Прощайте, свитер и гетры, здравствуй, ночная пижама!

В собственной теплой, как мне казалось в предыдущие зимы, квартире — все окна пластиковые, балкон застеклен — я замерзала уже неделю: ходила исключительно в свитере, шерстяных гетрах, благо, хоть без перчаток. Спала в этом же наряде и под пуховым одеялом. Короче, караул — максимум 16 градусов, и то, когда на улице нет ветра. Спасал только обогреватель. Но того, что он навентилировал, надолго не хватало — квартира остывала снова в течение получаса. Зато счетчик электричества крутил, как сумасшедший.

Словом, мое железное терпение лопнуло, и пошла я жаловаться по инстанциям. Родное ЖЭУ № 6 развело руками: не от них, мол, зависит — давление «никакое». «ЖКХ-шники» администрации Железнодорожного района взяли мою жалобу на карандаш и порадовали, что давление сегодня (то есть в день моего обращения) подняли на пол-атмосферы. Ура! У меня стало устойчивых 18 градусов. Понимаю, что это нижняя граница допустимой нормы, но жить в таком «климате» все равно проблематично. Решила жаловаться дальше.

Благо, бывший СССР — страна всеобщей грамотности, и газеты я еще по советской привычке читаю. Узрела в прессе широкомасштабную рекламу свежеоткрывшейся Общественной приемной Орловской области, что работает в публичной библиотеке им. Бунина. Говорят, губернаторская власть у нас всемогуща, а накануне выборов, по моему разумению, она должна особенно чутко относиться к гражданам. Туда стопы свои и решила направить. Предварительно, правда, позвонила и на губернаторскую «горячую линию» (43-20-32). Меня выслушали, вежливо пообщались, сказали, что передадут мой сигнал в соответствующую инстанцию. Знаете, в какую? Правильно, в мэрию. Но туда я и сама в состоянии сходить.

Вот если бы областные власти начальственной дланью указали монополисту по теплу — филиалу ОАО «ТГК-4» — «Орловская региональная генерация» поднять давление с нынешних пяти атмосфер на нашей районной магистрали ТМ-4, дающих устойчивые 18 градусов тепла в помещении, до нормальных шести, когда температура будет 22—24, — вот это, я понимаю, была бы реальная помощь. Оказывается, поднятие давления по всему городу, то есть включение дополнительных «повышающих» насосов, поставщику тепла обходится в копеечку. Но мне-то до этого какое дело, я ведь плачу за отопление весь год и, что называется, по полной программе. А на мне, выходит, экономят и вынуждают замерзать. Вот она, забота об электорате!

Посмотрела я еще раз повнимательнее график работы «губернаторской приемной»: в выбранный мною день и час там принимал специалист управления лесами. Ну скажите на милость, зачем мне, замерзающий, «лесник», который, 100%, опять меня перенаправит в мэрию?! И вот еще что мне показалось интересным в рекламной статье, опубликованной в «Орловской правде». Понимаю, когда на приеме сидят сотрудники департаментов строительства и жилищно-коммунальной политики, финансовой политики, пенсионного фонда, государственной инспекции труда. Но когда там спецы управления лесами, госнадзора за техническим состоянием самоходных машин, службы по экологическому контролю и ветеринарному надзору — не понимаю!

Управление лесами разве что может проконсультировать меня, что делать с пальмой, скукожившейся от холода. Ветеринарная служба проанализирует, почему дома при такой температуре сократилось поголовье тараканов, хотя эти «рыжие» выживают даже после ядерного взрыва. А госнадзор за самоходными машинами мне вообще ни к чему; если к таковым относить санки и велосипед сына, то на их техническое состояние температура воздуха не влияет.

Записать обращение конкретного горожанина и переадресовать его в мэрию может каждый грамотный человек. Получается, Общественная приемная Орловской области, да и «горячая линия» связи с избирателями при Общественной палате Орловской области созданы исключительно для того, чтобы чиновники мэрии не остались без работы?!

