Валерий Золотухин: «Сила России — в патриотизме!»

Исторический блокбастер «1612», который сейчас идет на широких экранах страны, лучше любых исторических книг учит граждан любить свою Родину — в этом убежден народный артист России Валерий Золотухин.

Так уж устроен российский человек — слово «госзаказ», не раз упомянутое в прессе в связи со съемками исторической ленты «1612»,  да еще и мегабюджет (12 000 000 долларов!!!), да еще и звездный актерский состав: и Михаил Пореченков, и Федор Бондарчук, и Александр Балуев, и Марат Башаров — все это вызывает настороженное и придирчивое отношение. Да еще и любовная линия, которая чистой воды режиссерская придумка, не соответствующая исторической правде! И критика обрушилась на режиссера Владимира Хотиненко с удвоенной силой. И не заметила многого, что достойно внимания. Что именно — рассказывает актер Валерий Золотухин, сыгравший в фильме роль мудрого отшельника-прорицателя.

— Валерий Сергеевич, был ли пресловутый госзаказ на «1612» или нет? Вы, как актер и теперь уже политик (Золотухин является  членом «Справедливой России»), можете легко оценить это…

— В каком-то смысле да, но режиссер вряд ли придавал этой «священной корове» большое значение. Снять фильм о Смутном времени он мечтал очень давно, еще во время учебы на Высших режиссерских курсах. И потом, госзаказ знаком нам по временам СССР, а разве тогда снимали плохие фильмы? Те же «Кубанские казаки» — этот фильм, кстати, тоже в чем только не обвиняли: дескать, лакировка действительности, политзаказ, и это так и есть, это сказка, но люди смотрят его и сегодня с огромным удовольствием! Потому что иногда сказка оборачивается квинтэссенцией чего-то сущностного, непреложного, фиксирует нечто настолько значимое, что остается в веках. И Пырьеву это удалось, в этом его гениальность. Так что, думаю, время расставит все по своим местам, и, слава Богу, режиссер критику предвидел и относится к ней спокойно. Но самое парадоксальное — выход фильма критики «приурочили» ко Дню народного единства, пройдя мимо той самой исторической правды, к которой взывают: фильм вышел в прокат не 4-го, а 1-го ноября, а это день рождения великого русского полководца князя Дмитрия Пожарского! Кто знает об этом?

— Но в картине он не главный герой, а гражданина Минина нет вообще…

— Да, и это возмущает тех, кто привык мыслить стереотипами, усвоенными еще в средней школе: Минин и Пожарский должны быть монолитны, как памятник на Красной площади. Но дальше этих стереотипов у подобных знатоков истории дело не идет. Поэтому, думаю, режиссер сознательно ушел в приключенческий жанр и фантастику. Знаете, актерам перед съемками раздали сценарий, на котором стоял эпиграф: «Нет ничего более достоверного, чем сама недостоверность. Плиний Младший». И если у кого-то возникали недоумения по поводу исторической достоверности, Хотиненко отправлял читать эпиграф. Так что задача фильма была иной, и Минин с Пожарским — не главные герои, они станут таковыми в четырехсерийной телеверсии фильма. «1612» — сказка, не­обычная и удивительная. Не всегда светлая, но обнадеживающая, вселяющая веру в справедливость. И самое главное — «1612» учит патриотизму, и учит очень своевременно, ведь XVII век — важнейший период в нашей истории, без которого Россию просто не понять. А сейчас те времена и вовсе актуальны, ведь мы с вами долго жили в очередном смутном времени. Даже по длительности с XVII веком совпадает!

— Что вы имеете в виду, проводя такую аналогию?

— Постсоветский период. Под действием центробежных сил распалось огромное государство. Но времена хаоса и смуты остались в прошлом, на смену им пришли новые русские, ставшие впоследствии капиталистами, затем олигархами, затем самыми богатыми олигархами в мире. И сегодня мы имеем то, что имеем. Современной России необходимо вновь набираться сил и мощи и консолидировать вокруг себя дружественные государства. И вопрос, откуда брать национальное самосознание, на что ему опираться — далеко не риторический. Вся прелесть фильма в том и заключается, что он наверняка подтолкнет зрителя осознать величие и могущество страны, причем сделает это лучше любых учебников. Ведь в итоге восторжествовала справедливость, заложенная в наши души на генном уровне.

— Вы верите, что в жизни она восторжествует рано или поздно, как и в фильме?

— В справедливость свято верит мой герой, отшельник-столпник, потому и несет свой тяжелый крест и стальные цепи-вериги безропотно и одухотворенно. В нее верю и я сам, потому и вступил в партию «Справедливая Россия» и буду защищать справедливость всеми средствами. И в первую очередь средствами искусства, главная задача которого — делать человека лучше. Лучше — значит честнее, добрее, справедливее, ведь это взаимообусловленные качества. И если после просмотра фильма у кого-то на душе стало лучше (а ведь таких отзывов, я знаю, тоже много), причем просто так, без каких-то определенных причин, значит, мы своей цели достигли.

Елена Маслова.