«Дождь идет, а мы скирдуем»

Эту любимую поговорку своего тестя (вынесенную в заголовок) я вспомнил, когда увидел процесс укладки асфальта в городе Орле на прошлой неделе. На термометре — минус восемь, на дорогах — наледь, а тут асфальтирование в самом разгаре.

Еще 2 октября нынешнего года, на пресс-конференции в городской администрации главные коммунальщики расписывали журналистам, как быстро и качественно будут освоены выделенные из федерального бюджета сотни миллионов рублей. И. К. Бунов, начальник МУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла», сообщил тогда, что все подрядчики обещали завершить асфальтирование дорог к 1 ноября. И сделать работу так хорошо, чтобы получить за нее обещанные деньги.

Действительно, основной объем работ был выполнен к названному сроку, несмотря на то что на первых порах отмечалось отставание от графика. Объяснение этому простое: асфальтоукладчики гнали по прямым широким улицам, «нагоняя» объемы. Все мелочи типа сопряжения с поперечными улицами, подъема бордюрных камней и люков оставляли на потом. Погода, слава богу, в октябре позволяла.

Но нынешняя зима, в отличие от прошлого года, пришла рано и уверенно, покрыла дороги белым налетом. 11 ноября снег лег основательно. «Мелочи» пришлось подчищать уже на морозе. И хотя на той же пресс-конференции, а потом и на сессии горсовета было заявлено, что дорожные службы научились класть асфальт и в зимних условиях, сомнения остались.

Желая развеять их, понаблюдал за действиями дорожных рабочих, которые 21—22 ноября корпели на пятачке у Комсомольского сквера. В первый день четыре человека (по виду — явные гастарбайтеры) двумя ломами и двумя лопатами нехотя долбили ледяную корку на узкой полоске дороги. Стоя кружком, не прекращая разговаривать друг с другом, не обращая внимания на транспортную суету вокруг них, они изредка стукали инструментами по мерзлой поверхности. От поверхности изредка отлетали ледяные крошки. Немного в стороне еще двое рабочих ковыряли асфальт отбойным молотком. Невдалеке замер гусеничный асфальтоукладчик без машиниста. «Долго же ему придется стоять, — подумал я, — при таких темпах».

Однако на следующий день работа на пятачке закипела. Рабочих и техники заметно прибавилось. К асфальтоукладчику присоединились тяжелый каток, два самосвала, автоцистерна со смолой, у рабочих в руках появились достойные орудия труда. Облака дыма и пара окутали пространство. В считанные часы асфальт на пятачке был уложен и раскатан, несмотря на снующие туда-сюда легковушки.

Один из рабочих, увидев журналиста с фотокамерой, показал на свой агрегат — самодельные салазки с двумя газовыми баллонами и форсунками. Типа, вот наше «ноу-хау». То есть знаем, как бороться с зимними морозами. Форсунки на салазках, видимо, и есть та передовая технология, о которой говорят с гордостью в коридорах власти.

Впрочем, не будем лезть в производственный процесс. Просто подождем до весны, а лучше — до лета. Хотя подрядчики при заключении муниципальных договоров и давали гарантийные сроки (от 3 до 8 лет), главная дорожная «комиссия» в составе осадков, температурных перепадов и автомобильных колес даст заключение очень скоро. Кстати, совсем рядом с описанным местом действия, на остановке «Гос­университет», новое дорожное покрытие уже не выдержало проверку данной «комиссии». А сколько было потрачено сил на выравнивание стыков!

И еще одна «мелочь» — практически в том же месте, на перекрестке с ул. МОПРа. Канализационные люки, расположенные на проезжей части, которые были «закатаны» в новый асфальт, стали постепенно обнажаться. Получились выбоины, которые хорошо видны с тротуара. А вот водители легковых машин их не видят, ибо слишком низко сидят над дорогой. А перекресток, между прочим, и без того аварийно-опасный. Сколько тут машин бьется каждую неделю, одни гаишники знают.

Что в результате получается? Получаются дороги от «Единой России».

А. Максимов.