Минус кинотеатр, библиотека и музей? Орлу не к лицу торгашеский облик

К своему 450-летию Орел должен преобразиться — стать современным городом. Так провозгласила власть. Но в свете некоторых последних событий эта, с виду прогрессивная, идея приобретает зловещие черты. Потому что пока не видно и намека на приобретения, а вот утраты наметились вполне конкретные.

Вот-вот закроют на замок кинотеатр «Родина». До сих пор в течение многих лет его использовали не по назначению, но все же использовали. Теперь же из кинотеатра выселяют всех, кто там торговал, чтобы оставить здание пустым — как объект, приговоренный к уничтожению. Формально все выглядит так: 31 декабря истек срок договора фирмы «Орелжилэксплуатация» с собственником здания — акционерным обществом «Агентство ипотечного жилищного кредитования Орловской области» (АИЖК). Ему кинотеатр достался «по наследству» от приснопамятного «Развития», правопреемником которого АИЖК себя называет. «Орелжилэксплуатация», сокращенно «Орелжэк», в свое время взялась обслуживать здание кинотеатра по договору с собственником. За это получило право сдавать площади под крышей бывшего кинотеатра в субаренду разного рода коммерсантам. Но вот срок договора истек, а продлевать его почему-то никто не захотел. В АИЖК утверждают, что «Орелжэк» еще в середине декабря 2010 года уведомил руководство АО, что не намерен больше обслуживать «Родину». А если так, то и у «обитателей» кинотеатра не осталось никаких прав на занимаемые площади.

Но все эти попытки сохранить хорошую мину при плохой игре поломал сам губернатор А. Козлов на недавней сессии областного Совета, когда по настоянию лидеров фракции КПРФ В. Иконникова и «Справедливой России» Н. Варламова вынужден был объясняться по поводу «Родины». Суть губернаторских слов более чем красноречива: ветхий памятник будет только «колоть глаза», а в торгово-развлекательном комплексе «будут два кинотеатра, будет кафе, будут парикмахерские, салоны красоты, будут торговые площади…» В общем, афиши, публика, касса, как говаривал Казимир Алмазов в известном советском фильме «Укротительница тигров» — смешной, сатирический персонаж. Теперь той же логики придерживаются губернаторы.

Еще в декабре состоялось очередное заседание градостроительного совета, и маститые орловские архитекторы обсуждали так называемый «проект Горлова» — проект того самого торгово-развлекательного комплекса, который должен заполнить собой все пространство от памятника Поликарпову до Трамвайного переулка. Заказчик — рязанское ООО «Виктория Элит».

В. Горлов — это руководитель орловского института «Гражданпроект». Его концепция застройки нашла полную и безоговорочную поддержку у главного архитектора горда А. Берсенева и других членов градостроительного совета. И это позиция! Причем позиция профессионалов архитекторов, на чье мнение теперь опирается власть.

Заинтересованность орловских архитекторов в торговом комплексе вместо «Родины» — само по себе очень тревожное обстоятельство. До сих пор потенциальные разрушители исторического Орла не заказывали такие крупные дорогостоящие проекты орловским архитекторам. И это сплачивало ряды нашей общественности. Но сегодня ситуация изменилась: заказ получили именно орловские специалисты, и именно им светит доля от баснословной стоимости будущего торгово-развлекательного комплекса в качестве гонорара за проект. Одним уже светит, а другие — надеются на будущее и потому проявляют корпоративную солидарность.

Нельзя не заметить, что среди подписантов открытых писем губернатору в защиту «Родины» есть люди самых разных творческих профессий. Орловское отделение Союза художников РФ официально выразило свой протест против намерений власти снести памятник. Но среди защитников «Родины» почти нет архитекторов — только историк архитектуры, старейший орловский краевед К. А. Седойкина да заведущая кафедрой и один доцент архитектурно-строительного института бывшего ОрелГТУ (ныне — «Государственный университет — научно-производственный образовательный комплекс»). Так что, похоже, наш исторический Орел получил своего «троянского коня» в лице местного архитектурного лобби.

В 2004 году снести кинотеатр и построить вместо него огромный небоскреб помешал Орловский городской Совет, в котором большинство голосов принадлежало фракции КПРФ. Но вот что удивительно: после смены губернской власти «Родина» осталась в собственности АО, где эта власть имела и имеет решающий голос. Но при этом кинотеатр как был, так и остается для власти лишь помехой на пути к прогрессу. Губернаторы разные, а угрозы «Родине» все те же. Значит, не в тех она руках. Да и законно ли в них попала?Может, областная прокуратура разберется?

А ведь, казалось бы, все уже, и давно, сказано: здание кинотеатра «Родина» — это памятник истории и культуры, одно из немногих сохранившихся в Орловской области сооружений, относящихся к особому и редкому ныне архитектурному стилю — конструктивизму. И ни одним передним фасадом оно ценно! И должно быть реставрировано как самостоятельный объект. И если бывший главный архитектор города Орла В. Фомин, выступая на градостроительном совете, называет кинотеатр «рухлядью», то это прежде всего характеризует самого Фомина, в чью бытность на ответственном посту Орел лишился многих исторических зданий. Но мнение господина Фомина не означает, что «Родина» не представляет никакой ценности.

