План развития г. Орла: следующая остановка — Болхов

Генеральный план развития Орла говорит о том, что интересы города и горожан больше не являются определяющими в стратегии городского развития. Ситуация складывается парадоксальная. Мы живем в области, население которой постоянно сокращается. Более того, каждый год понемногу уменьшается и население областного центра. При этом планировщики предлагают городу развиваться за счет его окраин, строя многоэтажные кварталы в чистом поле, едва ли не за городской чертой. Город по генплану расширяется по всем направлениям, как будто не может вместить всех желающих в нем поселиться.

Орел в нынешнем его состоянии не является привлекательным местом, где хотели бы осесть люди с деньгами. А те, кто эти деньги имеет, постоянно живет в Орле и хотел бы улучшить жилищные условия, вряд ли поймет, почему новые дома массово будут строиться там, где город заканчивается и где нет нормальной среды, привычной для горожанина. Люди со средствами, а значит, и с выбором, предпочтут новостройкам у черта на куличках рынок вторичного жилья в центре, если квартиры в эпизодически возводимых элитных домах окажутся им не по карману.

Нечему радоваться и тем орловцам, которым никогда не накопить на свою квартиру, но кто по советской привычке надеется, что строительство новых домов предполагает снос старых и как следствие — предоставление жилья тем, кто в снесенных домах обитал. Возможно, малопривлекательное панельное строительство и было бы оправданно, даже на окраинах, если бы оно велось именно по такой схеме: старое сносится, новое возводится.

Ничего подобного! Парадоксальность генерального плана состоит в том, что малопривлекательные архитектурно, но дешевые по себестоимости панельки массово будут строиться на отдаленных пустырях и буквально в чистом поле, что, понятное дело, никакого сноса ветхого, аварийного и просто старого жилья не предусматривает. Зато такая стратегия делает и без того выгодное массовое панельное строительство еще более выгодным — на расселение глупых горожан не тратится ни копейки!

Порадуемся за хозяев строительных компаний, зарабатывающих таким образом себе на хлеб с маслом, но при чем здесь проблемы орловцев и города, заслуживающего лучшей судьбы, чем быть растянутым по периметру? Если логику авторов генерального плана развития города Орла продолжить, то областной центр вообще воспринимается теми, кто собирается его «развивать», как некая помеха в новой философии строительства. Действительно, было бы гораздо выгоднее во всех отношениях, если бы вместо города — сложного историко-культурного организма, который, как всякий организм, требует заботы и попечения, имелась пустая, ничем не обремененная площадка. Загоняем на нее краны и дуем по прямой, до самого горизонта, насколько «бензина» хватит!

Это вовсе не упрощение и далеко не преувеличение. Посмотрите, например, на политику «Орелстроя» — главного и единственного панельного застройщика г. Орла хотя бы на Наугорском шоссе. Несколько панельных многоэтажек, посаженных на чернозем, и асфальтовая тропинка, ведущая к ближайшей остановке транспорта, — это еще не город. Эти «посадки» и становятся слегка похожими на город только потому, что в некотором отдалении все еще существует культурный центр, культурная среда, которая и делает из обитателей квартир горожан.

Если от спальных многоэтажек «Орелстроя» на Наугорке, где ни школ, ни детских садов, вернуться на несколько сот метров по направлению к центру, вы увидите двухэтажные бараки, стянутые, чтобы не развалились, рельсами. Это иллюстрация к новой философии городского строительства: старое оставляют умирать вместе с жильцами, на пустом месте строится новое. Но это новое уже не будет городом Орлом. Это будет бизнес-проект отдельно взятой строительной компании, нацеленный на получение максимальной прибыли.

Город Орел с этой точки зрения представляет собой интерес только тем, что обладает инженерными коммуникациями. Во всем остальном — это чистое обременение. Идеальная схема строительства выгодных панельных многоэтажек, уже применяемая на упомянутой Наугорке, при своем развитии будет иметь движение — вон из города. «Следующая остановка — Болхов», — как шутит один местный предприниматель, занимающийся кирпичным строительством в самом г. Орле и вышедший с публичных слушаний по генплану развития города с круглыми глазами.

Впрочем, глагол «будет» уже устарел. «Прочь из города» — это концепция, заложенная в генплане. Глагол «будет» стал глаголом «есть».

«Точечное» (как бомбометание) кирпичное строительство не меняет общей, генеральной картины. Орлу предлагается следующее будущее: центр выживает как может, окраины, пустыри по окраинам и поля за пустырями застраиваются безликими панельными кварталами, уместными и объяснимыми в задыхающемся от нехватки площадей мегаполисе, но весьма странными для трехсоттысячного города с уменьшающимся населением и ветшающим центром.

Со временем мы можем явиться свидетелями и вовсе уникального явления для современного градостроения. Центр старого Орла будет представлять собой жуткий винегрет из руин, элитных домов и частных одно-двухэтажных строений, слепленных сикось-накось исключительно потому, что владелец строит так, насколько у него хватает средств, а генеральный план развития Орла других вариантов не предусматривает.

Зато — поздравления «Орелстрою». Если еще удастся «сесть» на городские коммуникации, прибыли обещают быть просто сумасшедшими. Правда, панели на окраинах еще предстоит заселить, а задача эта, как ни крути, непростая. Все-таки следующая остановка — Болхов.

С. ЗАРУДНЕВ.