Депутат облсовета П. Меркулов: «Когда депутат опускает голову вниз, а руку тянет вверх, о совести говорить не приходится»

Депутат Орловского областного Совета народных депутатов П. А. Меркулов обратился в агентство печати «Красная строка» с просьбой опубликовать на страницах нашей газеты его статью. Предоставляем депутату такую возможность

Не догоняем

На последней сессии облсовета, состоявшейся в конце января, депутатам был роздан «Ин­фор­мационно-ста­тис­ти­чес­кий отчет о деятельности Орловского областного Совета народных депутатов за 2007 год». Странный документ во всех отношениях. В частности, согласно отчету, все это время в облсовете работали только пять депутатов из 49 — особенно И. Мосякин и его зам. А. Лабейкин. Главное достижение первого, оказывается, в том, что он «содействовал появлению в областном центре ледового дворца, построенного при содействии ВПП «Единая Россия», хотя на самом деле это был проект Благотворительного фонда спортивных программ «Новое поколение», не имеющий никакого отношения ни к И. Мосякину, ни к «Единой России» — последнее неоднократно подчеркивал глава попечительского совета фонда вице-премьер С. Иванов.

Заслуги второго впечатляют не меньше: при его помощи, судя по отчету, «целому ряду жителей оказано содействие в лекарственном обеспечении, выделении путевок для санаторного лечения».

Нет, если бы два первых лица областного Совета «посодействовали» завершению, например, строительства корпусов городской больницы им. Семашко, где люди из-за дефицита мест вынуждены принимать лечение прямо в коридорах, или областной больницы, многие отделения которой переполнены, или построили бы тот же ледовый дворец, как С. Иванов, не залезая в и без того дефицитный областной бюджет, — вопросов о заслугах не возникло бы. А так нескромно как-то получается. И потом: что, остальные 44 депутата вообще ничего не делали, что ли? Особенно вторая по численности фракция — КПРФ, о деятельности которой вообще не сказано ни слова?

Задумаемся: а для чего вообще население избирало областной Совет? Неужто задача депутатов этого уровня — лишь «содействие» в вопросах, для решения которых созданы соответствующие службы? Или все-таки для чего-то другого? Мне всегда казалось, что депутат облсовета предназначен прежде всего для принятия на территории области законов, которые бы облегчили жизнь ее жителям, контролировали бы распределение и распоряжение бюджетными средствами, деятельность служб, в чьем ведении находится федеральная собственность, и т. п. В число важных задач входит и реализация наказов избирателей, которые фактически делегировали нас представлять их интересы. Как же решал эти вопросы в течение прошедших девяти месяцев наш облсовет?

Увы, он не принял целого ряда законов, которые «адаптировали» бы, если можно так выразиться, федеральные законы на местный уровень. Только недавно, с опозданием на полгода, был принят Закон об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, который гарантирует права дольщиков. К чему это привело в Орле? Не успели разрешить конфликт между «Социнициативой» и ее вкладчиками, как разразился новый — на этот раз «разбираются» северяне, вложившие деньги в строительство квартир, и УКС горадминистрации, который умудрился дважды продать разным людям один и тот же подъезд в доме, что напротив больницы им. Боткина. Не удивлюсь, если завтра недовольство обманутых выльется в уличный протест. Вот реальная цена нерасторопности облсовета в отдельно взятом вопросе!

Другой насущный закон, которого у нас нет, хотя в других регионах он действует больше полугода — Закон об охране и использовании животного мира. В результате на территории Орловской области незаконно и практически беспрепятственно уничтожается зверье. Недавно во Мценском и Болховском районах какие-то умники на вертолете устроили охоту на лосей. Их не остановило даже то, что лось занесен в Красную книгу Орловской области. Причина такой вседозволенности — отсутствие структуры, которая бы отслеживала деятельность охотобществ и стала бы заслоном для браконьеров. Ну а структуры нет, потому что облсовет не принял закон.

Нет у нас на областном уровне и закона, а потому — и структуры, которая бы вмешалась, наконец, в реформирование ЖКХ. На федеральном уровне понимают, что вытащить ЖКХ только на кошельке квартиросъемщиков не получится. Именно поэтому с 1 января 2008 года заработала гос­корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ», которая располагает колоссальными средствами и готов отдать их безвозмездно в регионы структурам, созданным в рамках местных законов о реформировании ЖКХ. Там, где поработали в законодательных собраниях в прошлом году, уже ожидают поступления солидных средств. И наша область могла бы получить деньги — и на проведение капремонтов в многоквартирных домах, и на переселение граждан из аварийного жилфонда, что не только помогло бы решить проблемы конкретных квартиросъемщиков, но и существенно повлияло бы на тарифы оплаты коммунальных услуг в целом. Может быть, даже позволило бы оставить их на прежнем уровне, что очень существенно для небогатого населения Орловщины. Но нет. Ни закона, ни программ, ни структур, ни денег.

Вообще такое отношение к законотворчеству удивляет: в аппарате областного Совета работает ведь около 60 человек — целая армия чиновников различного ранга! Неужели нельзя найти среди них двух-трех специалистов, которые бы просто читали все законы, которые выходят в Российской Федерации, и ставили бы галочки: этого у нас нет, и этого тоже… Может, тогда облсовет заработал бы по-настоящему?

