Красная строка № 15 (321) от 24 апреля 2015 года

26 апреля — Неделя Святых жён-мироносиц

Эти женщины утром, в первый день после субботы, пришли ко гробу Иисуса Христа, чтобы по иудейскому обычаю ароматами и благовониями умастить тело страдальца. И вместо скорби нашли у гроба радость, удивление и восторг. Христос воскрес! И эти женщины узнали об этом первыми.

Мы довольно хорошо знаем это евангельское повествование. Но на вопрос, кто входил в число жен, принесших миро, как правило, сможем, разве что, назвать Марию Магдалину, а остальных — вспомним с трудом…

Так кого же мы называем мироносицами? В Евангелиях имена жен-мирносиц и их количество различаются: у Матфея (28:1-10) — Мария Магдалина и другая Мария (вероятно, Матерь Божия); у Марка (16:1-13) — Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола из числа 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна); у Луки (23:23-55) — Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»; у Иоанна (20:1-18) — Мария Магдалина. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины (Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Сусанна, Марфа и Мария) вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.

Чествование святых жен мироносиц совершается в Церкви издревле — примерно с VIII—IX столетий. Канон мироносицам был написан святым Андреем Критским.

Этот праздник из года в год приходится на разные календарные дни апреля-мая, но всякий раз он празднуется в воскресенье, через две недели после Пасхи.

На Руси день жен-мироносиц всегда чтился особо. Основная черта русской праведности — особое, исконно русского склада целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал православной Руси. Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

В православном понимании, каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный Женский день.

После революции в России этот праздник был заменён на светский — 8 марта. Исторически это был день торжества женщины-феминистки, борющейся за свои права наряду с мужчинами. В православии женщина никогда не ставилась наравне с мужчиной, она кость Адама, она сотворена Богом для служения мужчине. Так было определено Создателем.

В ХХ столетии произошла попытка изменить, подменить эти сакральные смыслы. Но всё возвращается на круги своя: как бы ни была успешна женщина в карьере, бизнесе, политике, если она не стала женой и матерью — это всё равно, что дерево без плода, засохшая смоковница. Уже успешная, но обманутая обществом и дьяволом женщина понимает, что она несчастна. Только реализация женщины как матери и жены, или же в высшем предназначении — невесты Христовой (сбережение девства Христа ради) дает её душе мир, спокойствие, гармонию.

Феофан Затворник, сравнивая жен-мироносиц и апостолов, называл их «образом двух сторон жизни» — чувства и рассуждения: «Без чувства жизнь не жизнь, без рассуждения — жизнь слепа… Когда чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце». По большому счету, вот такое «умное» сердце — это одна из главных целей христианина.

По материалам www.pravoslavie.ru.

самые читаемые за месяц