Технология «увода» собственности

Итак, одно из важнейших предприятий жизнеобеспечения г. Орла — ОАО «Орелобл­энерго» ушло из государственных в частные руки. Теперь, уже после драки, власти пытаются делать вид, будто машут кулаками, отстаивая государственную собственность Орловской области. И это выглядит тем более лицемерным, что всего лишь несколько месяцев назад в это акционерное общество усиленно закачивались активы. Средства массовой информации, в том числе газеты «Город Орел» (до закрытия) и «Красная строка» об этом неоднократно сообщали. Например, 3 октября 2007 г. в отчете с заседания областного Совета, опубликованном под заголовком «Свинья не выдаст, волк не съест» («Город Орел»), в частности, говорилось: «Дальше в проекте приватизации значились электрические сети и подстанции. Миллионов на 100—150. Может, хоть они спасут от голода пресловутую бабушку? Нет. Обл­администрация и эту собственность предложила внести в качестве вклада в уставный капитал некоего акционерного общества. «Может, в аренду сдадим?» — отчаянно предложило меньшинство. Но их не расслышали. Проголосовали правильно. И мало кто понял, что за какие-то полтора часа орловцев лишили полутора миллиардов рублей — девятой части годового бюджета области, которые могли накормить не только стариков…

Кадры решают все. Жить стало веселее. Одно осталось неясным: о чем думали представители наших правоохранительных органов, присутствовавшие на сессии? Или они тоже надеются, что свинья не выдаст, волк не съест?»

И вот, как говорится, за что боролись, на то и напоролись.

Мы не поленились и подняли стенограмму того самого заседания облсовета от 28 сентября 2007 г.

Сегодня, с учетом уже произошедших вокруг ОАО «Орел­облэнерго» событий, она читается как захватывающий детектив. И позволяет делать выводы…

«Председательствующий. Слово по двадцатому вопросу повестки дня «О проекте закона Орловской области «О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Орловской области на 2007 год» (первое чтение) предоставляется Козлову О. В. — начальнику управления государственного имущества Орловской области.

Козлов О. В. Уважаемые товарищи, в соответствии с Законом «О приватизации государственного имущества в Орловской области» администрация Орловской области по предложению Департамента имущественной политики вносит вопрос для утверждения на сегодняшнем заседании перечня имущества, подлежащего приватизации в 2007 году. Вместе с Законом «Об областном бюджете на 2007 год» не подавался этот перечень имущества в связи с тем, что проводилась подготовительная работа, оформлялись необходимые документы.

Что касается зерна, которое представлено в списке подлежащего приватизации имущества, у нас проводились мероприятия по расторжению отдельных договоров.

Общая сумма доходов, которые мы планируем получить от продаж имущества на аукционах, составляет 9,8 млн. рублей за счет зданий, которые находятся в г. Орле, площадью 2.5 тыс. метров.

На 98 млн. планируется передача имущества в уставные капиталы акционерных обществ с государственной собственностью. Соответственно общая сумма активов, которые мы можем привлечь, — 107,8 млн. рублей.

В связи с тем что данная программа принимается на 2007 год, чтобы нам завершить организационные мероприятия, мы просим принять этот проект закона сразу в двух чтениях, если можно.

Председательствующий. Спасибо.

Есть ли вопросы к Олегу Викторовичу?

Иконников В. Н. Скажите, какова целесообразность передачи почти 100 млн. рублей из областного бюджета в уставный фонд акционерного общества «Орловская Нива»? Какова экономическая целесообразность? Егор Семенович сегодня говорит, что в бюджете области появляется громадная дыра, что нужно искать резервы пополнения бюджета. Сегодня у нас вот они, лежат 100 млн. рублей. Их можно включить в программу приватизации и продать, чтобы получить эти деньги в бюджет. Мы их вкладываем в уставный капитал.

(Шум в зале.)

Кочуев В. А. Это аграрный вопрос. Совершенно верно поставлен вопрос Василием Николаевичем, если речь идет о коммерческой выгоде. Сегодня Егор Семенович сказал, мы около 50 тыс. тонн зерна закрепили за фондом, который нам необходим для доступного хлеба, для социального значения. Естественно, в этом направлении хорошо поработали районы, потому что они понимают: своих жителей надо кормить.

