«Орловская Нива» улетела со свистом. «Як-40» безнадежно отстал…

Людям среднего и старшего возраста наверняка памятна любопытная социальная миниатюра выдающегося советского сатирика Аркадия Райкина, посвященная человеку, который, выбирая между несколькими профессиями, в итоге остановился на карьере чиновника, что подарило ему безмятежный покой и безграничное счастье. Покой и счастье, если помните, гарантировало полное отсутствие способов проверить, чем этот счастливый человек занимается. Отсутствовали, понимаете, методики оценки эффективности работы счастливого чиновничьего класса. Ситуация, конечно, сатириком была намеренно утрирована — для вящего и очевидного эффекта, однако вопрос «проверяющих органов», пожелавших узнать «норму выработки» нашего героя, так и остался без ответа, поскольку «герой» намертво разил проверяющих убийственной подсказкой: «Может, сколько я кирпичей кладу»? Понятно, что счастливый чиновник с кирпичами дела не имеет, он их наверняка не кладет, поэтому проверяющие убрались ни с чем, а герой Райкина продолжил безмятежное, радостное существование.

Но так ли неуязвим счастливый чиновничий класс? Что-то ведь они кладут, чем-то управляют? Вот тут-то и находится их слабое место. Управляющий обязан по роду его деятельности предвидеть результаты своего управления, оценивать в цифири предполагаемый эффект своего земного существования в занимаемой должности, конечно. Ага… А давайте-ка узнаем, каковы «нормы выработки» областного Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области в таком интересном вопросе, как выполнение программы приватизации государственного имущества Орловщины в 2009 году.

Приватизацией государственной собственности занимаются не просто так, от нечего больше делать, а с целью наполнения государственной же казны. Очень важная, нужная работа, требующая трезвого планирования и, соответственно, грамотных планировщиков. Степень грамотности и полезности тут определяется соотношением исполненного к общему объему запланированного.

Областная Контрольно-счетная палата внимательно проанализировала все, что находится как в числительном, так и в знаменательном этой интересной дроби, после чего пришла к неутешительному выводу: «Работа Департамента по обеспечению эффективности управления государственным имуществом при выполнении программы приватизации оказалась неэффективной, наряду с этим израсходовано более 260 тыс. рублей бюджетных средств на организационные мероприятия по осуществлению процесса приватизации».

Печальные итоги, господа. Мало того, что «эффективные менеджеры» оказались неэффективными, так они еще на обеспечение своей неэффективности тратят дополнительные сотни тысяч бюджетных рублей. Имеются в виду суммы, помимо тех, разумеется, которые уходят тем же чиновникам по платежной ведомости дважды в месяц — в аванс и зарплату. Премиальные опускаем как событие чрезвычайное.

Так что же случилось? Почему государственной собственностью Орловской области в плане ее приватизации молодая и амбициозная команда менеджеров управляет, если верить отчету КСП, из рук вон плохо?

Почитаем отчет, все ж государственная собственность нам не чужая, чай в Орловской области живем. Посмотрим-ка, как ее собирались продавать и что из этого вышло.

Итак, идем по следам проверки. Вот как это было.

Цитата.

«Первоначально утвержденным прогнозным планом (программой) приватизации государственного имущества Орловской области на 2009 год (далее программа приватизации) запланирована приватизация 107 объектов государственного имущества на общую сумму 156,5 млн. рублей, в результате корректировки плана в декабре 2009 года количество объектов, подлежащих приватизации, увеличилось со 107 до 141, или в 1,3 раза, размер ожидаемых доходов — со 156,5 млн. рублей до 959,6 млн. рублей, или в 6,1 раза. При этом документальное обоснование экономической целесообразности включения в программу приватизации 2009 года избранных объектов в декабре 2009 года проверке не представлено. На момент проверки отсутствует порядок разработки прогнозного плана приватизации государственного имущества (п. 9 ч. 2 ст. 2 Закона Орловской области «О приватизации государственного имущества Орловской области»)».

Обратим внимание на несколько обстоятельств, которые заставили бы насторожиться любого, познакомься он с намерениями молодой и эффективной команды менеджеров: они увеличивают предполагаемый план доходов более чем в шесть (!) раз, не предоставляя экономического обоснования подобной беспрецедентной в истории Орловской области отваги. Мелкая деталь: порядка разработки прогнозного плана приватизации, плана действий по получению рекордных «надоев» — тоже нет.

