Креативное дыхание торгашей

Год назад, незадолго до выборов мэра, Орловщина переживала радостное событие — возобновился выпуск боевой газеты «Орловские новости», лицо которой неотделимо от имиджа советницы губернатора, депутата областного Совета Марины Евгеньевны Ивашиной — человека редкой чистоты и неподкупности. Свежий продукт, однако, вызвал ощущения столь неоднозначные — сродни пищевому отравлению, — что несколько журналистов прежних «новостей» поспешили опубликовать в «Красной строке» коллективное письмо, где сообщили всем, кто их знает, что не имеют к подозрительному изделию, выброшенному на рынок, никакого отношения.

Марина Евгеньевна, как человек, обучавшийся в заочном институте советской торговли, сочла рекламацию несправедливой и на «домашнем» сайте «Регион-57» попыталась защитить качество товара в манере, свойственной всем ранимым личностям и милым уставшим продавщицам, — «сам дурак».

Критики, однако, оказались правы: новые «горячие пирожки» больше двух недель на рынке не продержались и начисто исчезли из продажи после того, как в Орле отгремели выборы, и низкое качество жвачки для избирателей уже не компенсировалось принципом ее бесплатной раздачи.

Дело не в появлении той или иной однодневной «поливы» — обычная практика в современной России. Речь идет о чрезвычайно опустившемся уровне политической борьбы, которая принимает формы, приемлемые только на задворках какого-нибудь захезного базара, где не важно, чем торговать, не важно — как, важно только одно — почём.

Мы бы и не вспомнили про события годичной давности, оставшиеся в памяти лишь у тех, кто внимательно следит за перипетиями орловской общественной жизни. Однако Ивашина из предпринимателя превратилась в явление настолько показательное, что оно уже утрачивает личностные особенности. Нам повезло. Мы имеем возможность следить за эволюцией, конечный итог которой трудно предугадать и представить.

В отповеди «клеветникам» — своим бывшим коллегам, для которых репутация оказалась не пустым звуком, — бывшая несгибаемая правдолюбка, осевшая на днях в кабинете С. Фефелова — бывшего «министра правды» при Е. С. Строеве — и с таким же, если не большим, рвением обслуживающая ныне все начинания нового губернатора, предельно четко обозначила свою профессиональную нишу, говоря свое «фи» тем, кто «выразил недовольство возвращением «Орловских новостей»: «Я, Марина Ивашина, учредитель, создатель и ведущий автор статей газеты «Орловские новости».

Звучало едва ли не как манифест новой партии. Заявление, как и пирожки, было рассчитано на короткий предвыборный срок. Затем распиливаются дивиденды.

У Ивашиной есть склонность, занимаясь прикладной и не вполне адекватной конспирологией, приписывать всем, кого она по тем или иным причинам недолюбливает или просто на дух не переносит, собственные фобии и склонности. Каждый политический оппонент — хорошо или плохо замаскированный корыстолюбец, истинные мотивы поступков которого скрыты практически от всех, кроме Ивашиной. При этом прозорливая выпускница торгового образовательного учреждения успешно интегрировалась во власть, на общественных началах «советуя» губернатору и начиная едва ли не каждый рабочий день с планерки у его зама с трудносклоняемой фамилией Гармаш. Даже брат принципиальной Марины Евгеньевны, который на политическом небосклоне вообще замечен не был, волшебным образом попал в слуги народа, сделавшись ввиду крайней, надо полагать, необходимости клерком областного Совета. Словом, прямая и целенаправленная забота о малом бизнесе.

Всё это мелкие брызги, не в них, опять-таки, дело. Дело в общей атмосфере, палитре разрешенных средств для достижения приземленных целей, вседозволенности и беспардонности, ставших нормой для тех, кто считает себя властью или прислуживает ей.

Нынешняя власть и ее коридорные — это высоконравственная и чистая публика, позволяющая себе иногда больше допустимого только в силу собственной, трудно контролируемой горячности, проистекающей из безусловной преданности идеалам. Какие же они? Как ни посмотришь — вылезает захезный рынок с торгашами и торгашками, которым все равно как, все равно чем, главное — почём.

В упоминавшемся уже прошлогоднем номере недолгоиграющих «Орловских новостей», быстро убранных с прилавка по минованию политической необходимости, гвоздили, среди прочего, Василия Иконникова — удобную цель: кого еще бить власти, как не оппозицию! Обычная практика, которая тем более оправданна, что оппозиционеры представляют реальную угрозу существующему положению вещей, наиглавнейшая среди которых — возвращение (назло коммунистическому, вообще дореформенному, добуржуазному прошлому) к светлым истокам добра и человечности, к порывам души, свободной от гнета гнусного тоталитарного прошлого.

Давайте посмотрим, как гвоздят коммуняк, вообще оппозицию чистые душою коридорные.

