Православный женский день

В воскресенье 11 мая православная церковь чтит память жен-мироносиц. Это происходит каждый год во второе воскресенье после Пасхи и продолжается всю последующую неделю. В эти дни православные поздравляют с праздником женщин — жен, матерей, сестер, дочерей, знакомых.

В Евангелии от Марка упоминаются имена трех женщин, которые пришли в первый день недели (теперь это — воскресенье) ко гробу Иисуса Христа, чтобы исполнить до конца погребальный обряд. Для этого Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия принесли с собой драгоценное миро (отсюда и «жены-мироносицы»). Сопоставляя тексты всех четырех Евангелий, церковные исследователи пришли к выводу, что первой, еще затемно, ко гробу пришла Мария Магдалина. Остальные шли следом за ней. Некоторые имена этих «остальных» упоминают евангелисты Лука и Матфей. Несовпадения имен в разных Евангелиях следует воспринимать не как противоречия, а как восполнения одного евангельского текста другим. Ведь логично предположить, что женщины шли ко гробу не организованной группой, а своими путями, парами или по одиночке, но ведомые одним чувством — стремлением отдать последний долг Господу и Учителю. Вероятно поэтому один евангелист упоминает одни имена, другой — иные.

Из Евангелий и церковных преданий известно семь имен женщин, которых принято считать мироносицами: Мария Магдалина, Мария Иаковлева (иначе — Мария Клеопова), Саломия, Иоанна, сестры Марфа и Мария, Сусанна. При этом в православной литературе всегда подчеркивается, что «возможно, были и другие».

Всех этих женщин, среди которых были и жены рыбаков, и жены высокопоставленных иудейских сановников, объединяет одно, главное: они, в отличие от мужчин — апостолов, были с Христом до конца и явили пример той удивительной верности, которая преображает смертного человека. О такой любви Иоанн Златоуст сказал, что она «изменяет существо вещей».

«Мужчины апостолы за столь короткий срок не могли так преобразиться, как эти простые женщины — без умственного осмысления догматов и правил божьего строительства», — пишут о женах-мироносицах современные богословы.

Попытаемся же извлечь нравственные уроки из этого предания. Ведь даже в самых обыкновенных земных отношениях между мужчиной и женщиной есть место поистине преображающей любви, «когда двое будут одним, когда в двух телах одна душа».

Сегодня в разгар новых споров о супружеской верности и «праве на измену», когда эмансипация вот-вот разрушит последние основы христианских традиций, образ жен-мироносиц может оказаться спасительным. Ведь для сохранения семьи нужно именно бескорыстное служение другому, с кем суждено было соединить свою судьбу. Когда это служение обоюдно, тогда и получается гармония. Сложность лишь в том, что за подобное служение обычно не требуют никакой награды и воздаяния. Женщины со времен Христа, похоже, понимали и чувствовали это лучше мужчин. Но сегодня и они готовы отречься от этой евангельской истины.

Православная церковь давно призывает общественность отмечать именно праздник жен-мироносиц как наш национальный женский день. Но тогда всем нам, и мужчинам и женщинам, придется во многом пересмотреть свои взгляды по «женскому вопросу», ведь что празднуем, тем и живем.

А. Градов.