Перед нами команда гениальных импровизаторов, увидевших большое нетронутое вымя и решивших действовать по наитию, полагаясь на удачу и силу молодых, цепких пальцев? А если гений (допустим, что команда и в самом деле гениальная) набросится на тощую корову? Тут одно из двух: либо бедное животное сдохнет от объятий, либо выживет, но молока все равно не даст. В таком случае это не гениальная команда. Тогда какая же? Читаем любопытный документ, подготовленный дотошной КСП, дальше.

«В 2009 году Департаментом организована работа по продаже 4 объектов — двух самолетов ЯК-40, двух нежилых помещений № 49, общей площадью 1458,1 кв. м, № 50 — бар «Океан грез», общей площадью 1806,8 кв. м…

Для оценки рыночной стоимости имущества по результатам открытого конкурса выбран независимый оценщик — ООО «Региональный центр оценки». Согласно отчетам об оценке, рыночная стоимость самолетов составила 8769,0 тыс. рублей, нежилых помещений № 49, № 50 по ул. Комсомольской, д. 256 — 130500,0 тыс. рублей.

Аукцион по продаже самолетов в связи с отсутствием заявок признан несостоявшимся. Проведение аукциона по продаже двух нежилых помещений № 49 и № 50 по ул. Комсомольской, д. № 256 запланировано на 8 апреля текущего года, дата окончания приема заявок установлена 5 апреля. На момент окончания проверки — 31.03.2010 г. заявки на участие в торгах по данным объектам не поступали».

То есть в чем фишка, в чем прикол, как говорят молодые люди, изумленные каким-нибудь фактом материальной истории родного края: если у тебя есть самолет и ты намерен его продать, то, как минимум, надо подыскать на столь экзотический товар покупателя, заручиться его согласием данный воздушный транспорт приобрести и только затем трубить на весь мир о своих планах. Иначе говоря: если у тебя есть старый пылесос, не включай предполагаемые доходы от его продажи в бюджет: на пылесос, возможно, никто не клюнет. С помещениями на Комсомольской и вовсе вышло непонятно: экзотики — никакой, товар — ходовой. Однако и тут облом.

Читаем дальше. Смотрите, какой вырисовывается парадокс: команда так хочет пополнить бюджет родной Орловской области, что ставит перед собой совершенно нереальные планы, тратя на их безуспешную реализацию дополнительные бюджетные средства, которые при иной политике остались бы в целости и сохранности. Казалось бы, стремление задрать планку продаж на максимальную высоту будет прослеживаться во всех без исключения случаях разработанного и скорректированного приватизационного плана. Вовсе нет! Давайте обратим внимание на то, как продавалась «Орловская Нива». Контрольно-счетная палата внимание обратила. Удивляемся вместе.

«Распоряжением Правительства Орловской области от 30.12.2009 г. № 279-р принято решение о приватизации находящихся в собственности Орловской области 1592121 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «АПК «Орловская Нива» путем продажи по результатам доверительного управления.

Цена продажи областного пакета акций определена в конкурсной документации на основании отчета оценщика в размере 14130,0 тыс. рублей (то есть фактически одна акция продается за 9 рублей, что в 56 раз меньше прогнозной цены сделки, при которой одна акция определена в размере ее номинальной стоимости — 500 рублей). Оценка рыночной стоимости акций произведена ЗАО «Современные консалтинговые стандарты» на основании государственного контракта от 22.12.2009 г. № 2/09, заключенного по результатам открытого конкурса, состоявшегося 08.12.2009 г. За определение рыночной стоимости пакета акций Департаментом оплачено 79,0 тыс. рублей (акт оказания услуг от 25.12.2009 г., п/п от 25.12.2009 г. № 1139). Оценка стоимости пакета акций самого крупного в области агропромышленного комплекса произведена фактически за 3 дня.

Оценка рыночной стоимости пакета акций произведена на основе финансового анализа бухгалтерской отчетности за 2006—2008 годы. Как долгосрочное финансовое вложение было учтено при оценке участия ОАО «АПК «Орловская Нива» в следующих 7 хозяйственных обществах: ОАО «Глазуновский маслодельный завод» (доля участия 25%), ООО «Змиевский мясокомбинат» (100%), ОАО «Нива-Плодоовощ» (100%), ОАО «Орелоблхлеб» (67,52%), ОАО «Кромской маслодельный завод» (84%), ЗАО «Горпищекомбинат Мценский» (100%), ООО «Нива-Строймонтаж» (100%).

На основе представленных документов оценщиком сделан вывод о том, что большинство рассчитанных коэффициентов, характеризующих платежеспособность (коэффициент абсолютной ликвидности, текущей ликвидности, показатель обеспеченности обязательств активами), финансовую устойчивость (коэффициент автономии, обеспеченности собственными оборотными средствами), деловую активность общества (рентабельность активов, норма чистой прибыли), за анализируемый период находятся ниже уровня минимально допустимых значений. Исходя из представленных документов, оценщиком сделан вывод о неудовлетворительной структуре баланса на отчетную дату.