Учитывая, что этот вновь образованный фонд, который составляет 62 тыс. тонн, решено использовать в качестве того зерна, которое случайно попало в фонд имущества. Почему оно случайно попало? Поясню.

Мы с вами недавно приняли закон, говорящий о том, что все имущество, находящееся в фонде, должно перераспределяться с помощью депутатов. До этого существовал другой порядок формирования. Эти оборотные ресурсы, если бы у нас еще в 2004 году были бы созданы департаменты, могли бы находиться там как оборотные ресурсы. Учитывая, что это зерно оказалось в нашем комитете по управлению имуществом, и каждый ресурс, в том числе и финансовые и зерновые, должен иметь оборот. Каждый год хранения увеличивает стоимость зерна, издержки и т. д. Оно должно попасть в реализацию.

С учетом того, что нам нужно 20 тыс. тонн зерна — необходимая норма, чтобы обеспечить горожан, которые сами не производят зерно, мы их дополняем в тот фонд, оператором которого является «Орловская Нива». Вы понимаете, что «Орловская Нива» должна купить это зерно и в течение года продавать нашему населению. Мы сочли возможным, что это зерно, которое долгие годы лежало, передать в уставный капитал. «Орловская Нива» в силу своей ресурсной обеспеченности будет кормить дешевым хлебом по 7 рублей, батонами по 10 рублей, хлебом по 11 рублей. Таким образом, «Орловская Нива» будет выполнять задачу государства, как говорят, в этом вопросе.

Председательствующий. Спасибо.

Ивашина М. Е. Можно вопрос?

Председательствующий. Пожалуйста, Марина Евгеньевна.

Ивашина М. Е. Мне бы хотелось разобраться вот в каком вопросе. Во-первых, зерно по своей природе — оборотное средство. Естественно, с 2004 года это зерно постоянно находилось в обороте, насколько мы вчера выяснили на комитете. Зерно продавалось, перепродавалось. За последние три года зерно подорожало на 20%. Скажите, пожалуйста. к кому ушла разница, которая образовалась за период 2004—2007 годов.

Козлов О. В. Количество страхового фонда с 2004 года увеличилось на 20% за счет этого оборота, потому что за деньги это зерно не продавалось.

Ивашина М. Е. Неизменно это зерно будет вовлечено в оборот, как нас сейчас уведомил Виталий Алексеевич. Скажите, пожалуйста, тогда в чем же целесообразность передачи в уставный фонд оборотных средств, чем передать просто в качестве кредитных ресурсов «Орловской Ниве»?

Козлов О. В. Мы «сажаем» свое государственное акционерное общество.

Ивашина М. Е. Я не спорю, что оно государственное, но, тем не менее, никаких различий и противоречий с тем, что сказал Виталий Алексеевич, не будет, потому что зерно из-за фиксированной цены поступает туда в качестве кредита и по этой же цене, опять-таки низкой цене, выпекается хлеб.

Козлов О. В. Марина Евгеньевна, дело в том, что даже на федеральном уровне, я об этом вчера говорил, проводят политику государства, чтобы государство уходило от коммерции. Дело в том, что это не ядерное топливо. Коммерцией должны заниматься профессионалы.

Ивашина М. Е. Здесь речь идет не о коммерции, а о дополнительных источниках бюджета.

Козлов О. В. Дополнительный источник бюджета — актив, который находится в «Орловской Ниве». Сумма контролируемых активов превышает 5 млрд. рублей.

Ивашина М. Е. Мы вчера с вами выяснили, что за все годы существования «Орловской Нивы» Орловская область не получила ни копейки.

Козлов О. В. «Орловская Нива» платит налоги в областной бюджет. В «Орловской Ниве» работает более 4 тыс. человек. Выдается заработная плата, которая колеблется от 6 до 9 тыс. рублей. У нас ни один сельскохозяйственный холдинг не может этим похвастаться.

Ивашина М. Е. Мы опять приходим к тому же выводу — что мы сейчас передаем оборотные средства, уставный капитал, которые будут пущены в оборот. Они будут номинально оценены в деньгах. Опять-таки повышается капитализация «Орловской Нивы». Получается, что в следующем году у нас будет другой уровень цен. Вы ведь в бухгалтерском балансе не напишете «в тысячах тонн», а вы напишете «в рублях», правильно? Как вы это будете учитывать в следующем году?

