Экскурсия в одну церковную историю

«Посмотри на стены, там видны лики святых. Еще сохранились, представляешь?» — сказала мне тетя Нина, когда мы вместе с остальными участниками экскурсии осматривали второй этаж Спасо-Преображенского соборного храма в Болхове. Вверху, под сводами, летали голуби, а со стен на нас взирали еле различимые образы святых.

Сегодня болховский Спасо-Преображенский собор находится в состоянии реставрации. А первые упоминания об этой церкви относятся к 1749 г. В документах того времени говорится, что храм этот был каменный, с двумя ярусами (этажами), построен болховским помещиком Иваном Ивановичем Ржевским. Сегодня в стене собора можно видеть каменную доску, на которой написано, что И. И. Ржевский погиб, защищая Чигирин от турок и что он похоронен в этой церкви.

Известно, что еще раньше соборный протопоп Герасим писал великим князьям Иоанну и Петру Алексеевичам (будущему Петру Великому) о бедах, постигших храм: его разграбили, а служителям его даже нечего есть. После чего великие государи велели пожаловать годовую денежную и хлебную ругу (плата, жалованье) протопопу Герасиму и его братии.

Интересна история возникновения храма в его теперешнем виде. Однажды церковный староста соборной церкви Иосиф Дмитриевич Акулов решил пристроить к соборному храму престол во имя Печерской иконы Божией Матери. С этой мыслью он обратился к своему свату купцу Филиппу Григорьевичу Шестакову. Но храм стоял на склоне большой горы, и Шестаков сразу сказал, что задумка Акулова невозможна. Разве что старый собор сломать, а новый построить! Удивительно, но Акулов сразу согласился. Его очень долго пытались убедить отказаться от этой идеи, но соборный староста был непреклонен.

План нового двухэтажного собора выполнил Павел Афанасьевич Малахов. Вместе с этим планом в Святейший Синод было отправлено прошение о разрешении строительства. Не дожидаясь ответа, Акулов приступает к работе. 14 сентября 1841 г. начинается осуществление его идеи. Но протоиерей Максимов, зная, что разрешения на постройку нет (а кладка уже началась), доносит о случившемся главе Орловской епархии архиепископу Евлампию, который тут же подписывает указ о прекращении работ. Тогда Акулов вместе с товарищами едет в Орел — просить архиерея о милости и благословении начатого дела. Сделав выговор приехавшим, архиепископ Евлампий советует составить на его имя прошение за подписью болховского городского головы с обещанием, что если Акулову не хватит средств или он вдруг умрет, то постройку соборного храма обязуется закончить болховская городская Дума. Такое прошение было составлено. Много собственных средств, да и всю душу, вложил Акулов в новую церковь. Но 18 декабря 1843 г. Иосиф Дмитриевич умирает, не успев завершить начатое.

В марте 1844 г. члены городской Думы Болхова под председательством городского головы Алексея Мерцалова решают вопрос, кому поручить завершение строительства храма. Всю ответственность возлагают на Ф. Г. Шестакова, М. В. Попова, нового церковного старосту С. У. Ноздрунова и его помощника И. А. Бычкова. Дело продвигается. Приезжают высокопоставленные церковные служители, чтобы освятить строящийся храм. И снова беда не проходит мимо. 4 августа 1848 г. умирает от холеры Филипп Григорьевич Шестаков. Дело отца вместе с остальными участниками этого «проекта» заканчивает Василий Филиппович Шестаков. Строительство завершается в 1851 году.

Все мы прекрасно знаем, какие беды пришлось пережить всем «домам Божьим» в XX веке. Не был исключением и болховский Спасо-Преображенский соборный храм. В 1930 г. собор закрывают, а помещения его используют как склад. В годы войны отступавшие советские войска подожгли в храме зерно. Естественно, здание собора не могло не пострадать от пожара. Лишь в 90-е годы началось восстановление древнего храма. Большую роль в этом деле сыграл священник Василий Ермаков, ныне покойный.

Все идет по кругу: черное сменяется белым, белое — черным. Остается только надеяться и верить в то, что история чему-то учит нас и уже ничто не помешает завершить восстановление Спасо-Преображенского собора, который был и остается символом города Болхова и тесно связан с историей русской провинции.

Елена Фролова, студентка 4-го курса филологического факультета ОГУ.