Позиция невмешательства

Более двух лет группа депутатов городского Совета первого и второго созывов неоднократно предпринимает попытки вернуть гражданам города право, закрепленное в Конституции Российской Федерации, распоряжаться своей, муниципальной землей. Обеспокоенные тем, что областная прокуратура заняла позицию невмешательства в конфликтную ситуацию, экс-депутаты, прежде чем обратиться в Конституционный суд РФ по поводу нарушения прав горожан, решили сделать еще одну попытку привлечь внимание надзорной инстанции, направив свое заявление в Генеральную прокуратуру.

Приводим его текст (в сокращении).

Уважаемый Генеральный прокурор Российской Федерации!

Начиная с июля 2006 года мы дважды обращались в прокуратуру Орловской области в надежде добиться приостановки действия Закона Орловской области от 30.06.2006 г. № 603-03 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области — г. Орле».

На наш взгляд, и мы готовы это доказывать с документами в руках, указанный закон был принят с грубейшими нарушениями, поскольку его действие распространено не только на земельные участки, отнесенные к государственной собственности, но и на земельные участки, признанные муниципальной собственностью федеральным законом задолго до принятия действующего Земельного кодекса от 25.10.2001 г. № 136-Ф3.

Однако в двух ответах прокуратуры, подписанных высшими должностными лицами, нет ни одного слова по существу поставленной проблемы и о принимаемых мерах прокурорского реагирования по восстановлению нарушенных конституционных прав граждан г. Орла.

В заявлении депутатов, опубликованном в газете «Красная строка» № 23 от 18 июня 2008 г., имеется следующий текст: «А пока мы вынуждены констатировать, что Орловский областной Совет превысил свои полномочия, приняв Закон Орловской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области — г. Ореле» и распространив его действие на муниципальные земли.

Мы рассматриваем это как ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, действующим законодательством. Подобные действия запрещены законом!

…Просим прокуратуру Орловской области рассматривать этот материал в качестве официального заявления с просьбой о приостановлении указанного выше Закона Орловской области до приведения его в соответствие с действующим земельным законодательством и наличием и распределением земель по формам собственности в г. Орле» (конец цитаты).

Анализируя ответы, можно прийти к выводу о том, что лица, подписавшие документы и взявшие на себя всю полноту ответственности в этом деле, попросту не дочитали опубликованный материал и отдали все на откуп работникам, которые не сумели подготовить хорошо аргументированные отписки экс-депутатам. Судите сами.

Статья 19 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 прямо указывает на три источника образования муниципальной собственности:

— земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

— земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

К большому сожалению, работники Орловской областной прокуратуры упорно не желают видеть в черте нашего города те земельные участки, которые признаны муниципальной собственностью федеральным законом. В 1995—1997 гг. земельные комитеты всех муниципальных образований России по заданию федерального правительства проводили инвентаризацию земель поселений страны. Часть регионов не вписалась в установленные сроки, и инвентаризация земель была продлена еще на один год.

По ее итогам все муниципальные школы, детские сады, поликлиники и больницы, ЖЭУ, за которыми в качестве территории общего пользования закреплены придомовые территории, улицы, скверы, площади, спортивные площадки и т. д., получили за подписью председателя комитета по земельным ресурсам и землепользованию свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 г. № 177.

Эти свидетельства в соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями о Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таких свидетельств было выдано правообладателям более 46 тысяч.

И, как указано в п. 4 раздела 1 «Регионального доклада к отчету о состоянии и использовании земель города Орла по состоянию на 1 января 2000 г.», «…работа по оформлению и выдаче свидетельства о праве собственности на землю завершена…»

Доклад и отчет — документы государственной отчетности, которые ежегодно утверждаются на сессии Орловского городского Совета и подписываются мэром города. Таким образом, с учетом ст. 19 ЗК РФ и п. 9 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса», к исходу 1999 г. все муниципальные земли в г. Орле прошли регистрацию, а вторые экземпляры свидетельств как документы строгой отчетности хранятся в государственном комитете по земельным ресурсам и землепользованию.

Возникает вопрос: почему прокуратура Орловской области так упорно не видит в черте города несколько тысяч гектаров муниципальных земель, признанных таковыми Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3, которыми противоправно более двух лет распоряжается администрация области?

Итогом «позиции невмешательства во внутренние дела Орловщины» стало бесконтрольное распоряжение земельными участками на территории г. Орла структурами, подвластными губернатору Е. С. Строеву. Например, его семейный клан владеет почти 80% акций крупнейшего в регионе строительного комплекса ОАО «Орелстрой». Со слов генерального директора «Орелстроя», эта частная контора приобрела в черте города право более чем на 20 земельных участков, предназначенных под многоэтажное строительство с долевым участием. Нетрудно подсчитать потери городского бюджета, если принять во внимание то, что в случае проведения аукциона рыночная стоимость одного гектара для этих целей превышает 20 млн. рублей.

Так сколько же гектаров земли федеральным законом признаны муниципальными?

Из «Отчета о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности города Орла по состоянию на 1 января 2002 г.» следует, что на день вступления в силу Земельного кодекса РФ в городе:

— застроено 4552 га;

— дорогами, улицами, площадями, бульварами, скверами и т. п. занято 2180 га;

— земель граждан под индивидуальным жильем — 1230 га;

— земель, занятых коллективными садами — 1206 га;

— земель федеральной собственности — 1075 га;

— земель региональной собственности — 435 га.

Чтобы найти правильный ответ, мы обратились к статье 214 Гражданского кодекса РФ, в которой дается определение интересующих нас понятий.

1. «…Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью…»

Аналогично звучит и ст. 16 ЗК РФ. В двух кодексах понятие «государственная земельная собственность» трактуется одинаково четко и недвусмысленно.

Таким образом, если из общего количества гектаров земли в городской черте вычесть земли федеральной и региональной собственности, земли граждан, занятые под индивидуальным жильем и коллективным садоводством, то в остатке с небольшой погрешностью будут муниципальные земли.

10924 га – 1075 га – 435 га – 1230 га – 1206 га = 7000 га

А вот земель государственной собственности, подлежащих разграничению на тот момент, было всего 1510 га.

По состоянию на 1 января 2005 г., т. е. за год до принятия Федерального закона от 17.04.2006 г. № 53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ»:

земель в границах города Орла — 11998 га,

земель федеральной собственности — 779 га,

земель региональной собственности — 518 га,

земель муниципальной собственности — 8162 га.

Таким образом, областные власти имели основанное на законе право распоряжаться только 1300 га земли, которые могли быть отнесены к неразграниченной государственной собственности.

Претензии администрации области и Орловского областного Совета на 10065 га (84%) земли в черте нашего города не имеют под собой соответствующей основы и противоречат Земельному и Гражданскому кодексам.

Действие любого закона имеет установленную протяженность в пространстве и времени. Если территория, в пределах которой он должен действовать, определена недостоверно, то действие закона надзорными органами должно быть приостановлено до приведения его в соответствие с Земеньным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и наличием и распределением земель по категориям и формам собственности на территории муниципального образования «Город Орел».

В связи с изложенным мы настоятельно просим вас в рамках установленных полномочий побудить прокуратуру Орловской области под обязательным контролем Генеральной прокуратуры РФ защитить интересы муниципального образования «Город Орел» в его праве распоряжаться своей муниципальной земельной собственностью.

Депутаты Орловского городского Совета первого и второго созывов Г. А. Горохов, Ю. В. Лебёдкин, Ю. И. Малютин.