«Кина» не будет?

«В ходе проверки законности отчуждения здания кинотеатра «Родина» по ул. Московской, 32 в г. Орле и земельного участка по названному адресу (кадастровый номер 57:25: 003 07 59:0003) из государственной собственности Орловской области установлены признаки коррупционной заинтересованности и факт превышения предоставленных полномочий должностными лицами администрации области». Это строки из ответа первого заместителя прокурора области В. П. Опалькова на запрос нашей газеты. Напомним, что недавно усилиями «Красной строки» и бывшего депутата горсовета Ю. И. Малютина была предотвращена очередная попытка снести кинотеатр «Родина». История «прихватизации» этого памятника архитектуры регионального значения тоже получила уже юридическую оценку. В ответ на запрос депутата Орловского областного Совета нынешнего созыва М. Е. Ивашиной первый заместитель прокурора области В. П. Опальков сообщил, в частности, «что в ходе приватизации 20 процентов акций ОАО «Орелстрой» здание кинотеатра «Родина» и земельный участок по ул. Московской, принадлежащие Орловской области, были внесены в качестве вклада в уставной капитал ОАО ООЦРО «Развитие» незаконно с превышением должностными лицами администрации области предоставленных полномочий».

Комментируя ситуацию, Ю. И. Малютин подчеркивает, что кинотеатр «Родина» включен в правительственные списки памятников. Снять с него статус памятника регионального значения может только правительство специальным своим постановлением. Между тем кинотеатр оказался в собственности «Развития» и орловское регистрационное управление выдало свидетельство на право собственности. Как это могло произойти, и должны разобраться правоохранительные органы, надеется Малютин.

— Областной Совет не обсуждал вопрос о внесении предложения в правительство о снятии с кинотеатра «Родина» статуса памятника регионального значения, — подчеркивает Малютин. — А значит, его приватизация должна происходить как минимум с обременением. То есть с определенными обязательствами, которые берет на себя собственник. И обязательства эти должны быть прописаны в документах о праве собственности. Этого-то и нужно сейчас добиваться. Понятно, что ни о каком сносе кинотеатра не может быть и речи.

Кино в «Родине» не крутили уже давно. И если в трех других городских кинотеатрах явно налаживается кинопрокатная жизнь, то «Родина», похоже, все еще ждет: быть ей или не быть. Если кинотеатр снесут, это будет еще одна крупная потеря орловской кинопрокатной системы. Первой жертвой безвременья при попустительстве областной администрации, как известно, стал кинотеатр «Комсомольский». Переданное несколько лет назад из областной собственности в Орловскую епархию, запущенное и разоренное вандалами здание кинотеатра в конце концов оказалось в руках орловского предпринимателя Литвака, совладельца сети магазинов «Большое спасибо», и было частично разрушено и перестроено до неузнаваемости. Огромная до сих пор необжитая постройка (то ли будущий магазин, то ли дворец) несколько лет зияет черными глазницами незастекленных окон рядом с храмом Смоленской иконы Божией Матери на ул. Нормандия-Неман.

Но не только кинотеатры теряет бывшее преуспевающее орловское киновидеобъединение, а ныне — ОАО «Орелкинсервис». Недавно, например, прошел слух, что новое руководство этого ОАО, оказавшееся у руля орловского киносервиса не без участия того же «Развития», сдало в утиль киноархив, содержавшийся в специальном хранилище на базе ОАО в Кинопрокатном переулке. Злые языки поговаривали, что от киноархива избавились, потому что нужно было освободить базу, которую новые собственники решили то ли продать, то ли просто снести, чтобы очистить площадку под коммерческое строительство.

Нынешний директор ОАО «Орелкиносервис» И. В. Малик, впрочем, объясняет утилизацию кинофонда тем, что с 1993 года эти фильмы хранились якобы без соблюдения необходимых условий и попросту пришли в негодность. По словам Малика, сохранилось только 34 копии. Не желая общаться с журналистом «Красной строки», которая, по мнению Игоря Валерьевича, «ничего доброго не пишет» (надо понимать — об ОАО «Орелкиносервис» и ОАО «Развитие»), И. В. Малик посоветовал все вопросы задать бывшему гендиректору «Орелкинсервиса» Н. Д. Медведеву, явно намекая, что именно он, Медведев, ответственен за потерю кинофонда. И мне ничего другого не оставалось, как последовать совету И. В. Малика.

— А чем господин Малик может подтвердить свои слова? — возмутился быший генеральный директор ОАО «Орелкиносервис». — Копии фильмов, всего примерно 12 тысяч, хранились в помещении, построенном по специальному проекту. Там поддерживались нужная температура и влажность. Все пленки находились в упаковках и были проложены картоном, пропитанным особой жидкостью, которая, кстати, по ГОСТу теряет свои свойства не раньше чем через десять лет. Да и в основном копии были на лавсановой основе — такая пленка не портится от времени. После массовых сокращений, когда кинопрокат в городе и области пришлось свернуть, мы все равно держали вплоть до 2006 года одну фильмопроверщицу. Ее обязанностью было следить за сохранностью пленок. Ежегодно мы готовили отчеты в Москву и в областное управление Госстата о наличии фильмофонда. Ежеквартально из бюджета нашего предприятия выделялись деньги на ремонт копий. Вплоть до лета позапрошлого года, когда в «Орелкинсервисе» сменился состав совета директоров и я потерял свой пост генерального директора, в нашем фильмо-хранилище работала вся механизация, фильмопроверочные столы и реставрационное оборудование. Где оно теперь? На свалке? Да, было время, когда мы сдавали кинозалы в аренду. Но, во-первых, не все залы, а во-вторых, мы знали, что кинопрокат рано или поздно оживет и что к этому нужно быть готовыми. Жители города Орла наверняка помнят, как в 2005 году и даже в 2006-м в кинотеатре «Победа» регулярно шел бесплатный показ старых советских фильмов для ветеранов. Это были ленты как раз из того фонда, о котором мы говорим. Мы крутили в «Родине» кино — экранизацию русской классики — вплоть до 2001 года, пока этот кинотеатр решением областной администрации не был передан на баланс областной филармонии. Это были сеансы по заказам орловских школ — как методическая помощь учителям литературы и детям. «Война и мир», «Тихий Дон», Поднятая целина», «Преступление и наказание», «Они сражались за Родину», «Отцы и дети» и гордость орловского кинопроката — документальный фильм «Орловская битва». Вот далеко не полный перечень этих кинолент. Я надеюсь, что хотя бы эти фильмы попали в число тех тридцати четырех уцелевших копий, о которых говорит Малик.

Сегодня, когда кинопрокат в Орле действительно оживает у всех на глазах, странно наблюдать, как единственное в области кинопрокатное предприятие не развивается, а несет имущественные потери. Вот и базы у «Орелкиносервиса» в Кинопрокатном переулке больше нет, как признал в разговоре со мной нынешний директор ОАО (он руководит своей фирмой из кабинета в кинотеатре «Победа»). Из нескольких тысяч кинокопий фильмофонда осталось чуть более трех десятков лент. А из четырех уцелевших кинотеатров будущее одного весьма туманно, а второй стал предметом судебных споров. И потери эти сегодня ассоци-ируются не с прежним, а с нынешним руководством «Орелкиносервиса», который, как известно, в 2006 году перешел в руки людей, близких к областной администрации. В конце 2005 года она отказалась удовлетворить просьбу Орловского городского Совета и передать 51 процент государственных акции ОАО в муниципальную собственность, то есть городу Орлу. А теперь и вовсе сняла с себя всякую ответственность за будущее орловского кинопроката.

Андрей Грядунов.