Срок доверительного управления установлен до 01 декабря 2010 года.

В качестве обязательных и существенных условий доверительного управления конкурсной документацией определены: сохранение профиля деятельности общества, погашение текущей задолженности общества, в том числе перед областным бюджетом и кредитными организациями, погашение задолженности по беспроцентным займам или реструктуризация этой задолженности, предотвращение образования задолженности по заработной плате, своевременная и полная уплата налоговых платежей, недопущение задолженности по налогам, вывод общества на безубыточный режим работы и достижение к концу доверительного управления следующих показателей: производство мяса птицы — 6,0 тыс. тонн в живом весе (с учетом производства в дочерних обществах, созданных со 100% долей участия ОАО «АПК «Орловская Нива»), производство инкубационного яйца — 4,9 млн. штук, валовое производство молока — 4,9 тыс. тонн, надой на 1 фуражную корову — 5300 кг молока, валовой сбор зерновых, зернобобовых и масличных культур — 8 тыс. тонн.

При этом следует обратить внимание, что заданные показатели определены без динамики, а в ряде случаев ниже аналогичных показателей за 2008 год (производство мяса птицы — 6,6 тыс. тонн, молока — 6,4 тыс. тонн, надой на 1 корову — 7151 кг молока).

На участие в конкурсе были поданы 3 заявки: ЗАО «АПК Юность», ООО «Знаменский СГЦ», ОАО «Агрофирма «Мценская», последнее из которых к участию в конкурсе не допущено в связи с превышением доли Орловской области в уставном капитале общества 25%, что не соответствует предъявляемым законодательством о приватизации требованиям к претендентам на участие в конкурсе (протокол о признании претендентов участниками конкурса от 09.03.2010 г.).

Победителем конкурса по результатам рассмотрения конкурсных предложений участников признано ЗАО «АПК Юность», набравшее по утвержденной Департаментом системе оценок 16,7 балла. Одновременно 23.03.2010 г. заключены договор доверительного управления и договор купли-продажи областного пакета акций под отменительным условием».

Каково? Куда делась цепкость пальцев молодой амбициозной команды, заботящейся выше своих возможностей о наполняемости хилого областного бюджета? В течение трех дней оценить возможности крупнейшего агрохолдинга Орловщины, после чего снизить стоимость его акций в 56 (!) раз? Господа, рука тянется к милицейскому свистку. Куда так спешите? И почему доверительному управляющему, заполучившему «Орловскую Ниву» в результате бескомпромиссной и изнурительной борьбы с конкурентами, производственные показатели определены ниже прошлогодних? Борьба потребовала больших издержек? Есть другие причины? Но ведь ни одна не названа.

Проверяющие из КСП, ограниченные в выборе средств экспрессии строгим внутренним регламентом, и то с трудом удерживаются от сарказма, когда пытаются выяснить у спецов из Департамента, каким образом «Орловская Нива» при прогнозной цене ее приватизации в 796,1 млн. рублей ушла со свистом в доверительное управление за 14 миллионов. Разжевывая суть дела, как в школе для отстающих, проверяющие пишут: «Как минимум одна из оценок пакета акций (796,1 млн. рублей или 14,13 млн. рублей) необоснованна, ошибочна. Департаменту следовало бы определить и публично разъяснить причину такой ошибки». Да уж, сделайте одолжение.

Но что это изменит в общих безрадостных итогах деятельности областных приватизаторов? Продолжаем цитировать документ: «Неисполнение откорректированной в декабре 2009 года программы приватизации вызывает сомнение в необходимости произведенной корректировки и свидетельствует о некачественной разработке Департаментом проекта прогнозного плана… Существующая практика формирования программы приватизации, а также ее исполнение не позволяют полагаться на показатели прогнозируемых доходов от реализации государственного имущества и включения их в бюджет».

Вчитайтесь в последнее предложение. Работали люди, работали, хватали государственное животное за вымя, а толку ноль. Главное — верить нельзя, что будет иначе.

Кстати (все думая над тем, как бы лучше реализовать наши общие государственные пассивы): а почему было не включить два невостребованных «Яка» в «лот» «Орловская Нива»? Уверен, что улетели бы со свистом. И покупателю необременительно, принимая во внимание общие размеры приобретения, и Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области — плюс. Может, даже премию бы получили за рацпредложение. Пассив — к пассиву. Логично. Дарим.

С. ЗАРУДНЕВ.