На Западе — капитализм с «человеческим лицом», а у нас — с отвратительной харей

(Продолжение обзора журнала «Нива» за 1909 год. Начало в № 1 (60) от 14 января 2009 года.)

Тургенева нам не хватает

В Петербурге в марте 1909 года состоялось открытие двух больших выставок, посвященных двум знаменитым писателям — Л. Н. Толстому и И. С. Тургеневу. Выставки эти были организованы независимо друг от друга, но их объединяла одна общая идея — любовь и уважение к великим художникам слова и стремление как можно полнее показать личностную разносторонность классиков отечественной литературы. «Тургеневская выставка, — пишет современник в 16-м номере журнала «Нива», — устроена по инициативе Императорской Академии Наук, по случаю исполнившегося 22 августа 1908 года 25-летия со дня кончины автора «Отцов и детей». Участие в ней приняли очень многие учреждения и отдельные лица: Академия Наук, Исторический музей, Орловская Ученая Архивная комиссия и др., а также О. В. Галахова, В. Н. Мосина (урожденная Тургенева), М. Г. Савина, А. Ф. Кони и другие известные лица. Выставка распадается на несколько отделов: портреты И. С. Тургенева; портреты лиц, имевших к нему какое-либо отношение; предметы, принадлежавшие Тургеневу, рукописи и письма Тургенева, иллюстрации к его произведениям, переводы его сочинений на иностранные языки, Тургенев в музыке, Тургенев в карикатуре и т. д. Особый отдел посвящен семейству Виардо».

Как жаль, что Иван Сергеевич жил в XIX веке и не является нашим современником. Как бы хотелось, чтобы у России XXI века был писатель приблизительно его уровня. В России эпохи царствования Дома Романовых творило целое созвездие писателей и поэтов мировой величины. Не обделил Бог талантами и Советскую Россию. Но вот распался Советский Союз. Вроде бы свобода — твори во благо людей, проповедуй общечеловеческие ценности, повышай моральный облик общества, а на деле — пшик, некому. А нам хватило бы одного-единственного, пусть не гения, но талантливого и честного, каким и был наш земляк И. С. Тургенев. Что мы видим сегодня? Так называемые писатели и поэты широкими рядами теснятся вокруг накрытых столов, пинают друг друга исподтишка, злословят в адрес друг друга и одновременно славят властей предержащих.

Об авторском праве замолвили слово

В журнале «Нива» традиционно давались репортажи со всех заседаний Государственной Думы. Интересно, что на предпасхальном, прошедшем 20 марта, заседании законодательного собрания в ряду других вопросов был рассмотрен законопроект об авторском праве. Оказалось, что «при заключении последних торговых договоров с Германией и Австрией русское правительство обязалось в ближайший срок оградить законом литературную собственность германских и австрийских писателей, иными словами — устранить существующую у нас в настоящее время свободу переводов иностранных авторов. Выполняя это свое обязательство, правительство и внесло в Государственную Думу законопроект об авторском праве, причем, между прочим, сократило нынешний 50-летний срок авторского права до 30-ти лет, однако думская комиссия не согласилась с этим сокращением». После долгих обсуждений проект закона был принят в первом чтении. Предложение депутата Милюкова о 30-летнем сроке было поддержано большинством заксобрания.

В наши дни Россия имеет все необходимые законы, позволяющие защитить авторское право, интеллектуальную собственность. На деле же мы видим, говоря современным языком, полный бардак. Серые тиражи книг, контрафактные компьютерные программы, музыкальные диски и т.д. Огромные суммы средств крутятся в теневом бизнесе, обогащая воров. Нам говорят, не покупайте контрафактную продукцию, покупайте только оригинальную, покупайте только лицензионное. Мы бы с удовольствием делали это. Да вот только наши финансы «поют романсы». Уровень заработной платы у подавляющего большинства россиян в десятки раз ниже европейского уровня. По качеству жизни мы отстаем от многих стран на 50—60 лет, и это отставание не будет сокращаться, как обещали нам толстосумы-единороссы всех мастей, а наоборот, будет только расти. Поскольку мы видим, что время шальных нефтегазовых доходов закончилось, а скопленные было за счет сверхприбылей средства, под шум о международном финансовом кризисе, успешно конвертируются и выводятся за рубеж. Повсеместно разворовывается последнее. И с нас, рядового населения, тоже стараются содрать последнее. Обещали, что цены на многие товары будут снижаться, они же, наоборот, только растут. Растет и стоимость коммунальных услуг. Пенсионерам копейку добавили, а три отняли. Вот это по-нашему, по-капиталистически. На Западе создан капитализм с человеческим лицом, а у нас — с отвратительной харей.

Врач-идеалист

Журнал «Нива» приятно листать из-за богатого и красочного оформления, прекрасных литературных произведений, печатаемых в нем, а еще из-за того, что он знакомит с массой неизвестных нам сегодня замечательных русских людей.