Хотя — ничего удивительного: цели и задачи областной общественной приемной четко сформулированы прямо в газете. «Направить дальнейшие действия граждан и определить, куда им дальше обращаться и кто будет рассматривать их дело». Короче, по всем вопросам народ будет (однозначно!) куда-то перенаправлен: в мэрию, управление соцзащиты, пенсионный фонд, облизбирком и так далее…

Ждать, пока губернаторская общественная приемная перенаправит мои данные в город, не хотелось. А вдруг до выборов не успеют, а потом закроются окончательно?! Тогда я замерзну совсем. Нет уж, ножками надежнее! И пошла я в мэрию сама, без направлений, поди, грамотная. По дороге заглянула в общественную приемную Общественного совета при мэре г. Орла, что на ул. Ленина, 15 (тел. 73-16-40). Пожаловалась на «холодную» жизнь и там.

И в силу профессии (журналисты — народ любопытный и въедливый), и в силу характера (я архиобщительная), параллельно с «разбрасыванием жалоб» в мэрии, я узнала много интересного. Когда «цепляешь» людей за живое, они с удовольствием делятся с тобой информацией. Оказывается, к примеру, за неделю с 7 по 14 ноября, «с сопроводиловкой» от председателя Совета Общественной палаты Орловской области Ю. С. Васютина на имя мэра А. А. Касьянова «с целью взаимодействия» для рассмотрения в администрацию города поступило 26 запротоколированных обращений граждан. Мол, наша «горячая линия» записала, фронт работ вам обеспечила, а вы уж будьте любезны, меры примите — епархия-то ваша!

Тематика жалоб всегда вращается вокруг ЖКХ: выбор управляющей компании — ай-яй-яй, разберитесь с самозванцами; дом аварийным не признан, хотя воды и канализации у нас нет, не включите в план сноса — голосовать не пойдем; подвал постоянно заливает, погрязли в антисанитарии; осветите безотлагательно улицы; хотим светофор — вот тут поставьте, а вон там почините; автобусы на кладбище ходят плохо, а нам туда надо; кто и по какому праву сократил количество маршруток в 909-й квартал; спилите сухие деревья — иначе обвалятся либо они, либо балкон… Как видите, жалобы весьма стандартные и проблемы действительно каждодневные, а потому наиболее волнующие. Но больше всего жалоб по отоплению.

Вообще, как выяснилось, отопление в преддверии выборов — вопрос политический. И напрасно вы хихикаете: провокаций по этому поводу — тьма тьмущая! По-другому подобные обращения — мол, караул, замерзаем, а на самом деле в квартире 22—24 градуса — назвать никак нельзя. Находятся, оказывается, люди, которым не лень лишний раз кинуть камень в «мэрский» огород, а потом не преминуть подначить — мол, плохо, работаете, господа, электорат недоволен. Берем распечатку, пересланную в мэрию с «горячей линии» областной администрации и сравниваем адреса «замерзающего» населения с актами обследования и результатами замеров температур в указанных в данном списке квартирах, которые начальники ЖЭУ принесли на очередное заседание к первому заместителю мэра В. В. Еремину. Интересное кино получается!

«Крик о помощи» на областную «горячую линию»: «С 1-го по 4-й этажи по Московскому шоссе, 168 батареи холодные. Куда только не обращались. Связались с секретарем Касьянова. Звонок не приняли. Просим срочно помочь, ведь начались холода». Выходит комиссия в составе главного инженера ЖЭУ-26 Г. М. Ушаковой и мастера В. П. Куприной. В указанной в жалобе квартире, где мерзнет супружеская чета, звонившая якобы от имени всего подъезда, дверь вообще не открыли. Сделали замер по этому же стояку в квартирах 41 и 57, составили акт, согласно которому температура равна 24 градусам. Ну и кто там умудрился замерзнуть?

Смотрим дальше. Звонок по ситуации на Московском шоссе. 5: «Отопления нет во всем доме. Куда только не обращались. Просим передать представителям областной власти на самом высоком уровне, что дом отключен от тепла. Батареи холодные. Просим помощь. Срочно». Комиссия из ЖЭУ-26 в вышеуказанном составе намеряла в указанной квартире 22 градуса. Опять нестыковочка получается. Да и вообще, в микрорайоне № 10 не может быть холодно по определению — там запустили мини-ТЭЦ. И скажите мне после этого, что данные звонки не провокация!

