Красная строка № 3 (225) от 1 февраля 2013 года

Мусорный апокалипсис: куда ведёт цепочка?

18 января 2013 года в № 1 (223) «Красной строки» была опубликована статья С. Заруднева «А может быть, отнять у губернатора грабли?». Речь в ней шла о том, почему Орел зарос мусором, и о путях решения проблемы. Тема оказалась востребованной и вызвала интерес читателей. Поэтому сегодня мы продолжаем разговор, публикуя несколько иную точку зрения.

Зарождение
и распространение

Каждый день мы несём на «мусорку» набитые бытовыми отходами пакеты — по самым скромным данным, каждый житель России производит около килограмма мусора в день. Иногда видим: баки полны до краёв, вороны, кошки и бомжи роются в кучах, мусор разлетелся по двору… Почему не вывозят?

Мусор — проблема века: люди потребляют всё больше товаров и избавляются от упаковки. Количество мусора растёт в геометрической прогрессии. В Орле грязно. Мягко говоря, у орловцев очень низкий уровень экологической культуры. Офисы и магазины, гаражные кооперативы и садоводческие товарищества вовсю производят отходы, а вот договоры на вывоз не заключают или ставят заниженные нормы. Возле контейнеров растут горы пустых ящиков и коробок, а виновника не найти. На чистоте экономят и жители. В частном секторе за вывоз ТБО платят только 66% населения, зато регулярно возникают стихийные свалки. Кто-то выбросил хлам, другие присоединились, а убирать некому. Позиция «моя хата с краю»… Целенаправленной информационной пропаганды по «мусорному вопросу» не ведётся, студентам и школьникам не внушают, что бросить бумажку мимо урны стыдно… Потому и грязно.

Проблемы миграции

За вывоз и захоронение мусора и ТБО (твёрдых бытовых отходов) житель многоквартирного дома чаще всего платит в управляющую компанию (УК). Стоимость вывоза ТБО с 1 кв. м — 65 коп., КГО — 5 коп. В частном секторе за вывоз мусора платят специализированному перевозчику — муниципальной спецавтобазе по саночистке города Орла, что обходится примерно в 32 руб. в месяц с человека. Управляющая компания оплачивает расходы на вывоз и захоронение мусора, труд дворников и обустройство контейнерных площадок. Перевозчики, кроме спецавтобазы — это ЗАО «Забота», ОАО «Орёлжилэксплуатация», ООО «ЭКО-ТРАНС», ЗАО «ОПЭК-ТРАНС» и ООО «Чистый город» — осуществляют сбор и доставку отходов на полигон под Орлом. Перед некоторыми перевозчиками управляющие компании имеют немалые долги.

Система раздельного сбора мусора — для Орла пока что утопия. В контейнере вперемешку — пищевые отходы, пластиковая тара, стекло, бумага… Около 60% от общего объёма составляют крупногабаритные отходы (КГО). Огромные кучи досок и оконных рам валяются на площадках неделями, а спиленные деревья и ветки — месяцами и даже годами. Представители административных комиссий разводят руками: ЖРЭУ неподсудны — в Правилах благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орёл» про ветки ничего не сказано…

Погрузка мусора в мусоровоз обычно выглядит так: приехала спецтехника, опрокинули контейнеры в кузов, уехали. Часто контейнеры при этом ломаются и потом долго валяются в растерзанном виде… Согласно правилам благоустройства, разлетевшийся при уборке мусор должен собирать перевозчик. Но это делают дворники, в основном пожилые женщины, чья зарплата — 5-6 тыс. руб., рабочий день — до 14.00, да и тех хронически не хватает. Контейнеров тоже не хватает, только в частном секторе их требуется как минимум 700-800 баков, т. е. около 500 контейнерных площадок. В итоге — постоянное перенакопление мусора.

Заплатил штраф —
спи спокойно!

Максимум, чем можно наказать недобросовестную УК — административный штраф. Его размер определяет статья 6.2.8 («Нарушение правил вывоза бытовых отходов») Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения». Максимальная сумма штрафа по данной статье, накладываемая на должностное лицо — 20 тыс. руб., на юридическое лицо — 50 тыс. руб. Для примера возьмём ЗАО «ЖРЭУ № 1», которое в августе 2012 года аж четырежды штрафовали по 20 тыс. рублей. Допустим, его директор Н. В. Мазуркевич (теоретически) захочет навести порядок в районе и попросит перевозчика поставить на каждую проблемную площадку дополнительно по бункеру-накопителю КГО (контейнеру объёмом 8 куб. м). Вывезти его раз в неделю стоит 2337 рублей, умножим на 15-20 явно перегруженных площадок и четыре недели… Уж лучше штраф! Впрочем, УК выплачивают штрафы из своей прибыли, которую обеспечивают горожане. Эффекта нет.