Вот, к примеру, в 16-м номере сообщается о смерти в ночь на 1-е апреля доктора Гавриила Ивановича Попова. Современник называет его интеллигентным тружеником, «врачом для бедных». Автор «Нивы» рисует портрет «врача-идеалиста — в полном и высоком значении этого слова»: «По окончании Казанского университета он начал свою общественную деятельность на земской службе. Г. И. Попову пришлось много поработать в самых недрах простого народа — особенно в голодные годы, когда он не только как врач, но и просто как человек деятельно оказывал всяческую помощь голодающим — и его имя скоро приобрело общие горячие симпатии в местном населении. Позднее Г. И. Попов перебрался в Петербург и определился в качестве ординатора в Мариинскую больницу для бедных. И вот здесь, в скромном звании ординатора, еле зарабатывая кусок хлеба, он прослужил 23 года в неустанной работе на пользу бедного, неимущего петербургского населения. Специалист по хирургии, чрезвычайно опытный и знающий врач, он десятки раз имел возможность покинуть свое «бездоходное место» в Мариинской больнице и сделать блестящую карьеру, но он до последних дней остался верен своему идеалу и работал во имя любви к ближнему — на таком поприще и при таких условиях, где эта любовь осуществляется всего ярче и плодотворнее — в бесплатной больнице для бедняков. На этой работе и застала и скосила его преждевременная смерть. Г. И. Попов скончался в расцвете своих сил и своей деятельности — всего лишь 53 лет от роду».

Без сомнения, и в XXI веке среди нас живут такие люди. Они есть и среди врачей, и среди учителей, и работников других профессий. Однако же нам имена многих неизвестны. На виду лишь одни тусовщики, приближенные к власти. Они получают премии, награды. А какой-нибудь врач Попов из орловской глубинки за нищенскую зарплату и без мыслей о вознаграждении, на допотопном оборудовании, при минимуме лекарственных средств, творит чудеса. Но он никогда не получит государственного признания, признания нашей клановой власти, потому что имеет собственный взгляд на окружающую действительность или просто потому, что не кланяется местному председателю сельсовета или главе администрации района в пояс. О таком враче никогда не напишут в газете: они практически все, а районные на сто процентов, зависимы от власти.

Иезуитская политика торжествует

В апреле 1909 года младотурецкие правители, низложившие султана Абдуль-Гамида, организовали и осуществили страшную резню армян в Адане и в прилежащих армянских селениях. Турецкими войсками было уничтожено более 35 тыс. армян, разрушены армянские кварталы. Вот что в этой связи рассказывается в 20-м номере «Нивы»: «О том, какие ужасы творятся в малоазиатских провинциях, мы узнаем задним числом только из случайных корреспонденций иностранных газет. Офицер с французского броненосца «Виктор Гюго» рисует в «Фигаро» такую душераздирающую картину.

По дороге из Мессины к Адану десантный отряд встретил много сожженных армянских домов. Вдоль линии можно было заметить изувеченные трупы мужчин, женщин и детей. В Адане перед глазами европейцев представилась картина разрушения: сгоревшие дома, разгромленные лавки. В кварталах со смешанным населением погромщики домов не поджигали и ограничивались грабежами. Армяне, по рассказам очевидцев, оказали погромщикам сопротивление, но последние взяли перевес своею численностью. Погром продолжался три дня.

Проводники-турки объяснили офицерам-европейцам причины взаимной ненависти: армяне громко говорили о своем желании создать независимое царство, у них ходили по рукам портреты их царя, армяне прославляли в театрах своих национальных героев, они издевались над Абдул-Гамидом, после провозглашения конституции армяне стали высокомерны, армянское духовенство советовало своей пастве вооружаться. Наконец «негодование турецкого народа не выдержало, чаша терпения переполнилась, и армянские крамольники были наказаны народным судом». Характерно, что миссионеры-иезуиты, слушая этот вздор, все время поддакивали и вообще выражали сочувствие идеологам кровавой расправы с армянскими «сепаратистами».

За это преступление младотурок никто не понес наказания, а губернатор Аданы был удостоен правительственной награды. С целью сохранения своей власти в азиатской части страны правительство Турции поставило задачу насильно отуречить или уничтожить западных армян и с этой задачей вопреки общественному мнению и общечеловеческой морали, успешно справилось. Оно беспощадным образом за период с 1915 по 1918 год лишило жизни около полутора миллионов армян, не считаясь ни с возрастом, ни с полом несчастных. О массовой резне армян архиепископ Григорий Палакян однажды сказал: «Если бы была воздвигнута гора из черепов убитых армян, она бы дала тень на белоснежную поднебесную вершину святого Арарата…».

В прошлом году только скорые и решительные действия Российской армии позволили не допустить полного уничтожения населения Южной Осетии. Последующий разгром грузинских войск, обученных и вооруженных США, Израилем, Украиной, Болгарией и целым рядом других европейских стран, поставил крест на планах грузинских националистов захватить и проучить непокорную Абхазию. Те события в очередной раз показали двуличие и цинизм политики стран, входящих в ЕС, США и Англии. Они и по сей день, подобно иезуитам, поддерживают агрессора.

Сергей Давыдов.