«Живая Русь» стучится в двери

Давно замечено, что все искреннее и созидательное, как правило, рождается «снизу». Но с той же оговоркой — как правило — и умирает, не находя должной поддержки — материальной и административной. Во всяком случае, это в полной мере относится к инициативам в области культуры и духовно-нравственного просвещения.

Достаточно вспомнить о попытках православной общественности открыть в Орле образовательный центр, наподобие тех, которые в других регионах, например в Калуге и Белгороде, успешно развиваются, и только потому, что идея их создания была поддержана местными властями. Можно вспомнить о нескольких попытках энтузиастов-учителей развернуть в различных школах города Орла факультативы, различные по своей форме, но объединенные одной идеей — духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций и православной этики. Без поддержки властей, без денег, испытывая нужду даже в учебных часах, многие из них просто зачахли. А те, что уцелели, висят на волоске.

И вот в Орле проявилась новая и неожиданная инициатива — детский самодеятельный фольклорный театр «Живая Русь». Впервые он продемонстрировал свои возможности в конце прошлого года в стенах музея Тургенева. Хотя первое выступление еще не было театральным в полном смысле этого слова. Скорее, это была именно демонстрация творческого потенциала, показательный концерт тех творческих коллективов, которые объединила идея создания фольклорного театра.

Коллективы эти известны, и уже не первый год каждый из них по-своему хранил верность народной мудрости, которая теперь стала девизом нового самодеятельного театра: «Корни старые — ветки новые». Так руководитель хореографического коллектива «Ромашковая Русь» Г. И. Бутикова (Дом творчест-ва Железнодорожного района г. Орла) прививает современным детям вкус к народному танцу, в котором что ни движение, то проявление характера и души русского народа. А Т. Н. Землина (Дом творчества Заводского района) старается увлечь и малышей, и подростков особенностями звучания народной песни, несмотря на все веяния и соблазны эпохи. Русской самобытностью питаются юные сердца и на музыкальных занятиях педагога Е. Н. Жуковой (школа № 37 г. Орла). А учителя технологии И. Д. Чопорова (школа № 4 г. Орла) и Н. А. Журавлева (школа № 49 г. Орла) учат не просто вышивке и шитью своих учениц, а возрождают традиции изготовления русского национального костюма. «Народоведение» преподает в начальных классах 49-й орловской школы К. В. Азеева. Она выходит к своим ученикам в национальном костюме и рассказывает им то об особенностях строительства русской избы, то о былинных богатырях, то о тонкостях того или иного народного празднества, умело извлекая из традиций предков нравственные уроки.

Богатый опыт театрализованных представлений в рамках образовательной авторской программы учителя той же школы Т. Е. Сияновой «Месяцеслов» помог объединиться всем этим педагогам и показать «новые ветви на старых корнях» во всем их многообразии и неповторимом очаровании.

Второе выступление театра состоялось после Крещения на сцене Дома творчества Железнодорожного района и уже было настоящим театральным действом, в котором нашлось достойное место и русскому народному танцу, и русской песне, и обрядовой культуре. Это был инсценированный рассказ о том, как русский сельский люд праздновал Рождество и Крещение и какое место в этой череде святочных дней занимала встреча Нового года, а точнее Васильев вечер, названный так по имени святого, память которого Русская православная церковь отмечает 1(14) января. И никаких Дедов Морозов и Снегурочек. Но зато — с живым словом, сохранившимся в памяти поколений, со смыслом, раскрывающим земные чаяния русского крестьянина о благополучии, в его неразрывной связи с верою в Творца и стремлением постичь волю его.

Это придумали в 49-й школе — отмечать старинные праздники по народному календарю, реконструируя их по сохранившимся описаниям и воспоминаниям носителей народной культуры. Так родилась авторская программа «Месяцеслов», которая теперь вышла за пределы отдельно взятой школы.

Как говорит один из организаторов фольклорного театра Т. Е. Сиянова, богатство и разнообразие народного календаря позволяет сделать выступления детского театра регулярными и неповторимыми. Святки, Масленица, Егорий вешний (день святого Георгия), Покров и Кузьминки (день святых целителей бессребреников Козьмы и Демьяна) — вот далеко не полный перечень дат народного календаря, с которыми в течение учебного года можно было бы знакомить учащихся орловских школ и других учебных заведений силами детского самодеятельного театра «Живая Русь». И зрелище, и праздник, и просвещение — это три составляющие его выступлений.

В настоящее время «Живая Русь» готовится к 200-летию знаменитого русского фольклориста Петра Киреевского. Он жил в Орловской губернии и занимался изучением крестьянских традиций, устного народного творчества, по-своему продолжая дело старшего брата — известного философа Ивана Киреевского, который пытался обосновать уникальность и прогрессивность русской цивилизации. Не случайно оба брата Киреевских похоронены в Оптиной пустыни — православном монастыре, который вплоть до начала ХХ века привлекал русских писателей как источник не понятой до конца мудрости.

Фольклорный театр «Живая Русь», конечно, не претендует на некие философские откровения. Его организаторы лишь пытаются воссоздать культурную среду, которая оказалась питательной для многих выдающихся деятелей русской культуры. Будет ли такой театр востребован сегодня, во многом зависит и от чиновников городских управлений культуры и образования. Ведь сохранение народных традиций — забота государственная. Это вопрос сохранения нации. И в таком деле нельзя полагаться лишь на энтузиазм отдельных педагогов и снисхождение случайных спонсоров.

Андрей Грядунов.