Кому — зеленый свет, кому — распутица…

Не там курица яйцо снесла, где кудахчет.
Русская пословица.

Августовская забастовка водителей орловского ПАТП-1 у многих почему-то вызвала удивление. Возмутился зампредседателя горсовета Михаил Вдовин: мол, что за безобразие, десять лет я слышу об одних и тех же проблемах, и они не решаются. Застрекотал председатель горсовета Леонид Музалевский: дескать, я с бардаком покончу! Ой ли?! А что мешало сделать это до забастовки или хотя бы сегодня? В прошлом году? Пять лет назад? Десять?

Мало кто помнит, что первая забастовка водителей автобусов ПАТП-1 состоялась в бытность успешного директорства Ефима Вельковского. Подчеркну: успешного. Но причина была та же, что и сегодня, — нехватка собственных средств.

Тогда Егор Строев, узнав о безобразии, тотчас распорядился дать другу деньги. Областной бюджет в очередной раз напрягся, и Ефим Вельковский вновь стал успешным руководителем, а водители получили возможность кормить свои семьи. В ПАТП до сих пор недоумевают: почему Вельковский, став через некоторое время мэром, не решил кардинально проблему финансирования главного пассажирского предприятия Орла — ведь знал, что без дотаций предприятие погибнет. Но не решил… И депутаты горсовета не решили: тот же Вдовин, чей «избраннический» стаж насчитывает уже 10 лет, тот же Музалевский, Сергей Себякин и Александр Коровин, Михаил Берников и Вячеслав Кленов. К слову, все — представители партии «реальных дел», которая вроде как «за всё в ответе». И сегодня мы имеем, что имеем: МУП на грани банкротства, бардак на дорогах, полуголодных водителей и истерику рулевых единороссов, упорно не желающих признавать свою вину в возможной потере очередного муниципального предприятия.

Системная ошибка

Финансисты подсчитали: сегодня в Орле себестоимость одной пассажирской поездки в автобусе составляет 16 рублей. Частные перевозчики с этим не согласились — говорят, поскромничали математики — больше 18-ти. Однако проезд у нас стоит десятку, и никто не собирается его повышать до окончания выборов: партии власти, и без того растерявшей влияние и доверие населения, в эти дни лишние социальные потрясения не нужны.

Чем популизм оборачивается для ПАТП? Дополнительными материальными потерями. Из-за роста цен на бензин и исчезновения АИ-80, которым в основном заправлялся муниципальный транспорт, затраты на его приобретение за последние полгода увеличились на 3,5 млн. рублей, рост социального налога с 26% до 34% увеличил затраты еще на 3,5 миллиона. Парадокс, но, обязав ПАТП в этом году обслуживать десять дачных маршрутов, горадминистрация не заложила ни рубля компенсации. А что такое для ПАТП — дачный маршрут? Ненужных предприятию автобусов в автопарке нет. Значит, машину надо откуда-то снять. Сняли, обслужили, посчитали и прослезились. Автобусы, снятые с маршрутов, заработали чуть не втрое меньше! В целом же дачные услуги обошлись ПАТП почти в 7 млн. рублей. То есть убытки накладываются на убытки, и, что важно, отнюдь не по вине предприятия! И это все — плюсом к долгам. А кредиторская задолженность ПАТП составляет больше 40 млн. рублей. И никакими лозунгами эту проблему не разрешить. Деньги нужны. А их в бюджете… Правильно, Леонид Семенович, нет, вы их не выделили — вам, как председателю горсовета, это известно лучше, чем кому-либо.

Есть позиция и есть позиция. Подход к пассажирским перевозкам, к примеру, курских властей или брянских: городской автобус должен ходить по расписанию! А лозунг орловских: муниципальное предприятие должно приносить прибыль. Чувствуете разницу?

Именно поэтому наши соседи компенсируют автобусным предприятиям не только проезд льготников, но и львиную долю производственных затрат. А наши — не только не компенсируют, но еще и экономят, ссылаясь при этом на несуществующие сверхприбыли ПАТП-1 и несопо­ставимость городских бюджетов.

Не поленилась — уточнила. Бюджет города Брянска, например, составляет около 4,4 млрд. на 417 тысяч жителей, а бюджет Орла — 3,7 млрд. на 317 тысяч, то есть на одного человека у нас приходится денег даже больше, чем в Брянске! Значит, дело именно в подходе к проблеме депутатского корпуса, мэрии Орла, то есть конкретных личностей, а не в наличности. Но системную ошибку, похоже, ни­кто не собирается исправлять.