Козлов О. В. Я повторяю…

Кочуев В. А. Иван Яковлевич, здесь проще было бы, если б город нашел 100 млн рублей и выкупил зерно у областного Совета. Это совсем простая схема, она не требует никакого баланса, но таких денег у города нет, отвлечения кредитных ресурсов нет, поэтому такая операция невозможна.

Меркулов П. А. Виталий Алексеевич, а при чем тут город?

(Шум в зале.)

Кочуев В. А. Потому что пока 16 тыс. тонн зерна городу крестьяне отдали авансом.

Меркулов П. А. Горожане пока все за деньги покупают. Я, например, хлеб за деньги покупаю.

Кочуев В. А. Это вы покупаете до конца года. А как страховой запас, кто будет обеспечивать эту…

Меркулов П. А. А что тогда мешает его держать? Егор Семенович сказал, что 50 тыс. тонн зерна скупили страховые компании.

Кочуев В. А. А нам нужно 62 тыс. тонн.

Меркулов П. А. Я поддерживаю вопрос. Кроме как разбазаривания государственного имущества, я…

Кочуев В. А. Пожалуйста, вы можете как угодно принять решение, но эффективнее этого способа вы не сможете предложить.

Председательствующий. Уважаемые коллеги…

Меркулов П. А. Иван Яковлевич, у меня вопросов еще много.

Председательствующий. Есть вопросы? Пожалуйста.

Меркулов П. А. А что мы зациклились только на зерне? Будьте добры, ответьте мне на вопрос: что такое приватизация?

Председательствующий. У нас не научный диспут.

Меркулов П. А. Хорошо. Приватизация — это разгосударствление государственного имущества. На сегодня при передаче государственного имущества в уставный капитал акционерного общества мы фактически делаем его государственным.

Вы почитайте пояснительную записку, которую вы написали, — шедевр эпистолярного жанра, по-другому не скажешь. Вы бы его для первого класса написали кому-нибудь. Когда пишется, что зерно за 100 млн… Реально там на 100 млн. только одного зерна. А другое имущество, которое вы передаете в открытое акционерное общество, почему вы о нем не говорите? Там намного больше и по цене! Что о нем никто не говорит? Куда оно передается?

Председательствующий. Был вопрос по зерну, но, если у вас возник вопрос по электрическим сетям, давайте вернемся к ним.

Козлов О. В. Что касается сетей, Павел Александрович, то сети передаются в уставный капитал — это тоже один из способов приватизации, как вам известно, областного акционерного общества «Орел­облэнерго». Это те сети, которые сдаются строителями при сдаче жилых домов, новых объектов. До этого они передавались в муниципальную собственность, в которой нет специализированной организации, способной содержать и обслуживать эти сети. В связи с этим мы включились в этот процесс и собираем все под своей эгидой в областном акционерном обществе.

Меркулов П. А. Олег Викторович, сколько денег поступило от акций акционерных обществ «Орловская Нива» и «Орелобл­энерго» в год?

Козлов О. В. По «Орелобл­энерго» — 800 тыс., по «Орловской Ниве» — 4 млн.

Меркулов П. А. В год, да?

Козлов О. В. Да. Это только в виде дивидендов. Я не говорю о суммах налогов, выплаченных данными акционерными обществами, потому что у них обороты превышают миллиарды рублей.

Меркулов П. А. Какова цена электрического имущества?

Козлов О. В. Цена имущества, по нашим подсчетам, около 27 — 30 млн.

Председательствующий. Спасибо. Есть ли еще вопросы?

Иконников В. Н. Где производилась оценка имущества, которое сегодня вкладывается в программу приватизации? Я по электрическим сетям говорю.

Козлов О. В. Что касается оценки, неоднократно мы уже докладывали. Оценка производится уже при совершении самих исполнительских действий, потому что период, в течение которого действительна оценка, ограничен законом об оценочной деятельности. Когда мы вносили предложение, чтобы исполнительная власть принимала решение по утверждению перечня приватизируемого имущества, законодательной власти представляли отчет по итогам. Тогда мы бы могли по факту говорить, что была такая оценка, такие действия осуществились. Сейчас не могу сказать. Оценка не производилась.

Председательствующий. Уважаемые товарищи, поступило предложение принять проект закона Орловской области. Обмен состоялся.

Иконников В. Н. Иван Яковлевич, выступление можно? Обсуждения не было. Вопросы только задавали.

