Непосредственная власть гражданина

Эта инициатива, похоже, уже не на шутку встревожила власть. Минфин призывает граждан Российской Федерации не поддаваться на провокации. Могущественное министерство обращается к правоохранительным органам за защитой, потому что уже чуть ли не 20 тысяч граждан России потребовали перечислить на их личные счета по 40 процентов от их доли госбюджета «для осуществления народовластия непосредственно». Минфину вторит и правительство Орловской области, разместившее на своем официальном сайте аналогичное обращение к гражданам.

Между тем виновник переполоха и не думает бояться и скрываться. Более того, эта женщина из Тольятти — одна из непосредственных участников создания «ельцинской» Конститутуции РФ 1993 года — «самой демократичной Конституции в мире»! Лариса Бозина на открытых семинарах, через Интернет и газеты, одна из которых, кстати, издается и в Орле, пытается убедить сограждан, что Конституция РФ — это закон прямого действия и что сложившаяся практика наших отношений с государством находится в противоречии с Основным Законом страны.

Л. Н. Бозина придумала, как заставить чиновников внимать голосу народа, и оказывает практическую помощь всем желающим получить в руки и освоить ее «инструментарий». Трудно сказать, чего здесь больше — эпатажа, авантюризма или реального понимания сути проблемы.

Но в условиях все нарастающего пренебрежения со стороны государства реальными проблемами страны и народа, когда запредельным становится цинизм правящих чиновных кланов, подобные инициативы не могут не вызвать интереса. Подумать только: человек заявляет во всеуслышание, что знает, как заставить чиновников служить своему народу! Без митингов, революций и даже без партий и общественных организаций — только лишь на основании действующей Конституции (бозина.рф; soc-preobrajenie.ru).

Вот как об этом говорит сама Лариса Николаевна Бозина (газета «Родовая земля», № 1, январь 2011 г. (www.zeninasvet.ru), «Непосредственная власть народа»:

«Согласно Конституции РФ, ст. 3, п. 2: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». У органов государственной власти и органов местного самоуправления — опосредованная форма власти. Каждый гражданин является одним из носителей суверенитета, верховенства власти в государстве. Некомфортно представители органов власти себя ощущали — для чего тогда они? И что они сделали в данной ситуации? — поставили опять во всех уставах муниципальных образований себя, любимых, в приоритете, свои составляющие в приоритете. То есть всё, что они там разработают, народ обязан исполнять. А народ обязан в данный момент исполнять всё то, что не ущемляет его права и свободы, его статус в государстве. Они почему-то об этом не подумали.

И, конечно, сегодня, когда граждане впервые читают Конституцию РФ, у них как божий дар это перед глазами, они впервые с этим соприкасаются и говорят: этого же не может быть, не может быть! Вторая фраза: так они же не дадут! А кто «не дадут»? Приоритеты, статус у гражданина многократно выше, чем у всех должностных лиц в этом государстве, и он имеет право свой статус осуществлять на основании законности и добровольности. Закон это позволяет. Нужна просто добрая воля гражданина. Нужно просто взять свои инструменты в руки и приступить к реализации своего статуса — управлять делами государства непосредственно.

— И атрибутами этого статуса являются…

— … Печать и бланк. У Президента есть бланк и печать, у премьер-министра бланк и печать, у прокурора бланк и печать, у судьи… И у гражданина — также должны быть бланк и печать, которые свидетельствуют о его статусе и сразу автоматически расставляют все точки над «i» в этой системе управления государством. Чиновники все тоже обучены служить чему? Бланку, статусу. И когда они получают сейчас заявление на бланке гражданина, заверенное его личной геральдической печатью, то соответственно автоматически включаются в составляющую служения. То есть и они начинают изучать законы, они же тоже граждане, несмотря на то что занимают то или иное должностное место… впервые начинают читать Конституцию РФ, изучать нормы Закона». ( Конец цитаты).

