«Газели» должны стать цивилизованными

16 августа в Большом зале городской администрации первый заместитель мэра г. Орла Василий Еремин встречался с частными перевозчиками, работающими на городских маршрутах. Тема беседы-совещания была предельно простой и хорошо известной обеим сторонам: приближающийся конкурс на право осуществлять перевозки, позиция администрации, вопросы и сомнения перевозчиков — будущих конкурсантов.

Позицию администрации первый зам. мэра обозначил четко, начав с интересов частных предпринимателей и работающих у них водителей. «Мы понимаем, — сказал В. Еремин, — что для некоторых частный извоз — это бизнес, а для многих — насущный хлеб. И мы осознаем в связи с этим всю меру ответственности, которая ложится на городскую администрацию при проведении конкурса». Однако и сами частные предприниматели, и водители должны осознавать собственную ответственность, которая ничуть не меньше. В. В. Еремин пояснил что, «если машина по техническим требованиям не имеет права выходить на маршрут, она на него никогда не выйдет», на какие бы договоренности и связи ни уповали хозяева негодных к эксплуатации машин.

Тему «договоренностей» председательствующий тут же продолжил, видимо, потому, что именно на такой, довольно примитивной, но удобной для некоторых граждан основе и формировалась маршрутная сеть (с наполнением) в нашем городе еще в недавнем прошлом. «Договоренности» Василий Васильевич Еремин посоветовал всем собравшимся оставить «в прошлой жизни» по той простой причине, что отныне, по его словам, отношения между городской властью и частным извозом будут складываться не на «договоренностях», а на основании законов — понятных и прозрачных.

Суть требований, которые городская власть намерена предъявлять к частным перевозчикам, выступающий сформулировал так: «Машина должна выходить на линию чистой, умытой, прошедшей техническое обслуживание; водитель — трезвым и прошедшим медицинскую комиссию. Если такие требования вас устраивают, — обратился В. Еремин в зал, — то нам по пути. Если нет…» Частные предприниматели сами домыслили, что произойдет, если пути требований закона и их собственные пути разойдутся, поэтому возражений из зала на формулировку, озвученную первым замом, не последовало. Все согласились, что машина должна быть чистой, исправной, а водитель — вменяемым и адекватным требованиям безопасности дорожного движения.

Чтобы требования городской администрации не показались кому-то завышенными (Орел только вступает на путь цивилизации в дорожном вопросе), Василий Еремин предоставил слово руководителю транспортного департамента из Курска.

Курский гость сообщил буднично, как о делах давно минувших и потому привычных, что его город провел свой первый конкурс среди частных перевозчиков еще в 2003 году. Сомнений у водителей было много, продолжал курянин, однако они быстро рассеялись, поскольку порядок для людей, желающих работать честно, — вещь необходимая. В чем выгода порядка, выступающий тут же и рассказал: «Тот, кто прошел конкурс — может быть уверен, что проблем с работой у него не будет. Никто не выпихнет его с маршрута только потому, что расторопней и наглей. За порядком строго следит горадминистрация». Проблему порядка гость осветил и в иной, более высокой плоскости: «Дисциплина на дорогах должна главенствовать над прибылью. Приоритет жизни и безопасности выше приоритета обогащения». Не забыл курянин и о выгодах, которые должны извлечь из конкурса для частных перевозчиков пассажиры — та самая категория, ради которой новая схема взаимодействия городской власти и частных извозчиков разрабатывалась: «Пассажиры должны быть уверены, что транспорт будет и рано утром, и поздно вечером».

Засим он извинился за краткость, поблагодарил за внимание и удалился решать вопросы, ради которых приехал.

В. В. Еремин вновь взял бразды правления в свои руки и продолжил тезисы выступавшего, заметив, что за графиком передвижения маршруток будет следить навигационная система, обмануть которую невозможно, а нарушителей графика будут ждать жесткие санкции вплоть до разрыва договора. Еще раз первый заместитель мэра рассказал об одной из главных задач реформ — разгрузить центральную артерию города — ось улиц Московская — Комсомольская и сообщил, что перевозки по этому маршруту преимущественно будут осуществлять многовместимые и новые автобусы, коим и будет в конкурсе оказано предпочтение перед всеми иными. Это значительно разгрузит от транспорта магистраль и снизит аварийность и угрозу аварийности, неизбежные при гонках, которые устраивают конкурирующие друг с другом «Газели».

