Патриаршество, возрожденное революцией

90-летие православного патриаршества в России, которое отмечалось в только что ушедшем году, — это история взаимоотношений Русской православной церкви с Советской властью. Таков исторический парадокс: прервавшаяся при Петре I традиция патриаршества возродилась только при атеистической власти, когда православное государство перестало существовать.

Строго говоря, в России стали избирать патриархов лишь в XVII веке, после того, как Византия окончательно утратила свое религиозное влияние, а Русь и русские Великие князья почувствовали себя единственными духовными наследниками императора Константина Великого, хранителями истинной апостольской веры. До того момента Царьград назначал в России митрополитов.

Первым русским патриархом в начале XVII века стал Иов. Его сменил прославившийся в Смутное время патриарх Гермоген. Это по его призыву Минин и Пожарский собрали и повели на Москву ополчение. Затем до эпохи петровских реформ было еще восемь патриархов: Филарет, Иоасаф I, Иосиф, Никон, Иоасаф II, Питирим, Иоаким, Адриан, который скончался в 1700 г.

Два с лишним века длился «синодальный период». Но все это время в народе не умирала мысль о возвращении патриарха.

В полный голос предложения о восстановлении патриаршества зазвучали в начале ХХ века, когда в России запахло революцией и новой смутой.

Февраль 1917 года и падение монархии подхлестнули события. С отречением царя Россия «теряла голову», ей нужен был духовный лидер. 5 июля 1917 г. после новых волнений и пролитой на улицах Петрограда крови Священный Синод постановил немедленно созвать Поместный собор Русской православной церкви. На нем новым московским первоиерархом был избран святитель Тихон.

Родился будущий патриарх в 1865 г. в селе Клин Псковской губернии в семье священника. В 1878 г., окончив училище, Василий Белавин покидает родительский дом, чтобы продолжить обучение в Псковской духовной семинарии. В 1884 г. после успешного окончания семинарии он поступает в Петербургскую духовную академию. За время учебы в ней он получает от товарищей пророческое прозвище — «Патриарх». 14 декабря 1891 г. в церкви Псковской семинарии в возрасте 26 лет он принял постриг с именем Тихон. Впоследствии будущий первоиерарх служил в основном в западных областях Российской империи и в Северной Америке. И до сих пор за океаном чтят память святителя Тихона.

Император Николай II пожаловал святителю Тихону в 1916 г. бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

Но вот настал 1917 г. Значение Тихона в истории русского православия очень точно оценил наш земляк протоиерей и философ Сергий Булгаков: «Патриарх был ангелом Русской Церкви в дни испытаний. Он был хранителем и стражем достоинства верховной власти и свободы Церкви. Он учил нас видеть в ней высшую и абсолютную ценность, которая не может быть подчинена каким бы то ни было практическим соображениям, как бы высоки они ни были, подобно тому как нельзя менять первородство на чечевичную похлебку. Его вдохновляла идея Церкви чистой и непорочной».

25 марта 1925 года патриарх Тихон скончался. И более 10 лет патриарший престол оставался свободным. В 1937 году местоблюстителем престола (т. е исполняющим обязанности) стал митрополит Сергий, которого собор епископов избрал патриархом лишь в разгар Отечественной войны, в 1943 году.

Второй «советский» патриарх Сергий, в миру Иван Страгородский, родился в Арзамасе в 1876 г. в семье священника. Закончил Нижегородскую семинарию, был настоятелем посольской церкви в Афинах, помощником начальника православной миссии в Японии.

Сергий был главой Русской церкви всего год (он умер в 1944 году) и в историю патриаршества вошел своим довоенным обращением к епископату, духовенству и верующим, в котором призвал их прекратить борьбу с Советской властью и стать лояльными гражданами страны.

С именем следующего патриарха, Алексия I, связана послевоенная история страны. Сергей Симанский, будущий патриарх Алексий I, родился в Москве в 1877 г. Окончил в 1898 г. юридический факультет Московского университета, а в 1904 г. — Московскую духовную академию, где в 1902 г. принял монашество с именем Алексий. Став главой Русской православной церкви, патриарх Алексий продолжал политику патриарха Сергия на социально-политическую переориентацию Русской церкви при сохранении верности церковным традициям.

Святитель Алексий способствовал вовлечению Русской православной церкви в активную миротворческую деятельность, укрепил ее позиции во вселенском православном мире и в современном христианстве. За большие заслуги в общественно-миротворческой деятельности он был награжден четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, медалями, многими иностранными наградами. Скончался патриарх Алексий I весной 1970 г.

В 1971 году патриархом был избран митрополит Пимен. Он родился в г. Богородске, под Москвой, в семье Михаила и Пелагеи Извековых. После рождения старшей дочери все их дети умирали в младенчестве. Долгожданного сына Сергея мать решила посвятить Богу.

После окончания семилетки 15-летний юноша становится рясофорным монахом, а 4 октября 1927 г. принимает постриг с именем Пимен в пустыни при Троице-Сергиевой лавре.

Великая Отечественная война застанет Пимена в ссылке: он роет среднеазиатские каналы. Отсюда Пимена призывают на фронт. В 1943 г. его запишут «пропавшим без вести». А он был ранен, попал в плен. После освобождения его спасло от трибунала заступничество генерала Ватутина, в штабе которого Пимена знали.

Победу будущий патриарх встретил у алтаря Христова в Благовещенском соборе Мурома. После войны иеромонах Пимен служит в Одесской и Ростовской епархиях. В 1950 г. он возведен в сан архимандрита Псково-Печерского монастыря. В 1957 г. Пимен становится наместником Троице-Сергиевой лавры.

Митрополит Пимен был членом Всемирного Совета мира и Советского фонда мира, членом президиума Советского комитета мира, избирался народным депутатом СССР.

Он был избран на патриарший престол 2 июля 1971 г. Скончался Пимен в пасхальные дни 1990 года.

Первосвятительское служение нынешнего Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II началось с наступлением новой эпохи.

Будущий патриарх (в миру Алексей Ридигер) родился в 1929 г. На первом курсе Петербургской духовной академии 15 апреля 1950 г. он был рукоположен во диакона, а 17 апреля 1950 г. во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви в Таллинской епархии. Три с лишним года Алексей Ридигер совмещал пастырское служение с учебой в академии.

3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг и в том же году постановлением Священного Синода был назначен епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. В 1964 г. епископ Алексий был возведен в сан архиепископа и назначен управляющим делами Московской патриархии. Он становится постоянным членом Священного Синода. В 1984 году митрополиту Алексию было присвоено звание доктора богословия за трехтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии».

7 июня 1990 г. колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого всероссийского патриарха.

У Русской православной церкви в современном сложном мире, с его социальными, политическими и национальными проблемами, оказалось множество врагов, гораздо более опасных, чем советский государственный атеизм. Вместе с тем именно в наши дни, под омофором Святейшего патриарха Алексия II совершается прозрение и духовное возрождение России.

Анатолий Мищенко.

Лента новостей

самые читаемые за месяц