Министерство финансов от имени власти пытается опровергнуть такое прочтение Основного Закона страны. «Не отдельный гражданин, а народ осуществляет свою власть непосредственно, — пытается спорить Минфин. — При этом высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы». Но, во-первых, кроме статьи 3 есть еще и статья 32, которая говорит уже именно о праве граждан участвовать в непосредственном управлении государством. А во-вторых, последние поправки в законодательстве свели к минимуму саму возможность осуществления народовластия в такой форме, как референдум. Разве не так? Или, например, чего стоит следующий довод минстерства финансов: «Сход, конференция и собрание граждан являются наряду с выборами и референдумом формами, через которые жители муниципальных образований могут реализовать свое конституционное право на осуществление власти». При этом «расходы на проведение конференции, собрания, выборов и референдума осуществляются за счет средств местных бюджетов…» Но вся штука-то в том, что «бюджетные средства выделяются не отдельным гражданам, а соответствующим избирательным комиссиям». То есть опосредованно, а не непосредственно! Не правда ли, саморазоблачительно? Вы, дескать, имеете право управлять, но деньги распределять и выделять будем мы, если сочтем нужным! А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. И на этом фоне, конечно, заманчиво выглядит логика Бозиной:

«— Чтобы гражданин, то есть непосредственная власть, не ходил с протянутой рукой, что первое он должен сделать? Написать заявление, чтобы ему перечислили средства на осуществление этой непосредственной власти. Это главное?

— Нет, приоритетом здесь являются все сегодняшние потребности, которые сложились у того или иного гражданина. Многие потеряли жильё, многие потеряли работу. Многие влезли в кредиты, из которых не могут вылезти. В нашем государстве форма заявительная, написал заявление — владеешь, пользуешься, распоряжаешься. Заявление гражданина на имя Президента России и премьера Правительства РФ о том, что вы просите перечислить на ваш расчётный счёт определённую сумму, является распоряжением гражданина своим бюджетом, бюджетом одного гражданина. Это есть не что иное, как распоряжение. Несмотря на то что в заявлении мы пишем «прошу…», статус этой просьбы очень высок, потому что статус у гражданина высок. Это корректная форма обращения к служащим, которые обязаны в данный момент это распоряжение реализовать.

И мне бы очень хотелось, чтобы граждане в данной ситуации, написав заявление Президенту РФ и премьеру Правительства о распоряжении своим бюджетом одного гражданина, своим собственным бюджетом, на этом не угасали. Потому что у нас много потребностей разного характера — коммунального и социального. И если граждане попадают в ловушку «коммуналки»: должны платить за неё, а доходная, экономическая часть семьи не позволяет оплачивать коммунальные платежи, — здесь тоже, реализуя свою норму права, они имеют возможность ставить вопрос ребром. Государство создано для того, чтобы обеспечивать весь прожиточный ресурс, качество жизни, ресурс жизнеобеспечения каждому гражданину, для того оно и существует.

Что является жизнеобеспечивающим ресурсом? Это газ, свет, вода, электроэнергия, отопление, это то, что обязано обеспечивать государство. В данной ситуации государство обязано отдельной строкой в своём бюджете выделить каждого гражданина и сказать: гражданин, исходя из бюджета, который тебе принадлежит, мы ежегодно обеспечим тебя электроэнергией, теплом, газом, водой в таком-то объёме. И если ты, гражданин, перерасходовал этот необходимый жизнеобеспечивающий ресурс, соответственно тогда ты должен столько-то доплатить.

А сегодня почему-то во взаимоотношениях взаимообратной связи между гражданином и государством откуда-то появились управляющие компании, то есть посредники. Они встали между гражданином и государством и решили, что это их функция — обязанность обеспечения жизнеобеспечивающими ресурсами, и тут же взяли на себя ответственность государства перед гражданином. Они могут взять эту ответственность, если гражданин им позволяет. Если гражданин не позволяет, у него есть форма взаимообратной связи — его распоряжение: он обратился к премьеру Правительства России, распорядился своим бюджетом: «60% отдаю органам государственной власти, органам местного самоуправления на обеспечение жизнеобеспечивающего ресурса, а 40% прошу перечислить на мой расчётный счёт для решения социальных потребностей. Я сам желаю распоряжаться своими правами». Все эти структуры, выставляющие счета, — чисто хозяйственные и не более того. А у гражданина статус многократно выше… ТСЖ и прочие структуры создаются для того, чтобы служить гражданину, обеспечивать его качество жизни. Если ТСЖ эти рамки превышает, и гражданин не способен оплачивать какие-то потребности этого, извините, Товарищества, он может сказать так: «Спасибо, у нас есть ответственная составляющая — это государство, которое обязано меня обеспечивать, и в этом случае счёт мне может предъявлять только государство, потому что я 60% от своего бюджета гражданина оставил государству на обеспечение жизни и в данный момент в посредниках больше не нуждаюсь».

Поэтому гражданин имеет право написать заявление на имя жилищно-коммунальной службы, управляющей компании или ТСЖ: что теперь правопреемником по всем платежам является Президент РФ и премьер Правительства России, в связи с тем, что он, гражданин, 60% от своего бюджета отдал на обеспечение жизнеобеспечивающего ресурса. То есть перевести ответственность.

