Если кафедру закрывают, это не значит, что она никому не нужна

На Ученом совете Орловского государственного университета 27 марта было объявлено о закрытии кафедры историко-культурного наследия — кафедры, на которой в основу читаемых курсов положена философская концепция нашего великого земляка М. М. Бахтина — концепция диалога культур.

Речь идет не просто об изучении сущностей, функций и закономерностей развития культуры, а об анализе взаимодействия, взаимопроникновения человека и культуры. Такое понимание предметной области культурологических учебных дисциплин обусловлено необходимостью инкультурации человека. Став носителем культурно-исторических ценностей, будущие специалисты — выпускники ОГУ в полной мере раскроют свой творческий потенциал.

Вся учебно-воспитательная работа должна ныне сводиться к тому, чтобы сохранить диалог народа с его историей. И в центре всегда человек — носитель высокой духовности, нравственно ответственный за свои действия, способный к бесконечному обновлению, внутреннему обогащению. Потому наша кафедра — только наша — впервые в университете лекционные занятия проводит именно в форме диалога.

В реальной учебно-воспитательной практике, чтобы опираться на методологию диалога культур, преподаватели кафедры исходят из целостного понимания человеческой личности, видят и учитывают ценностную мотивацию ее поступков в логике культурных процессов. В их размышлениях всегда присутствует установка «на другого» во всей технологии воспитания, в постановке гуманистических целей, в отборе содержания, методов воспитания, в коллективном сотворчестве. Если бы ректор Орловского государственного университета Ф. С. Авдеев исходил из этого, то он не принял бы решения о закрытии кафедры историко-культурного наследия. А ведь ректор сделал это. И, подумать только, кафедру историко-культурного наследия закрывают в год, объявленный годом российской истории!

Как никогда ранее, именно в 2012 году усилилась дискриминация кафедры со стороны ректора. Она сказалась:

— в запрете во втором семестре проведения занятий по кафедре историко-культурного наследия, начатых в первом (соответствующее указание было дано руководителям факультетов самим ректором);

— в лишении студентов-иностранцев возможности хотя бы соприкоснуться с богатейшими историко-культурными традициями региона, в котором находится вуз, о чем они с недоумением, а некоторые — и с возмущением в разных формах, обращаются к нам;

— в перечеркивании расчета часов по кафедре начальником учебно-методического управления Л. И. Спасской, четко выполняющей указания «сверху»;

— в использовании административного ресурса, сказавшегося опять-таки в запрете проведения кафедральных занятий на факультете иностранных языков, где, кстати, в течение семи лет они проводились с учетом будущей специальности, также и на факультетах естественных наук, физической культуры и спорта;

— в рекомендациях, данных нам, — просить ставки для кафедры непосредственно на факультетах, которых там и быть не могло;

— в грубейшем методологическом просчете, когда, получив самостоятельность в составлении учебных планов, деканы, к примеру, таких факультетов, как филологический и философский, где, по здравому разумению, в основу основ должна быть положена именно бахтинская концепция (на чем и строится весь курс историко-культурного наследия), сочли ненужным участие нашей кафедры;

— в отсутствии штатных единиц, в неуплате за проведенные занятия, хотя соответствующие заявления преподавателей в учебно-методическое управление заблаговременно представлялись.

Более чем странно: такие «орг­выводы» были сделаны после того, как кафедра прошла тщательную инспекторскую проверку со стороны учебно-методичес­кого управления. Заклю­чение было однозначно положитель­ным.

Кафедра историко-культурного наследия открыта в 2003 году приказом ректора университета на базе института усовершенствования учителей, она — межвузовская! Потому в одностороннем порядке закрывать ее — у ректора нет юридических прав.

Кстати, такие кафедры функционируют в ряде российских университетов. Таково веление времени. Регион есть пространство духовно-культурной интеграции. Локальные особенности представляют тот культурный ресурс, который нуждается не просто в поддержке как самоценность, а во включении его в общемировое культурное развитие.

С открытием в 2009 году института историко-культурного наследия, после шести лет существования кафедры, в соответствии с приказом ректора, в котором четко определены цели и задачи, стоящие перед новым учебным подразделением, студентам предоставлена возможность получить дополнительную «классическую» профессию. Количество поданных студентами заявлений превзошло все ожидания. На творческие специальности приходилось проводить конкурсный отбор.

Кафедра выдержала экзамен на зрелость. На ней работают два доктора наук, в ближайшей перспективе появится третий, остальные преподаватели — кандидаты наук, в большей части взращенные именно нашей кафедрой.

Для студентов издана библиотека «Историко-культурного наследия орловского края» в 50-ти томах, аналогов которой в России нет, три монографии, первый том собрания сочинений ученых «Бахтинский вестник»; опубликовано 15 методических пособий и разработок; функционирует единственный в мире музей великого мыслителя XX века М. М. Бахтина с тремя филиалами; вышло 5 учебных фильмов, некоторые из которых студенты-иностранцы после окончания учебы увезли в свои страны; выпущена книга-учебник «Историко-культурное пространство России в орловском отражении и молодежь», подготовлен и электронный учебник. Проведен первый в стране съезд учащейся и студенческой молодежи на тему «Историко-культурное наследие России в руках молодых».

Обратите внимание на следующие высказывания наших студентов.

«Диалог применительно к педагогике особенно важен. Здесь необходимо уяснить, что диалоговое взаимодействие педагога и студента — это не просто вопросы и ответы, это встреча взглядов, иногда противоположных, разнородных позиций. И ценно — в искреннем диалоге наиболее адекватно выражается личность».

«Культура есть продолжение индивидуального сознания личности. Личность же, напротив, реализует себя не только в рамках определенной культуры».

«Каждый человек, живущий в конкретное время конкретной эпохи, актуализирует для себя культуру прошлого, отыскав в ней не только исторический, не только философский, но и общечеловеческий и вечный духовный смысл, обогатив, таким образом, палитру нравственной аргументации для своего индивидуального поступка. И только тогда кем-то сформулированные общезначимые духовные ценности воистину становятся значимы для нас и участвуют в сегодняшнем бытии».

«Преподаватели кафедры историко-культурного наследия в разговоре с нами, студентами, как бы примеряют общечеловеческое к каждой конкретной личности. Педагог — посредник в этом действии, а каждое слово — нравственный поступок.

Человек принципиально открыт и незавершен, он существует не как заданность, но как задание, он не рождается, а именно становится человеком. Будучи незавершенным, он осуществляет себя в культуре, определяет себя в культуре, определяет себя и свою позицию, чтобы реализовать и утвердить себя».

Вот такие мыслящие студенты учатся у нас! Для них, по их же просьбе, мы и во втором семестре, несмотря ни на что, проводим занятия со сборными группами. Ведь курс по выбору сделан ими!

Правда, у ректора и его помощников планы поистине наполеоновские. Теперь на очереди закрытие журнала «Российское историко-культурное наследие», главным редактором которого являюсь я. Готовится внутренняя экспертиза. Хотя у нас готова внешняя. Причем журнал получил международное признание. А в состав редколлегии входят видные ученые Японии, Китая, Южно-Африканской Республики, Испании…

Остается надеяться, что здравый смысл все-таки возобладает и разрушение созданного будет остановлено.

Валентин Костин,
заведующий межвузовской
кафедрой
и руководитель института
историко-культурного наследия

.

самые читаемые за месяц