Перед вами две фотографии. Одна — с Иконниковым в машине — венчала «журналистское расследование» возобновленных ненадолго «Орловских новостей», на защиту которых поднялась «создатель и ведущий автор статей» М. Ивашина. Другая, очень похожая на первую, но с усопшим патриархом Алексием II — никогда в «новостях» не публиковалась, однако широко известна в интернете. На ее основе и выполнен коллаж с Иконниковым.

Патриарха ревнители чистоты, охранители устоев стерли в фотошопе, оставив только кисть правой руки, живописно свисающую из окна. Приделанная к туловищу Иконникова, который якобы едет на дорогой машине мимо скачанных из интернета нищих стариков, — она как бы символизирует беспринципность и равнодушие орловского коммуниста к истинным и насущным проблемам народа, подчеркивает глубину пропасти, существующую между изнеженным оппозиционером и его избирателями, брошенными на произвол судьбы.

Но это не машина Иконникова, это служебный транспорт усопшего патриарха, и орловский оппозиционер Иконников в этой машине никогда не сидел. Статус у него другой. Но разве важны подобные мелочи в «журналистском расследовании», когда на кону вполне осязаемые материальные ценности в случае успеха креативной «иллюстрации». На рынке все средства хороши, если задача одна — продать. Кого? Да разве это важно?

С куколем — головным убором патриарха — креативные коридорные, чистые сердцем до умопомрачения, не стали особо заморачиваться и забыли в спешке подтереть в фотошопе крест, венчающий облачение. Думали, что на темном фоне бесстыдной подделки он не будет различаться и за руку их не поймают? Понятно, пирожки пекли в авральном режиме, расчлененка получалась убедительной, и мелочи не тревожили. Напрасно. Или полагали, что с крестом смешнее?

До сих пор не могу взять в толк: почему нельзя было сфотографировать Иконникова, коль скоро его взялись «мочить», в его собственной машине, ведь он ни себя, ни свой транспорт ни от кого не прячет. Обленились до такой степени, что «в лом» выйти на улицу с фотоаппаратом? Ладно, возьмите машину «основателя, создателя и ведущего автора статей» М. Ивашиной, впихните изображение выбранной цели туда.

Коридорные могут ненавидеть усопшего патриарха, православие, не знать, может быть, вообще, кто это такой и что это такое. Это их право. Но в каждом мало-мальски вменяемом и нравственно ориентированном человеке должен существовать механизм самоограничения, какой-то внутренний тормоз, включающийся всякий раз, когда девиз «Цель оправдывает средства» начинает вымывать из человека совесть, простую, элементарную, как говорили даже в институтах советской торговли, порядочность. Ну куда вы со свиным рылом в калашный ряд? Мало вам для заработка местного материала?

Напишите про патриарха, церковь, если они вам не по нраву, все, что вы о них думаете — много, страстно, как про Иконникова. Или за это пока не платят? Гадить мелко зачем же?

Цели меняются. Дух, витающий вокруг стрелков, сперт и неизменен. Дух узаконенного торгашества, возведенного в ранг официальной политики. В коридорах власти и примыкающих к ним кабинетах дышать этой смесью, может быть, у кого-то и получается. Кто-то, как посмотришь с содроганием, даже пьет эту дрянь, как бальзам, и не может надышаться. Нормальных людей от нее тошнит.

Естественная реакция всякого здорового организма — отвернуться, зажать себе нос, когда дурно пахнет, перейти на другую сторону улицы. Мы так и делали, щадя свое обоняние. Однако, когда «креативные» выдохи претендуют на то, чтобы называться атмосферой, это уже угроза экологии. Ивашина сегодня — это образ предпринимателя, сроднившегося с властью, и власти самой по себе. Когда губернатор будет говорить красивые речи про возрождение нравственности, укрепление и созидание, я ему не поверю, поскольку познакомился с деятельностью его советчицы. Не надо слов. За вас говорят ваши дела.

Пройдет и это, даст Бог. Тема и в самом деле, если говорить только о персоналиях, мелка и тривиальна. Это лишь отражение общих процессов, происходящих сегодня в России.

Наберитесь терпения и познакомьтесь с текстом, наукообразие которого многих может оттолкнуть избыточной, на первый взгляд, сложностью. Соберитесь. Вы познакомитесь с портретом, обобщенным образом «предпринимателя» в широком смысле этого слова — «белой костью» сегодняшней России.

Экстраполируйте этот образ на известных вам персонажей местного политического бомонда. Поразительное совпадение, будто с натуры писали.

Алексей Юрьевич Лайков, кандидат экономических наук, доцент: «О психофизиологических особенностях современных российских предпринимателей».

«…Проблемы бизнеса в РФ неразрывно связаны с сущностью распространённого и «распространяющегося» сегодня типа «предпринимательской личности» безотносительно сферы её деятельности.

Длительное доминирование в экономике современной РФ модели отношений, нацеленной не на развитие, а на «передел» и последующее «переваривание» наследства, созданного предыдущими поколениями, естественным образом привело к преобладанию в среде собственников и менеджеров отечественного бизнеса особенного психотипа предпринимательской личности.

