цене — чуть более 20 млн. рублей. Этот факт подтверждал и председатель Орловского областного Совета народных депутатов Мосякин И. Я. в письме на имя губернатора области Строева Е. С.: «Со стороны уполномоченных должностных лиц администрации области (письмо за подписью В. А. Кочуева от 16.03.07 г., письмо за подписью Морозова Б. А. от 27.03.07 г.) Федеральной службе судебных приставов по Орловской области были предложены к реализации акции ОАО «Орелоблэнерго» путем продажи несколькими лотами с последующим погашением долга области перед Внешэкономбанком за счет средств покупателя акций. В результате последовательно реализовывались пакеты акций ОАО. …Акции ОАО «Орелоблэнерго» продавались по явно заниженной цене. Размер уставного капитала ОАО оценивается в 236,8 млн. рублей, номинальная стоимость 51% акций данной организации составляет не менее 120 млн. рублей, что более чем в шесть раз выше, чем размер полученной кредитором суммы от продажи областного имущества на торгах. Размер же имущественного комплекса ОАО «Орелоблэнерго» превышает 700 млн. рублей».

Эксперты утверждение о продаже акций по заниженной цене также находят обоснованным. По мнению аналитика «Финама» Константина Рейли, 58% акций ОАО «Орелоблэнерго» в соответствии с рыночными ценами на энергоактивы могли стоить 270 млн. рублей, то есть сумму, более чем в десять раз превышающую ту, за которую они были реализованы на торгах.

Обращают на себя внимание действия В. А. Кочуева, первого заместителя губернатора области, который в силу своего высокопоставленного положения не мог не знать о заниженной цене продажи акций ОАО «Орелоблэнерго» и не предотвратил эту продажу. Более того, как явствует из материалов Арбитражного суда Орловской области по делу № А48-5048/07-4 12 марта 2008 года, «…должник (Коллегия области. — Прим.) сам предложил реализовать арестованные акции путем продажи отдельными лотами, для оценки арестованного имущества был привлечен специалист. Должник (Коллегия области. — Прим.) по произведенной оценке арестованного имущества не возражал, постановление судебного пристава-исполнителя не обжаловал, следовательно, оценка считается согласованной».

В письме № 7/ВСО-180 от 18.03.2008 года первого заместителя прокурора Орловской области Опалькова В. П. указывается, что «…должностные лица Департамента при этом действовали на основании доверенностей, выданных им Коллегией Орловской области… в том числе по передаче имущества в счет погашения задолженности. …Из собственности Орловской области были незаконно отчуждены 58% акций ОАО «Орелоблэнерго». Возбуждено уголовное дело. Ведется следствие.

По оценкам независимых экспертов, государству нанесен ущерб в сумме более 200 млн. руб.

Схема № 2.

Одна из наиболее распространенных схем увода госсобственности в частные руки — передача имущества в уставный капитал акционерного общества и далее в частные компании. В нижеприведенных примерах она используется как шаблонная.

1. Движение акций ОАО «Орелстрой» из казны в руки ОАО ООЦРО «Развитие» и далее ООО «Белый парус». Ущерб — не менее 600 млн. руб.

Шаг 1. Общее собрание акционеров ОАО ООЦРО «Развитие» 15.03.2004 года принимает решение о дополнительном выпуске обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 58 906 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая. Управление государственного имущества Орловской области (руководитель Сошников И. В. — первый заместитель губернатора и председателя Коллегии области), как главный акционер общества (97,69%), проголосовало «за», и решение было принято. Несколькими месяцами позже совет директоров ОАО ООЦРО «Развитие» (председатель Совета директоров Кочуев В. А. — первый заместитель губернатора и председателя Коллегии области) единогласно утверждает вышеназванное решение. В совете директоров ОАО ООЦРО «Развитие» из 7 ее членов — 5 чиновников администрации области и г. Орла, зависимых от губернатора и председателя Коллегии.

Шаг 2. В соответствии с распоряжением Коллегии администрации Орловской области от 28.06.2004 г. № 153-р, подписанным Кочуевым В. А., 50 056 штук обыкновенных именных бездокументарных акций (20%) ОАО «Орелстрой» были приватизированы путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал ОАО ООЦРО «Развитие». Иными словами, Коллегия области купила у ОАО ООЦРО «Развитие» 58 906 штук обыкновенных именных акций того же ОАО ООЦРО «Развитие», оплатив их следующим имуществом:

— 50 056 шт. обыкновенных именных акций (20%) ОАО «Орелстрой»;

— здание кинотеатра «Родина», расположенного по адресу: г. Орел, ул. Московская, 32;

— земельный участок (кадастровый номер 57:25:0030759:0003), расположенный по адресу: г. Орел, ул. Московская, 32.

И все это имущество оценили в 5 890 600 рублей.

Обращает на себя внимание, что Коллегия области принимает решение, идентичное тому, что было принято на собрании акционеров ОАО ООЦРО «Развитие» 15.03.2004 года. Подписывает его Кочуев В. А. — первый заместитель губернатора и председателя Коллегии области, одновременно являющийся председателем совета директоров ОАО ООЦРО «Развитие».