Председательствующий. Что вы друг на друга показываете, кто вопросы задавал. Задавали вопросы, ответили. Что обсуждать? Предельно четко все сказали.

Иконников В. Н. Иван Яковлевич, три экономиста выступили и все говорят, что экономически нецелесообразно это делать. Выгоднее для областного бюджета сегодня отдать зерно в кредит под маленький процент. Эффект будет тот же — низкий хлеб и т. д.

Теперь по приватизации электрических сетей. На 2008 год областная администрация внесет в программу приватизации акционерное общество, которое возглавляет сейчас Карпушкин, электрические сети. Тогда что получается? Город Орел критикуют, но он, по-моему, мудрее. У него этих электрических сетей полно, но он их не отдает в уставный капитал этого акционерного общества. Он отдал их в аренду. Они эксплуатируют и платят в бюджет города деньги. Давайте и мы отдадим в аренду этой организации.

Председательствующий. Это не эта организация. Это наша областная структура.

Иконников В. Н. Правильно, сегодня областная, а завтра она будет приватизирована. Давайте отдадим в муниципалитет. Они более эффективно распорядятся. Там же в основном сеть города Орла.

Председательствующий. В город попробовали отдавать. Эффекта экономического нет, кроме головной боли.

Иконников В. Н. Иван Яковлевич, не надо так говорить.

Председательствующий. Мы отдали много чего. Бани потеряли. Не будем сейчас об этом. Те, кто эффективно управлял, налоги не платили, под суд пошли, обанкротили по пять предприятий. Если мы сейчас начнем считаться…

Внесено разумное предложение. Нам надо принять этот законопроект. В соответствии с этим я ставлю вопрос на голосование.

Варламов Н. В. Иван Яковлевич, Варламов.

Председательствующий. Пожалуйста.

Варламов Н. В. Я прошу прощения. По причине нехватки материалов у меня не было этого документа. Я задавал вопрос: как будет решаться вопрос с реализацией того же зерна? Я думаю, в торгах принимают участие несколько субъектов хозяйствования.

Козлов О. В. Нет, это взнос в уставный капитал.

Варламов Н. В. Здесь получается одна организация, тем более она не совсем эффективно хозяйствует.

Козлов О. В. Это не торги. Это взнос в уставный капитал.

Варламов Н. В. Я считаю, что взнос должен иметь эффективную форму хозяйствования как хозяйствующий субъект, хорошие производственные показатели. А что вносить, если она по сути дела «дышит на ладан»?

Козлов О. В. Нет, «Орловская Нива»… Позвольте не согласиться.

Варламов Н. В. Возьмем акции этого предприятия, они ничего не дадут для бюджета области.

Председательствующий. По поводу «ладана» там еще не «пахнет», потому что на днях поедем открывать новый комплекс на 1200 голов — это уже не «ладан». Это не совсем корректное выражение.

Варламов Н. В. Я сужу по заработной плате.

Меркулов П. А. Если по 100 млн. будем всем давать каждую сессию, будет нормально.

Председательствующий. Уважаемые коллеги, я ставлю вопрос на голосование. Всем все предельно ясно. Если есть у некоторых товарищей вопросы, их можно обсудить. Ставлю вопрос на голосование. Кто за то, чтобы принять проект закона Орловской области «О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Орловской области на 2007 год», прошу проголосовать. Кто «против»? Кто «воздержался»?

Лебедева Н. В. Результат голосования: «за» — 17; «против» — 12; «воздержалось» — 4.

Кто не голосовал?

Коренев М. В. Ушли А. А. Лабейкин, А. Н. Дрогайцев, В. А. Должиков. Уже не 40 человек.

Председательствующий. Уважаемые товарищи, я еще раз возвращаюсь к теме нашего разговора. Вынесен вопрос «О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Орловской области на 2007 год». Предложено департаментом нормальное управленческое решение. Попикетируемся мы сейчас, а дальше что?

Надо кормить людей хлебом. Надо, чтобы эти подстанции обслуживались. Надо реализовать здания, которые стоят у нас в Шаблыкино брошенные. Кому мы их только не предлагаем. Это головная боль. Их надо запустить в оборот. Хотя бы какая-то будет польза. Все равно жизнь-то мы не остановим! Надо принимать решения.

