Белая гвардия, Красная Армия…

Дню защитника Отечества посвящается

К 1916 году относится появление в русской армии первых ударных формирований — команд гренадеров. Специально обученные, вооруженные и снаряженные для ближнего боя в условиях позиционной войны, они направлялись на особо важные участки обороны противника для прорыва укрепленных полос, захвата плацдармов и так далее.

Весной 1917 года началось создание ударных батальонов. Страна была охвачена революционными событиями. В итоге политизированными оказались и символы новых воинских формирований. Так, основной эмблемой, объединяющей все части, пожелавшие стать ударными, штурмовыми, «частями смерти», стало изображение человеческого черепа и скрещенных костей. Использовался и другой отличительный знак — шеврон из волос красного и черного цветов, который носили на правом рукаве.

Отличительным символом Добровольческой армии с конца декабря 1917 года стал трехцветный шеврон национальных цветов — белого, синего и красного, нашивавшийся на левый рукав форменной одежды. Впоследствии он не только широко использовался в униформе, но и употреблялся как эмблема Добрармии на военной технике — бронемашинах, бронепоездах, аэропланах, боевых кораблях. Введением различных элементов достигалось большое разнообразие значений шеврона. Так, дополненный изображением оскаленной волчьей головы, он становился эмблемой конницы генерала Шкуро; украшенный эмблемой бронепоездов — отличительным знаком команды того или иного бронепоезда. Трехцветный шеврон был также эмблемой Северо-Западной армии, только, в отличие от Добровольческой, там он носился углом кверху. Так же, как и на Юге России, его нередко использовали на Урале и в Сибири.

Что касается знамен, то сам по себе бело-сине-красный флаг в качестве основы для боевого знамени почти не употреблялся (известно, что бело-сине-красные боевые знамена были лишь в некоторых частях Северо-Западной армии, единичные случаи его применения известны и на Юге России). В Вооруженных силах Юга России он был введен как обязательный элемент флагов для бронепоездов и был общим главным символом борьбы за Россию. В ходу было больше новых мотивов, связанных с ударным и добровольческим движением, с одной стороны; с другой — использовались старые боевые знамена, в изобилии доставшиеся Добровольческой армии и ВСЮР, что как бы обязывало хранить прошлое, развивать традиции. Так что знамена были самые разнообразные.

Скоротечность боевых действий, операций, непредсказуемость последствий — все эти особенности Гражданской войны оказали прямое воздействие на знамена, их внешний вид. Как правило, это незначительные по размеру полотнища (примерно 1X1 м), нередко весьма примитивно и наспех сделанные. Многие части и вовсе не имели своих знамен. Большое распространение получили не знамена, а их «заместители» — значки-флажки. Значок обладал выгодным качеством: будучи «ненастоящим» знаменем, не той святыней, которую надлежит охранять и почитать, «не щадя живота своего», он не был помехой в бою, его не стыдно считалось бросить, потерять, сдать врагу. Правда, красные расценивали захват такого значка как пленение боевого знамени и за такой подвиг получали очень высокие награды.

Значков временного характера существовало великое множество, а назначение их было одно — отличать друг от друга противников, белых от красных. Эта проблема оставалась актуальной почти на всем протяжении Гражданской войны, так как противоборствующие стороны мало различались и по обмундированию, и по вооружению. И те, и другие донашивали форму старой русской армии, пользовались обмундированием английского, немецкого, австрийского, французского образцов. Память участников тех событий сохранила множество недоразумений — комических, а порой трагикомических, связанных с тем, что «своя своих не познаша». Именно поэтому так необычна и ярка форма Красной Армии 1919—1922 годов, так разнообразны цветовые сочетания в форме и знаменах белой стороны.