В данном случае сделка купли-продажи госимущества несет в себе основные понятия приватизации, изложенные в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Закон устанавливает, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество) отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Решение Коллегии принимается с явным превышением полномочий, поскольку с принятием Закона № 402-ОЗ от 18 мая 2004 года «О приватизации государственного имущества Орловской области» (пункт 1 статьи 2) приватизация объектов областной собственности возможна только после утверждения Орловским областным Советом народных депутатов прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества.

Об этом должностные лица не могли не знать, но тем не менее государственное имущество передали ОАО ООЦРО «Развитие». А совет директоров ОАО ООЦРО «Развитие» под председательством Кочуева В. А. уже 25.10.2004 года утвердил «Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг открытого акционерного общества «Орловский областной центр рыночных отношений «Развитие».

Шаг 3. ОАО ООЦРО «Развитие» (генеральный директор Соболев В.В.) на основании договора купли-продажи от 10.06.2005 г. продало 50 064 штук обыкновенных именных бездокументарных акций ООО «Белый парус» (учредитель Кустарев А. С.) по очевидно заниженной цене — 2 102 688 рублей. Явно невыгодная для ОАО ООЦРО «Развитие» сделка купли-продажи не могла проходить без санкции акционеров и совета директоров ОАО ООЦРО «Развитие» и его председателя Кочуева В. А. — первого заместителя губернатора и председателя Коллегии области.

По оценкам независимых экспертов, государству нанесен ущерб в сумме не менее 600 млн. руб.

2. Движение госимущества национального парка «Орловское полесье» из казны в руки ОАО «Орловская Нива» и далее ЗАО «Родная природа». Судьба 200 млн. рублей неизвестна.

Земля в национальном парке и объекты недвижимости, в том числе кафе на озере «Центральное», построенные на бюджетные деньги, перешли в собственность ЗАО «Родная природа». Передача проходила в два этапа. Сначала кафе, летний домик к нему, насосную станцию, дизельную установку и ограждение длиной 2,5 км. отдали по распоряжению первого заместителя губернатора и председателя Коллегии области Кочуева В.А. в ОАО «Орловская Нива». А затем 19 мая 2003 года актом приемки-передачи передали в качестве уставного капитала ЗАО «Родная природа».

Явно невыгодная для ОАО «Орловская Нива» сделка купли-продажи не могла проходить без санкции акционеров и совета директоров ОАО «Орловская Нива», где председателем является Кочуев В. А. — первый заместитель губернатора и председателя Коллегии области.

В том же году ЗАО «Родная природа» приватизирует земельные участки под кафе, Домом лесника площадью 694 кв. м и Домом прокурора (принадлежащим Генеральной прокуратуре РФ) по ставке земельного налога 25,6 копейки за квадратный метр. Там же — пруд, причал, пирс, грот, дом охраны и другие хозяйственные постройки. При этом вызывает многочисленные вопросы факт перевода федеральных земель лесного фонда на конкретных участках национального парка Российской Федерации в земли поселений.

Генеральный директор ЗАО «Родная природа» г-н Милосердов в настоящее время возглавил ликвидационную комиссию, которая должна ликвидировать ЗАО. Судьба государственной собственности стоимостью около 200 млн. рублей неизвестна.

Таким образом, группой лиц выстроена и осуществлена схема приватизации государственной собственности, в результате которой бюджет Орловской области не получил ни копейки, а их действиями государству нанесен ущерб.

3. Движение госимущества из казны в руки ОАО «Торговый центр «Орловский» и далее ЗАО «ГРИНН». Ущерб — более 160 млн. руб.

В соответствии с распоряжением Коллегии администрации Орловской области № 105-р от 5 мая 2004 г., подписанным Кочуевым В. А., первым заместителем губернатора и председателя Коллегии области, в уставный капитал ОАО «Торговый центр «Орловский» передано государственное имущество Орловской области. В его состав вошли: редакционно-издательский корпус, газетный корпус, инженерно-складской корпус, котельная, гараж, склад ГСМ, проходная, железнодорожный путь, очистные сооружения, внеплощадочная канализация и тоннель коллектора, внутриплощадочные сети водопровода и канализации, ограждение, земельный участок площадью 69 358,6 кв. м по адресу: г. Орел, Кромское шоссе, 4.

Далее переданное имущество перешло в собственность ЗАО «ГРИНН». При этом бюджет Орловской области от отторжения государственной собственности не получил ни копейки. Хотя только стоимость переданного земельного участка по средней кадастровой цене г. Орла оценивается в 161,3 млн. рублей!

ОАО «Торговый центр «Орловский» в июне 2008 г. прекратило деятельность путем слияния с ООО «РЕАЛ» (Иваново).

По оценкам независимых экспертов, государству нанесен ущерб в сумме более 160 млн. руб.

4. Движение госимущества из казны в руки ОАО «Агрокомбинат-инвест», далее — ОАО «Аврора» и первого заместителя губернатора Кочуева В. А. Ущерб — 18 млн. руб.

Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Орловской области совместно с оперативными сотрудниками УБОП УВД по Орловской области и УФСБ России по Орловской области расследуется уголовное дело по факту мошенничества с государственным имуществом, которое оказалось в собственности Кочуева В.А., первого заместителя губернатора и председателя Коллегии Орловской области.

В 2004 году генеральный директор ОАО «Агрокомбинат-инвест» В. Долуда, являющийся в настоящее время руководителем Фонда имущества Орловской области, совместно с председателем совета директоров вышеуказанного акционерного общества, заместителем руководителя Департамента имущественной, промышленной и информационной политики администрации Орловской области О. Козловым создали фирму-однодневку «Аврора», которой передали имущество ОАО «Агрокомбинат-инвест», а именно гостиничный комплекс «Лесное», оцененный в 18,5 млн. рублей. После чего 15.12.2004 г. продали от имени ОАО «Аврора» указанное имущество первому заместителю губернатора Кочуеву В. А. за 600 000 рублей. Следствие распространило информацию о том, что в результате преступных действий О. В. Козлова и В. П. Долуды ОАО «Агрокомбинат-инвест» причинен материальный ущерб в сумме 18 500 000 рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ — мошенничество. Так как собственником ОАО «Агрокомбинат-инвест» являлась администрация Орловской области, то в данном случае речь идет о нанесении ущерба государственным интересам. Гостиничный комплекс, который, по имеющимся у нас сведениям, стоит гораздо дороже, нежели 18,5 миллиона рублей, первый заместитель губернатора Кочуев В. А. приобрел по стоимости комнаты в коммунальной квартире.

Кочуев В. А. на момент покупки гостиничного комплекса проживал в нем и в силу своего служебного положения не мог не знать его реальную стоимость. Тем не менее он совершил сделку купли-продажи, став выгодополучателем в длинной схеме незаконной приватизации государственной собственности.

На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов:

1. Политическое решение о проведении мероприятий по отчуждению государственной собственности Орловской области третьим лицам (частным компаниям) заранее планировалось и принималось в высшем руководстве администрации области. Нормативные акты, направленные на реализацию политических решений, подписывал Кочуев В. А.

2. Приватизация ряда объектов государственной собственности, проходившая после мая 2004 года по распоряжениям Коллегии области, подписанным Кочуевым В. А., осуществлена с нарушением Закона Орловской области от 18 мая 2004 года № 402-ОЗ «О приватизации государственного имущества Орловской области». Применялся механизм отчуждения государственной собственности без согласования и разрешения законодательного органа государственной власти субъекта РФ — Орловского областного Совета народных депутатов. При этом коррупционность его (механизма) очевидна.

3. Реализация сделок купли-продажи, проведенных Управлением государственного имущества Орловской области по распоряжениям администрации и Коллегии области, подписанным Кочуевым В. А., повлекла существенное нарушение охраняемых законом интересов государства. По оценкам независимых экспертов, государству нанесен ущерб в сумме не менее 1 млрд. 178 млн. рублей.

Полагаем необходимым провести силами Контрольно-счетной палаты Орловского областного Совета народных депутатов проверку эффективности использования государственного имущества, внесенного в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

4. Существует морально-этический и коррупционный аспекты. Ярким доказательством цинизма со стороны должностного лица, в силу своего служебного положения отвечающего и призванного радеть за государственные интересы Орловской области, является приобретение Кочуевым В. А. всего лишь за 0,6 млн. рублей гостиничного комплекса «Лесное» стоимостью не менее 18,5 млн. рублей. При этом он, как первый заместитель губернатора и председателя Коллегии Орловской области, не мог не знать истинной цены комплекса, принадлежащего Орловской области.

В результате мы констатируем получение должностным лицом государственной власти Орловской области личных выгод имущественного характера в результате действий, входящих в его служебные полномочия, и оно в силу должностного положения способствовало таким действиям.

Мы, депутаты фракции КПРФ Орловского областного Совета народных депутатов, считаем, что действия Кочуева В. А. нанесли материальный ущерб Орловской области и не совместимы с дальнейшим пребыванием его на посту первого заместителя губернатора и председателя Коллегии Орловской области. Тем более он не должен входить в состав руководства координационного Совета по борьбе с коррупцией в Орловской области.

На основании статьи 72 Устава (Основного закона) Орловской области и ст. 8 Закона Орловской области «Об Орловском областном Совете народных депутатов» № 201-ОЗ от 06.06.2001 г. депутаты фракции КПРФ Орловского областного Совета народных депутатов:

1. Выражают недоверие первому заместителю губернатора и председателя Коллегии Орловской области Кочуеву Виталию Алексеевичу.

2. Считают необходимым отстранение Кочуева В. А. от занимаемой должности первого заместителя губернатора и председателя Коллегии Орловской области.

3. Обращаются к депутатам Орловского областного Совете народных депутатов с предложением поддержать позицию фракции КПРФ в отношении первого заместителя губернатора и председателя Коллегии Орловской области Кочуева В. А.

Фракция КПРФ Орловского областного Совета народных депутатов. Октябрь 2008 года.