Я приглашал к себе О. В. Козлова и задавал ему все вопросы. Спросил о полиграфическом корпусе, который стоит у нас на ул. Кромской. Мы его предлагали купить формально за рубль. Не нашелся ни один человек. Пока не пришла корпорация «ГРИНН» («Линия») и предложила нормальный инвестиционный проект. Идет стройка, обеспечены рабочие места. Почему мы где-то ищем какой-то подвох?

Я еще раз обращаюсь к вашему здравому смыслу. Мы все взрослые люди. Сети электроснабжения по ул. Металлургов, дом 19, кого-то волнуют, куда они уходят? Они уходят в наше акционерное общество, где 100%-ный капитал наш с вами. Сидим и думаем: что будет? Кто из нас эту подстанцию возьмет?

Распределительная трансформаторная подстанция на ул. Планерной, 52. Написано «в качестве вклада в уставный капитал». Кому мы её предложим, когда это один технологический процесс? Всё завязано. Голубей там разводить? Технология не позволит.

Кононыгин А. С. Иван Яковлевич, состоялось голосование. Решение принято.

Тихонов А. Н. Иван Яковлевич, у нас сначала зарегистрировалось одно количество депутатов. Сейчас по непонятным причинам оно изменилось. Давайте, может, с этим разберемся.\’ Куда люди ушли, на каком основании покинули заседание? Может, они здесь где-то рядом курят? Давайте разберемся с этим вопросом и переголосуем.

Михайлов М. Г. Есть регламентная группа. Пусть она посмотрит по порядку. Есть регламент, и там все расписано.

Председательствующий. Мы сейчас не о регламентной группе говорим. Мы говорим по существу и вообще о нашем понимании жизни и совестливости, потому что одни голосуют, чтобы подыграть, другие не голосуют непонятно почему.

Регламентная группа, сколько у нас депутатов?

Лебедева Н. В. Всего у нас 37 депутатов. Не голосовало четверо.

Председательствующий. Поступило предложение еще раз поставить вопрос на голосование. Я обращаюсь к вам. Здесь нет никаких политических амбиций, здесь идет нормальный деловой разговор. Есть исполнительная власть, которую мы наделили правом заниматься этим делом. Зачем мы останавливаем этот процесс? Это примерно с той же фабрикой «Велор», когда администрация области, мы все с вами надували щеки, чтобы у нас было 50% этой фабрики. Она рушилась. 1,5 тыс. зарплата, люди разбегались. Итальянцы пришли и сказали: «Или вы вкладываете деньги, или дайте нам управлять нормально». Мы согласились. Там сегодня зарплата 17 тыс. 600 руб. И люди довольны. Есть же нормальные управленческие решения. Что мы тут рассуждаем?

Я прошу всех принять этот законопроект и дать возможность кормить людей. Может быть, не все знают, какие усилия потребовались исполнительной власти, чтобы сформировать резервный фонд, чтобы попытаться снизить цену этого хлеба.

Я выступаю в трудовых коллективах, например, на заводе «Дормаш» сказал: «Каждый труд должен стоить». Все должно стоить, сколько стоит, но есть социальные вещи, которые мы должны поддержать, — это просьба нашего народа. Дорогие коллеги и друзья, я прошу вас осознанно подойти к этому вопросу, потому что завтра будем опять вокруг этого хлеба крутиться.

Сессия у нас через месяц, а исполнительная власть и люди, которые определены исполнительной властью операторами, должны работать каждый день и каждый день выпускать хлеб, а еще надо выстроить этот весь механизм. Уверен, что мы помогаем людям и в этом поступаем правильно. Искренне всех прошу поддержать предложение Департамента по управлению государственным имуществом Орловской области и принять этот законопроект.

Ставлю вопрос на голосование. Кто за это предложение, прошу проголосовать. Кто «против»?

Варламов Н. В. Иван Яковлевич, под гарантию, что действительно не будет расти.

Председательствующий. Принято такое решение. Потом зададим вопрос авторам законопроекта — исполнительной власти.

Кто «воздержался»?

Лебедева Н. В. По итогам процедуры голосования: «за» — 23; «против» — 11; «воздержалось» — 3.

Председательствующий. Спасибо.

Решение принято.

Мы должны научиться слышать друг друга и голосовать, исходя из практической
целесообразности вопроса».

Публикацию подготовил Юрий Лебёдкин.