«Ты что, не понимаешь?»

Что касается наказов избирателей, то за девять месяцев наш обл­совет умудрился не рассмотреть ни одного! Наказы не были собраны, не были рассмотрены на комитетах и до сих пор не сведены в единую областную программу. Это значит, что ни один из них в этом году не попадет в работу, так как бюджет области уже принят. А ведь наказы поступали, и свое­временно. Я лично направлял пять наказов. Сформулировали мы их совместно с избирателями избирательного округа № 1 г. Орла еще в июне прошлого года, как и положено, на сходе граждан.

Напомню: избирательный округ № 1 — самый крупный в Орле. В нем проживает 25 тысяч избирателей. Географически это часть улиц Московской, Герцена, Ливенской, набережной Дубровинского, а также Рабочий городок и район 35-й школы Железнодорожного района. Проблем здесь, как и в любом районе Орловской области, сотни. Восемьдесят процентов просьб — не к законодательной, а к исполнительной власти городского, районного уровня, а то и просто уровня конкретного чиновника. Но я понимаю: если люди пришли к депутату — значит, уже испробовали все, значит, идти больше некуда. И потому беру решение их вопросов на себя. Помогаю многодетным, спортсменам, инвалидам. Например, понудил исполнительную власть отдать средства для оплаты поездки на чемпионат Европы Ю. В. Ноздрунова, инвалида детства, члена сборной России по настольному теннису среди инвалидов, который благодаря этой возможности смог продемонстрировать мастерство и вдвое улучшил свой результат, поднявшись в мировом рейтинге.

Но есть и проблемы областного уровня, требующие безотлагательного финансирования областного бюджета, так как от их решения зависят здоровье и жизнь десятков тысяч человек. В микрорайоне требуется построить поликлинику, отремонтировать школы № 27 и 11 (в последней, к слову, из-за аварийного состояния уже запрещено проводить занятия), заасфальтировать ряд улиц, так как они не приспособлены ни для прохода, ни для проезда.

Именно эти запросы и были оформлены в качестве наказов. Как и положено, я передал их в президиум облсовета. Согласно закону, они должны были быть рассмотрены и вынесены на обсуждение депутатов максимум в месячный срок. Прошло полгода. На все мои вопросы — ответ: «Ты что, не понимаешь?». А что я должен понимать? Что облсовет принял дефицитный бюджет? Что фамилия Меркулов после моего ухода с поста первого заместителя губернатора вызывает у некоторых руководителей области, да и в облсовете, состояние оцепенения? Что город Орел до сих пор считается «недружественной» тер­риторией? Так вы объясните это избирателям. Скажите, что вас не интересуют их проблемы, что их дети будут ходить в школы, пока те не разрушатся, что ходить по дорогам в калошах им придется как минимум до очередных выборов, а лечиться вообще вредно.

Далекие и недалекие

Считаю важным пояснить и свою позицию по вопросу приватизации областной собственности, который мы рассматривали в сентябре. В список попали электрические сети и подстанции, которые решили передать в уставный капитал некого предприятия, лишив орловцев собственности сразу на сотни миллионов рублей, а также 14 тысяч тонн пшеницы и ржи, которые предложили передать в уставный капитал неэффективно работающей «Орловской нивы». Одна из основных функций депутата обл­совета — следить за тем, чтобы не допустить возможности расхищения госсобственности. Поэтому я выступил категорически против этих предложений обладминистрации.

Вообще приватизация только тогда имеет смысл, когда это приносит дополнительные доходы областному бюджету, который их может потратить для решения социальных проблем — тех же наказов избирателей, к примеру. Здесь же предлагалось просто изъятие госсобственности в частные структуры.

Надо отдать должное коллегам по облсовету — меня поначалу поддержали. Но после призывных речей и заклинаний председателя облсовета И. Мосякина и зам. губернатора В. Кочуева при переголосовании один голос решил вопрос в пользу частного капитала.

К сожалению, надо признать: руководство нынешнего областного Совета народных депутатов очень далеко от людских нужд. Подтверждением тому стал и вопрос о ликвидации льгот депутатам, в частности прибавки к пенсии. Согласитесь, 20 с лишним тысяч рублей за пять лет сидения на заседаниях — слишком жирный кусок для области, где больше трети жителей проживают за чертой бедности, да и не стоит депутатский труд семи учительских пенсий или четырех профессорских. Казалось бы, простой и очевидный вопрос. Для его решения не нужны ни проработки, ни согласования, ни дополнительные средства — надо просто иметь совесть и поднять руку. Однако, когда я озвучил свое предложение на сессии, оказалось, что я — в единственном числе. Меня не поддержал никто: ни те, кого называют «справедливороссами», ни фракция «Единой России», ни вроде бы радеющие за социальное равенство коммунисты. Голову — вниз, руку — вверх, и льгота была оставлена.

Так способна ли нынешняя законодательная власть выполнить те задачи, которые на нее возлагают федеральный закон и орловский избиратель? Лично у меня на этот счет большие сомнения.

самые читаемые за месяц