Кинотеатр «Родина» был и остается одним из символов Орла. С ним связаны воспоминания как минимум трех поколений орловчан. И как могу, например, я, коренной житель Орла, согласиться с Горловым, Берсеневым, Фоминым и тем более какими-то рязанскими дельцами, видящими в «Родине» лишь «рухлядь», если в этот кинотеатр все свое детство ходили мой отец и моя мать! А в соседнем машиностроительном техникуме они учились. И техникум этот — еще один памятник советской архитектуры — неотделим от кинотеатра и сквера. Вместе они и составляют ту органичность, которая свойственна этому уголку города. Когда мой отец служил в армии далеко от родного дома, его друг прислал ему привет из Орла на открытке с изображением именно «Родины» — как самого памятного и дорогого места в родном городе. И теперь я должен от всего этого отречься? Только потому, что главный архитектор города А. Берсенев мечтательно надеется, что с построением торгового комплекса у него появится возможность «кушать булочку в «МакДональдсе» в центре города? (газета «Мы за Справедливость», № 4 от 14.12.2010).

Не было бы проблем с «Родиной», если была бы уверенность в верховенстве Закона. По закону, всякий архитектурный памятник перестает быть таковым только тогда, когда он утрачен. Уж не на это ли расчет? Потому что иначе (если без коррупционных схем) ну никак не обойти закон № 73 «Об объектах культурного наследия», запрещающий любые работы, которые могут привести не то что к разрушению, но даже к искажению внешнего облика памятника (статья 35). Проект Горлова предусматривает сохранение фасада кинотеатра как элемента общего фасада торгово-развлекательного комплекса. Но словосочетание «реконструкция памятника» — это лишь фиговый листок, за которым не спрячешь голую суть незаконных разрушительных намерений. Нет такого понятия в упомянутом федеральном законе. Либо памятник есть, либо он испорчен, что равнозначно понятию «утрачен». А это означает уголовную ответственность. Есть и еще одна степень защиты — особый статус земель, где расположен кинотеатр. В марте 2002 года с подачи городского Совета Орловский областной Совет народных депутатов принял «Положение о заповедных зонах г. Орла». В границах одной из них оказалась и «Родина». А в 2005 году в Земельный кодекс РФ было внесено существенное изменение, ужесточившее требования его 99-й статьи. И с тех пор любой прокурор знает, что «земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением» и что «изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается». Причем это касается даже той земли, которая вместе с кинотеатром принадлежит АИЖК Орловской области, потому что согласно статье 85-й все того же Земельного кодекса «для земельных участков, расположенных в одной территориальной зоне, устанавливается единый градостроительный регламент…» Плюс ко всему сквер возле кинотеатра — это рекреационная территория (зона отдыха, восстановления среды), в которой также запрещена всякая деятельность, не соответствующая ее целевому назначению. Так что первое же официальное постановление о выделении участка земли под проектирование торгового комплекса в этой части города должно быть опротестовано прокуратурой. Но это если по закону, а не «по понятиям».

Приближение 450-летия Орла, видимо, лишь обострит ситуацию. И «Родина» может оказаться не единственной мишенью городских преобразований «по законам рынка».

Едва закончились зимние школьные каникулы, как стало известно: городскую центральную детскую библиотеку им. Крылова выселяют из здания на углу Комсомольской и 1-й Посадской, где она располагалась аж с 1943 года. Этот видный угловой дом тоже памятник архитектуры.

Последний раз капремонт здесь делали в начале 60-х. В прошлом году руководство библиотеки, обеспокоенное состоянием своего дома, заказало его обследование. Специалисты «Гражданпроекта» (какое совпадение!) признали здание аварийным. Но вместо капремонта, на который и надеялись библиотекари, городская власть решила выселить библиотеку в помещение соседнего, давно пустующего магазина. Судьба же исторического здания на углу Комсомольской остается туманной.

И наконец, еще один факт. В конце января был неожиданно уволен «без объяснения причин» директор Государственного объединенного литературного музея Тургенева Г. Алексеев. Само применение этой новой скандальной статьи Трудового кодекса свидетельствует, что к директору музея у областной власти нет конкретных претензий. Зато хорошо известно, что Алексеев вместе со своим коллективом музейных работников воспротивился намерению администрации Козлова поделить фонды объединенного литературного музея с последующей передачей самой ценной их части «Спасскому-Лутовинову», федеральному музею-заповеднику. Областной администрации так показалось проще решить проблему нищих орловских музеев в преддверии 450-летия Орла. И хотя чиновники теперь заверяют сотрудников музея, что «дрейф в сторону Спасского» был ошибочным направлением, сам факт внезапной и «беспричинной» отставки Алексе-ева мешает верить власти.

Кинотеатр, библиотека, музейный комплекс — и все под вопросом: сохранятся или будут стерты с лица города? Зато все очевидней: пресловутый рыночный подход в градостроительной политике способен создать лишь город торгово-развлекательных комплексов и доходных домов. Но Орлу это явно не к лицу.

А. Петров-Захаров.