Несложно проверить, как обслуживаются контейнерные площадки, соответствует ли количество контейнеров числу жителей и нормам накопления, существуют ли и как выполняются графики вывоза… В Правилах благоустройства сказано: убирать площадки нужно ежедневно, летом — мыть и дезинфицировать контейнеры не реже раза в неделю; вывозить ТБО надо строго по графику, не допускать переполнения баков… Но почему-то никого не наказывают. Рейды Роспотребнадзора по проверке санитарно-эпидемиологического состояния городской территории видимого результата не приносят. А на захламлённых «мусорках» — постоянная антисанитария, кормятся и резвятся грызуны — источник опасных заболеваний… Кто призовёт управляющие компании к ответу?

«Прозрачность»
и бизнес —
вещи несовместные

Крупнейший участник коммунального комплекса Орла — ООО «Первая городская управляющая компания». ПГУК, отметившая в этом году 5-летний юбилей, обслуживает около 1000 многоквартирных домов, доля её рынка примерно 60%. Подструктуры ПГУК — четыре номерных ЗАО ЖРЭУ №№ 1, 2, 3, 4, ряд ЖЭУ, множество подрядных организаций, в том числе и уже знакомый нам перевозчик бытовых отходов ООО «Чистый город».

Кроме ПГУК, на рынке ЖКХ действуют еще около 40 управляющих организаций, наиболее крупной из которых является муниципальное предприятие — МУП ЖРЭП (заказчик), хронически находящееся в предбанкротном состоянии. Отметим, что доля муниципалитета в управлении домами не должна превышать 20%, и этого предела МУП ЖРЭП (З), увы, почти достиг.

Существует Постановление № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Однако когда в то же ЗАО «ЖРЭУ № 1» пришла проверяющая комиссия, то представителям администрации города, прокуратуры и общественного движения потребителей пришлось с боем выпрашивать у Н. Мазуркевич договор управления домом. Куда там жителям! Кстати, Мазуркевич и директора ООО «ЖЭУ № 26» Бутову оштрафовали за непредоставление сведений по управлению домами после прокурорских проверок. Очевидно, что «прозрачность» и коммерческие тайны — две вещи несовместные.

Вернёмся к мусору. Больше всего претензий по его невывозу к номерным ЗАО ЖРЭУ: достаточно пройти по городу и посмотреть, что творится на «мусорках». Аргументы коммунальщиков: «Норма накопления отходов занижена — всего 1,3 куб. м в год на человека. Тарифы на вывоз мусора в Орле запредельно низкие. Собираемых с населения денег не хватает ни на качественную уборку площадок и обновление контейнеров, ни на дополнительный вывоз крупногабаритного мусора…». Однако никто этого не проверял, отчётности о потраченных на вывоз мусора деньгах в газетах не публикуют.

Власть и капитал

В убытке только город Орёл, который медленно превращают в помойку. Недавно М. Берников подписал Генеральную схему санитарной очистки территории города, разработанную Московским центром благоустройства и обращения с отходами. Схема, в том числе, предусматривает пересмотр норм накопления ТБО и тарифа на сбор и вывоз мусора: москвичи тоже сочли, что тарифы в Орле надо повышать. Дело нехитрое, люди заплатят больше, деньги потекут в чей-то карман в пользу зарплат массивной руководящей верхушки. Но где гарантия, что количество контейнеров и дворников увеличится, а город будет действительно чистым?

Губернатор для решения «мусорной проблемы» направил своих заместителей курировать полуразгромленные райадминистрации. В городской администрации для изучения «цепочки» накопления мусора создали рабочую группу… Смех сквозь слёзы: рычагов влияния на коммунальный рынок у исполнительной власти нет: чиновники не контролируют порядок предоставления коммунальных услуг, отрасль выпустили из государственных рук. В условиях дикого капитализма государство не в состоянии защитить жильцов. Как быть?

Многие считают, что содержанием и уборкой контейнерных площадок должен заниматься муниципальный специализированный перевозчик: один хозяин — больше порядка. Чтобы вытеснить УК с рынка вывоза мусора, надо инициировать общедомовые собрания жителей по всему городу и заключить новые договора с перевозчиком. Реально ли это? Жители пассивны. Председатели домкомов часто жалуются: никому ничего не надо, собрать народ не получается, единодушия нет…

Куда ведёт «цепочка»

Но собственники могут сменить недобросовестную управляющую компанию на другую. Решение принимается на общем собрании. Условия смены УК — согласие новой УК и 51% голосов собственников, выступающих за переход. Помешать проведению общедомовых собраний может лишь равнодушие жителей.

Кстати, Р. Л. Исламгазин в «Орловской городской газете» отмечает: больше всего домов, расторгнувших договоры управления, приходится на ЗАО «ЖРЭУ № 1». На что менять? М. Берников пообещал: городская власть возьмет рынок ЖКХ под свой контроль. Конкуренцию ПГУК будут призваны составить три компании, которые войдут «в долю» с городом. К чему приведёт эта попытка, можно лишь предполагать, итоги нового коммунального передела увидим лет через пять-шесть.

А мусор? А он всё там же, валяется вокруг переполненных баков. Налицо ярко выраженное противоречие между общественным способом производства бытовых отходов (поскольку ничего другого не производим) и частным способом их вывоза.

Иван Алексеев.