Статистику аварий с участием автобусов тут же привел присутствовавший на совещании представитель ГИБДД. Статистика неутешительна: количество ДТП и нарушений растет безостановочно. Назывались фамилии частных перевозчиков, штрафовавшихся сотрудниками ГИБДД особенно часто. В зале слушали с большим вниманием.

Один из «героев» поднялся и попросил при проведении конкурса учитывать не абсолютное количество нарушений, а относительно к количеству автобусов, которые выпускает на линию тот или иной предприниматель. Поднявшийся пояснил: «У одного может быть двадцать автобусов и десять нарушений, а у другого один автобус и одно нарушение. Кто из них больший нарушитель?».
В. Еремин назвал предложение дельным и пообещал, что конкурсная комиссия обязательно его учтет.

Совещание естественным образом перешло к вопросам.

— Что с маршрутками «Орелавтотранса»? Они каждый день множатся и множатся!

Проблему трехзначных номеров, под которыми маршрутки пригородного или междугороднего сообщения таксуют в городе Орле, лишая законной прибыли городских перевозчиков, В. В. Еремин озвучил в самом начале встречи, сказав, что работая над условиями конкурса, горадминистрация решила все проблемы, за исключением одной — проблемы пресловутых трехзначных номеров. Проблема заключается в том, что автобусы «Орелавтотранса», по закону обязанные останавливаться на двух-трех специальных остановках Орла, работают так же, как городские извозчики, по сути используя свой пригородный или междугородний статус в качестве прикрытия и маршруты с городской властью не согласовывая. В результате на дорогах возник хаос.

В. В. Еремин еще раз повторил, что «в системе координат Орел — Орловская область проблема пока не решается, но в течение двух месяцев будет решена». Надо знать, какому давлению подвергается администрация города, чтобы по достоинству оценить сдержанность формулировок первого зама. Уверенность В. В. Еремина в обязательном решении «проблемы трехзначных» основана на том, что деятельность «Орелавтотранса» в Орле в нынешнем ее виде очень далека от законной. А в пассажирских перевозках по всей стране сейчас наводится очень жесткий порядок. Орел вряд ли еще на несколько лет останется исключением из правил.

— Почему изменили номера маршрутов?

В. Еремин ответил, что номера маршрутов изменены по простой и объяснимой причине — они дублировались. При наведении порядка пришлось менять нумерацию.

— А почему дублировались?

Вопрос вызвал оживление в зале, наполненном перевозчиками. Живость свидетельствовала, что частные предприниматели знают ответ на этот вопрос. В. Еремин догадку подтвердил: «Все вы знаете, как возникали дублирующие номера. И я знаю. Семнадцатого меня назначили первым заместителем мэра, а восемнадцатого я уже знал, как в Орле дублировались маршруты». В. В. Еремин не стал распространяться по поводу всем известного и сообщил главное: при новой администрации подобные хитрые схемы работать не будут, а если у него, первого заместителя мэра, появится информация, что кто-то из его подчиненных сомнительную схему попытался реанимировать, то этот человек в администрации работать больше не будет.

Судя по реакции публики, ответ перевозчиков удовлетворил. По большому счету их волновала одна, может быть, главная и, к сожалению, традиционная проблема для нашей страны, где суровость законов смягчается их неисполнением.

— А что делать с теми, кто проиграет конкурс и все равно выйдет на маршрут? Есть какие-нибудь рычаги воздействия на них?

Первый зам. мэра сказал, что рычаги есть: нарушителей будут попросту ставить на штрафную стоянку. Раньше не было стоянки, а потому не было и рычага. Теперь и со стоянкой и с рычагом — полный порядок. Разумеется, попытки ловить в мутной воде рыбку будут предприниматься и после конкурса, но по мере того, как «вода» будет становиться прозрачней, сократится и количество браконьеров. В идеале — до полного их исчезновения. Не последнюю роль в этом деле должны сыграть сами перевозчики, заинтересованные в стабильном заработке, а не в авантюрном и опасном сшибании копеечки на выгодных маршрутах. Будет порядок — и работать можно будет без суеты, как, например, в Курске и многих-многих других городах России, давно ступивших на путь цивилизованного обслуживания пассажиров.

С. ЗАРУДНЕВ.