«Генетическая» обусловленность целевыми установками аморальной «обвальной» приватизации 1990-х годов, ставка на «отъём» и передел источников доходов, на достижение сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочному развитию предопределили основные критерии подбора, подготовки и расстановки кадров предпринимателей и менеджеров во многих предпринимательских структурах в течение последних почти 20 лет.

Психофизиологическими особенностями личностей, которым отдается предпочтение при выборе на должности управленцев в условиях преобладания передела источников доходов, а не их создания, культивирования и развития, является повышенный уровень жизненной интуиции, экстрасенсорики, обостренного восприятия, «звериного» чутья. У таких людей доминирующей является не интеллектуально-осознанная, а рефлекторно-поведенческая реакция на внешние раздражители. Они действуют преимущественно инстинктивно. Отсюда, видимо, проистекает предрасположенность людей такого типа к игнорированию моральных норм, к аморальным поступкам и поведению.

Современные военные психологи относят их к так называемому «психокинестезическому типу» личности. В годы Великой Отечественной войны кодовым обозначением такого спецконтингента и у советских, и у германских спецслужб было одно и то же слово — «крысы».

…Выдающийся русский психиатр П. Б. Ганнушкин, рассматривая в своей широко известной классической работе теорию нравственного помешательства, утверждал, что «несомненно, существуют психопаты, главной, бросающейся в глаза особенностью которых являются резко выраженные моральные дефекты».

Сегодня сходство личностей «психокинестезического типа» с лицами, которых классическая психиатрия еще более 170 лет назад относила к страдающим «нравственным помешательством» (folie morale, moral insanity) или к антисоциальным психопатам, буквально бросается в глаза. Даже неспециалистам понятно, что всё это является прямым следствием массового отступления от истинного Бога и установленных Им заповедей.

Поведение личностей «психокинестезического типа» характеризуется выраженной антисоциальной направленностью. Они, «несмотря на возможную принадлежность к различным политико-социальным течениям, в конечном итоге… стоят только сами за себя».

…Нарастание в среде отечественного бизнеса проявлений асоциального поведения предпринимателей, все более заметное отсутствие у них симпатии к окружающим, чести, стыда, чувства долга по отношению к обществу… позволяют видеть в происходящем в среде отечественного бизнеса рост опасности развития проявлений антисоциальной психопатии. При этом у людей такого типа всегда наготове «хорошо действующий рассудок», для того, «чтобы оправдывать, объяснять их «дурные» поступки».

Весьма распространённая в настоящее время в среде российского бизнеса фраза: «Это только бизнес — ничего личного!», произносимая обычно непосредственно перед, в процессе или после совершения какого-либо аморального поступка, — типичное проявление антисоциальных психопатических отклонений. Обычно под «личным» (также ещё и под «эмоциями»), которое пытаются «исключить», бациллоносители понимают как раз то, что должно служить неустранимым фундаментом их целеполагания в бизнесе — установленные Господом моральные нормы и ограничения…

Но и это еще «не предел». П. Б. Ганнушкин подчеркивал, что невозможно «резкое отделение» антисоциальных психопатов от эпилептоидов, то есть психопатов эпилептоидных. В свою очередь, и современная военная психология отмечает «сходность» «принципов жизнедеятельности» психокинестетиков и эпилептоидных психопатов.

Характерным свойством эпилептоидных психопатов является выраженность моральных дефектов. Обычно они люди очень активные, односторонние, напряженно деятельные, страстные, любят сильные ощущения, «эпатаж», очень настойчивые и упрямые. Они очень нетерпеливы, крайне нетерпимы к мнению окружающих и совершенно не выносят, когда им противоречат. К этому можно прибавить большое себялюбие, эгоизм, чрезвычайную требовательность к другим и нежелание считаться с чьими бы то ни было интересами, кроме своих собственных. Они подозрительны, обидчивы, мелочно придирчивы. Отсюда понятно, что поводов для столкновений с окружающими у эпилептоидов всегда много…

Кроме того, следует учитывать, что личности «психокинестезического типа» не способны действовать там, где нельзя «выкрутиться» за счет привычных для них «игр» и провокаций. Они абсолютно неэффективны в ситуациях, когда не с кем «договориться». В частности, они не способны к эффективной деятельности в условиях неуклонного развития имеющих объективную природу процессов системного экономического кризиса, на которые совершенно бесполезно пытаться воздействовать с помощью пиара, административного ресурса, интриг, коррупции, клеветы на конкурентов и прочих приемов, позаимствованных из «грязи человеческих отношений».

…Дальнейшее количественное и качественное доминирование предпринимателей-кинестетиков в управлении бизнесом в условиях развивающегося кризиса приведёт к его хаотизации и системной деградации…»

Вам никого приведенные характеристики не напомнили?

С. ЗОЛОТАРЬ.