Красное знамя — символ международного пролетариата, мировой пролетарской революции — стало боевым знаменем вооруженных формирований рабочих еще в революционные месяцы 1917 года. Тогда же появились и первые отличительные знаки — красные нарукавные повязки и нагрудные знаки красногвардейских отрядов. Они резко и однозначно отделяли эти боевые единицы милиционных, партизанских или регулярных формирований от остатков русских вооруженных сил, пытавшихся бороться с «триумфальным шествием» пролетарской революции. «Красные» уже ясно осознавали себя «красными», но продолжали носить многие отличия старой армии, включая ордена и другие символы, хотя приказ об их снятии был издан еще в ноябре 1917 года (исключение делалось только для георгиевских наград).

Символика первых боевых красных знамен достаточно разнообразна, порой наивна и противоречива. В ней причудливо переплелись самые различные представления и настроения тех слоев угнетенных классов России, которые первыми взялись за оружие в борьбе за Советскую власть. Новая символика еще не распространилась из Москвы и Питера настолько широко, чтобы ее знал каждый — потому и появляются на боевых знаменах Красной Армии двуглавые орлы Временного правительства и символы смерти (атрибуты белых знамен): человеческие черепа, кости, «смертельные» лозунги. Отличительная эмблема Красной Армии — красная пятиконечная «марсова» звезда, появившаяся в апреле 1918 года, — начала использоваться как элемент форменной одежды (нагрудный знак, значок, кокарда на головном уборе) и сразу же стала основной эмблемой в знаменной символике наряду со вскоре появившимся Государственным гербом РСФСР.

Красное знамя стало и первой боевой наградой Советской России. В августе 1918 года Почетное Революционное Красное Знамя заслужил в боях за Казань Пятый Советский Латышский Земгальский полк; а в сентябре 1918 года появился и первый советский орден — Красного Знамени.

Почетным Революционным Красным Знаменем награждались отличившиеся в боях части и соединения Красной Армии и флота. Этой награды были удостоены и три города — Петроград, Царицын и Оренбург. С 1919 года орденом Красного Знамени стали награждаться и целые коллективы.

В качестве награды для военачальников было учреждено Почетное Революционное оружие — холодное и огнестрельное — со знаком ордена Красного Знамени РСФСР. Хотя разные виды красных наград учреждались стихийно, почти без связи друг с другом, из них сложился вполне логичный комплекс, имеющий прямую аналогию с русским дореволюционным институтом георгиевских наград. Достаточно вспомнить, что почетное революционное оружие называлось, как и до революции, «золотым».

Усложнение организационных структур Красной Армии потребовало введения единой системы знаков отличия и различия. На протяжении первого года Гражданской войны Красная Армия носила старую форму, но без отличительных знаков — погон, кокард и т. п. Их возродили в «белых» армиях, а для «красных» символы эти были неприемлемы. Поиски новых вариантов привели к нарукавным знакам. Обозначавшие должностное положение, род войск, они стали нашиваться на гимнастерки, кители и шинели старой армии.

Весной 1919 года, после широкомасштабного конкурса, появилась наконец знаменитая на весь мир красноармейская форма, которая на многие десятилетия определила эстетический образ красного воина: остроконечный «богатырский» шлем-буденовка, цветные клапаны-застежки-«разговоры», шинель в виде русского кафтана. Все эти элементы придавали характерный облик красным бойцам и позволяли легко отличить их на поле боя от белых.

В апреле 1920 года в Красной Армии были введены новые нарукавные знаки отличия родов войск, где в оригинальной, образной форме обозначалась принадлежность к тому или иному роду войск. «Запас прочности», заложенный в этот стиль формы одежды, был настолько велик, что и после окончания Гражданской войны в течение нескольких лет продолжалось совершенствование изобразительного решения элементов красноармейской формы.

Существенным дополнением к форме были разнообразные нагрудные знаки. Порой они повторяли полковые знаки старой армии и позволяли отличить один род войск от другого. Были в ходу и бесчисленные знаки военных учебных заведений, в которых военная и революционная символика нашла яркое и необычайно разнообразное воплощение.

(По материалам статьи П. Корнакова «Краски войны», «Родина», № 10, 1990 г.)