Неизвестный известный Пясецкий

Сравнительно тихо и незаметно прошло празднование 170-летия со дня рождения историка и краеведа Гавриила Михайловича Пясецкого. До обидного малая часть историков и студентов смогли побывать на мероприятиях, посвященных этому ученому и поистине религиозному деятелю нашего края. А ведь он, имея степень магистра богословия, был направлен в Орловскую духовную семинарию на должность профессора гражданской истории. Проработав 37 лет, дослужился до чина статского советника (1882 г.) и звания потомственного дворянина (1892 г.), получил все ордена, полагающиеся по классу этой должности.

Отрадно, что в ОГУ состоялась научно-практическая конференция «Музей образования: от классической гимназии к классическому университету». На конференции отмечалось, что Пясецкого отличало глубокое знание предмета, умение в доступной форме довести до учащихся исторические события, высокая эрудиция.

В школьном музее МОУ СОШ № 11 г. Орла, носящей имя Г. М. Пясецкого, были прослежены все основные этапы краеведческой работы школы по изучению жизненного и творческого пути орловского краеведа и ученого. Состоялось торжественное открытие бюста Г. М. Пясецкому работы скульптора Д. В. Басырева с участием автора.

К сожалению, за рамками многих интересных выступлений о работе Пясецкого — краеведа, ученого, историка — осталась его деятельность как религиозного мыслителя и философа.

Достаточно познакомиться с некоторыми цитатами из речей преподавателя семинарии. Так, в речи «Воскресение Руси» на торжественном собрании по случаю 900-летия крещения Руси, публикуемой в «Орловских епархиальных ведомостях» за 1888 г., он говорит: «…Крещение Руси было для нее своего рода воскресением… Особенно враждебно настроены были против государства и долго отстаивали свою самобытность наши предки — вятичи, что жили на Оке, а с ними заодно были против государства и их соседи радимычи. А крестилась Русь — и сразу приобрела связь во всех частях своих… Племенная рознь русских славян быстро утратилась; самые названия племен исчезли в летописях; не было уже ни кривичей, ни полян, ни древлян, ни северян, ни вятичей, ни радимычей, а стала везде единая православная Русь».

Созвучно нашему времени и прямо для нас звучат слова из чтения в Крестовоздвиженской церкви 5 марта 1889 года «О мире Христовом как источнике нашего счастья и благополучия на земле», помещенные в сборнике Орловского церковно-археологического общества за 1906 год. «Но не мы ли сами способствуем безмирию на земле и тем приближаем грозную минуту суда Божия, когда не имеем мира в своем сердце, не можем соблюсти его в самом тесном кругу нашем, не покоряемся родителям, враждуем брат с братом, злорадствуем ближнему, когда все мы скоры на гнев, податливы на осуждение, склонны к зависти, и хотя по временам сознаем все это, однако ж не оставляем вражды и не приумножаем мира? Нам отмерена область для нашего счастья и благополучия на земле; и однако ж как мало трудимся мы для того, чтобы достигнуть возможного счастия и благополучия! Всмотрись, человек, внимательнее в сущность вещей, окружающих тебя, в круг дел, сопровождающих жизнь твою, в среду людей, сопутствующих тебе; пойми, наконец, и убедись, если только искренно желаешь себе счастья, что это искомое счастие не вне тебя, а внутри тебя, в твоем мире с Богом и ближними!..»

Таким образом, по словам А. С. Светозарова, видим, что «…в лице Гавриила Михайловича явился не только беспристрастный историк, но вместе с тем и горячий патриот, до самозабвения преданный интересам нашей Родины…»

Анатолий Мищенко.