О муниципальном маршруте замолвите слово…

Не менее важна и другая проблема — взаимодействие муниципальных «извозчиков» и частных. Для информации: в ГИБДД Орловской области зарегистрировано более 2,5 тысячи единиц транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, порядка 800 маршрутных такси работают в областном центре, при этом около трети из них являются нелегальными, то есть работают без договоров с администрацией Орла. По данным горадминистрации, на маршрутах № 1, 2, 4, 5, 6, 9, 10, 14, 16, 17, 18, 20, 23, закрепленных за ПАТП-1, почему-то работает некоммерческое партнерство «Центр поддержки пассажирских перевозок», учрежденное одним из бывших директоров муниципального предприятия и одним из бывших начальников городского управления транспортом; нелегальным городская власть считает маршрут № 11. Кроме того, по непонятной причине городских пассажиров возят пригородные автобусы — № 341, 352, 400, 421, 444, 452, 453, 458, 460, 461, 464, 482, которые практически полностью дублируют маршруты городского реестра. Если учесть, что на каждом из них работает по 10—15 машин, можно представить, какой доли прибыли ежедневно лишается муниципальное предприятие.

А еще есть 64-й, 75-й, 77-й, 80‑й, 85-й маршруты, которых вообще нет в городском реестре, они придуманы владельцами машин. И два 57-х маршрута, которые ездят в разные стороны, мороча голову горожанам.

Что все это значит кроме беспредела на дорогах? Это значит, что средства, которые могло бы и должно зарабатывать ПАТП-1, получает частник. При этом у муниципального предприятия не просто «отобрали» или дублируют часть маршрутов, а — работают на самых лучших, самых прибыльных. И на сегодня на рынке перевозок сложилась ситуация, до боли напоминающая сказку о зайце с лубяной избушкой и лисичкой, попросившейся на постой и выгнавшей в конечном итоге ушастого. Плачет зайчик, жалуется и волку, и медведю, а толку никакого. И петушка с косой все не видно. Ни ГИБДД не хочет претендовать на эту роль, ни прокуратура, ни мэрское управление транспорта. Как будто все повязано в один клубок.

Недавно заменили в ПАТП директора. Тот, недолго думая, решил начать наводить порядок… с сокращения ИТРовцев. Уж насколько их там больше нормы и какую экономию даст кавалерийская атака на коллектив — не знаю, но наскоком тут беду не разведешь, тем паче в ПАТП, как и на всяком серьезном предприятии, есть профсоюз и колдоговор. Многие, конечно, уже забыли об этих вакцинах против произвола дирекций. Но на любом уважающем себя предприятии они есть и действуют, и вряд ли что хорошее выйдет из инициативы нового руководителя. Хочешь не хочешь, но для вывода ПАТП из кризиса придется разбираться и с «нелегалами», и с арендаторами. Вот тут бы нашим правдолюбам в лице Музалевского да Вдовина и помочь предприятию… А болтовню ПАТП-1 слышит уже лет пятнадцать. Вот только на хлеб водителю ее не намажешь.

Вези меня, извозчик…

Конечно, проблема пассажирских перевозок в Орле гораздо шире проблемы ПАТП-1. Здесь и неупорядоченное движение транспорта, и проблемы технического состояния маршруток, что ведет к росту ДТП (не случайно Орловская область в этом деле — один из «лидеров» в ЦФО), и нечестная конкуренция. В прошлом году городская власть посчитала, что львиную часть проблем можно решить через конкурс. Однако это решение только напрягло обстановку. Конкурс так и не провели, многие перевозчики, не имеющие шанса победить, практически перестали вкладывать средства в обновление автопарка, в поддержание машин в нормальном состоянии, заботиться о чистоте кадрового состава водителей. Предложения иногородних специалистов, которых привлекли для разработки оптимальной маршрутной сети, внесли еще большую смуту. А туманное будущее всегда отбивает охоту развиваться именно солидному бизнесу.

Боюсь, что вопрос, кто повезет нас завтра, может в ближайшие годы стать таким же актуальным в Орле, как проблемы, связанные с ЖКХ. Если решать его так, как последние полтора десятка лет.

Елена Годлевская.

самые читаемые за месяц