Следующий сигнал с улицы Орловских Партизан, 3. На место вышла начальник ЖЭУ-12 Л. И. Позднякова. Замер показал, что в квартире 20 градусов тепла. Аналогичная история и с улицей Елецкой, 25. Комиссию в составе начальника ЖЭУ-24 Л. И. Дружикиной и главного инженера А. Н. Шибаевой в квартиру не пустили. Замер был сделан по этому же стояку в квартире снизу — как и следовало ожидать, стабильные 22 градуса тепла.

Улица Бурова, 26. Хозяйка квартиры замерзает и звонит в телекомпанию «Истоки». В этот же день начальник ЖЭУ-22 Е. А. Неретин, инженер Н. С. Грачева и мастер Е. Е. Степанова посещает указанную квартиру. Оказывается, что там 22 градуса тепла, радиаторы горячие и при этом настежь открыта балконная дверь. Видите ли, не можется бабушке без свежего воздуха. Для надежности делают замер в другой квартире по этому же стояку — температура 23 градуса тепла, и жалоб на отопление нет.

Не могу не сказать несколько слов и о работе «горячей линию» мэрии (тел. 76-20-26, 76-22-84). Действует она не только в период предвыборной агитации, а постоянно уже полтора года, с 10 мая 2006. Это была идея мэра, которая позволила значительно ускорить реакцию на обращения горожан в мэрию. Люди не ждут ответа 30 дней, как это предусматривает закон, а получают разъяснения сразу или конкретную помощь максимум в течение 10 дней. Если же ситуация безотлагательная, то и меры принимаются немедленно.

Несколько примеров. На улице Ливенской, 48 прорвало канализационный стояк. Специалисты ЗАО ЖРЭУ-3 в течение дня провели все необходимые ремонтные работы. На Черкасской, 72 (подъезд 1) забился мусоропровод. В этот же день ЖЭУ-1 его «пробило». На Герцена дома 9 и 11, когда начался отопительный сезон, не были подключены вообще, потому как летом, после «врезки» в систему, новый магазин на первом этаже одного из домов забыл вернуть все в исходное состояние. В этот же день тепло в дома начало поступать. Прошел ливень, и на ул. Ленина, 10, в квартире 38, потекла крыша, обвалилась штукатурка. К ним после звонка жильцов на «горячую линию» мэрии немедленно приехали специалисты ЗАО ЖРЭУ-1: починили кровлю (поменяли листы железа), повесили сливной желоб и вскорости сделали ремонт в квартире.

А теперь несколько впечатляющей статистики из городской администрации: за 9 месяцев текущего года на «горячую линию» поступило 4350 обращений; плюс около 4 тысяч письменных обращений в мэрию; плюс на личных приемах мэра (это имеются в виду те, кто заранее записался) побывало 350 человек; плюс оперативный прием, который ведет мэр ежедневно — если человек пришел в городскую администрацию, его проблема непременно будет услышана. И люди идут, причем немалым потоком — им интересно увидеть руководителя новой формации, что называется, живьем пообщаться с городским «головой».

Постоянный людской поток ежедневно идет в городское управление по работе с обращениями граждан и делопроизводству. В основном людям нужны копии постановлений администрации г. Орла, обращений граждан и юридических лиц и ответов на них. Копии они получают без волокиты и сразу, за исключением отдельных случаев, причем бесплатно, равно как и в муниципальном архиве, находящемся сейчас в Доме быта. А вот в областном архиве за копию документа нужно выложить аж 220 р.

И в конце не могу не поделиться с читателями радостью. Уж не знаю, как там решался вопрос, но факт могу констатировать точно: в течение недели после моего «жалобного» похода в мэрию давление в районе подняли еще на пол-атмосферы, и столбик термометра дома устойчиво застыл на отметке 20 градусов. Это не просто радует, это окрыляет! Можно снимать свитер и гетры, доставать ночную пижаму и спать как «белый» человек.

Лариса СТЕФАНОВА.

самые читаемые за месяц