Волеизъявление гражданина имеет высочайший статус, он своё волю изъявил — тем самым он уже его реализовал. Точно так же — с кредитной задолженностью гражданина. Если государство не выполнило взаимообратную связь и не перечислило на расчётный счёт гражданина часть бюджета (те самые 40 процентов), исходя из его, гражданина, распоряжения, ответственность по всем кредитным делам и неплатёжеспособности гражданина переходит к государству, и это обязанность государства — оплачивать все кредиты, которые взял гражданин на обеспечение качества жизни». (Конец цитаты).

Минфин ссылается на Бюджетный кодекс, в котором «установлен исчерпывающий перечень возможных форм бюджетных ассигнований» и который не предусматривает выделения каких-либо долей на расчетный счет гражданина. Но как же быть со статьями 3 и 32 Конституции и этим пресловутым непосредственным народовластием, провозглашенным в них? Бозина уверяет, что государственные служащие сами еще не осознали, против чего пытаются протестовать!

«Нужно проводить курсы переквалификации всех госслужащих, — говорит она, — потому что на самом деле они этим нормоправом не владеют. Я недавно была в суде и столкнулась с тем, что судья, когда гражданин пришёл со своим бланком и печатью в суд, была в шоке. Она задавала примерно такие вопросы: вы кто такой? Вы — партия, движение? Вы — организация, учреждение? Вы кто такой? Он говорит: нет, я гражданин, реализующий свой статус в этом государстве. Она тут же включила монитор и посмотрела ст. 3 Конституции РФ. Она 18 лет отработала в суде, у неё полный шок! Она впервые ощутила, что Конституция — это не декларация, что Конституция — закон прямого действия». (Конец цитаты).

Как бы там ни было, какие бы цели ни преследовала Л. Н. Бозина, она сыграла свою роль в новейшей истории России. Как в свое время знаковым явлением стал С. Мавроди, так теперь явлением становится Бозина с ее идеей «непосредственной власти народа Российской Федерации». С. Мавроди с его финансовой пирамидой возник, конечно же, не случайно. В обществе, пропитавшемся духом обогащения всеми правдами и неправдами и принявшем соответствующую идеологию, должно было что-то такое явиться. Явление же Бозиной отразило кризис российской демократии.

Не случайно на Западе назвали ельцинскую Конституцию «самой демократичной в мире». Потому что нигде в мире не решились еще провозгласить право народов на непосредственную власть в стране. Это как знаменитое ельцинское: «Берите суверенитета, сколько проглотите». Взяли! И что? Расхлебываем по сей день. Бозина попыталась включить заложенный в Конституции механизм непосредственной власти народа, и сразу же заскрипели, затрещали колеса государственной машины, которая просто не в состоянии работать в таком режиме. Министерство финансов уже обратилось в правоохранительные органы с «просьбой принять соответствующие меры реагирования». Чего уж больше! Как лесковские герои, «Библии до Христа начитавшиеся», сразу оказывались на подозрении у начальства, так и Бозина, начитавшаяся Конституции до истинного народовластия, уже заклеймена как организатор «циничной кампании». Ну, никак не хочет и не может наша власть быть слугой народа. Она хочет лишь править от имени его.

И события последних лет, все эти выстраивания «вертикали власти» и формирование «партии власти» убеждают, что истинно народного самоуправления власть никогда не допустит. И чтобы снять все противоречия, достаточно всего лишь, как говаривал товарищ Огурцов, «уточнить формулировочку», то есть как-нибудь иначе прописать статьи 3 и 32 Конституции РФ.

Истинной демократии в России не существует. Да и возможна ли она в чистом виде? Вот это-то и продемонстрировало нам явление Л. Бозиной, которая просто довела до логического конца формулу демократии. Довела, и оказалось — чревато глубочайшим кризисом! И хотя Светлана Николаевна приводит несколько примеров того, как успешно работают ее инструменты народо­властия в тех или иных случаях, ее собеседница, ведущая интервью Светлана Савельева, рассказывает очень характерный случай, который убеждает в обратном:

«Расскажу вам о другом прецеденте, совсем свежем. Ирина Старцева и ещё десять граждан из поселения Родное Владимирской области написали на своём бланке с печатью заявления на имя главы Головинской сельской администрации, в котором просят согласно статье 9, пункт 1, статьям 42 и 58 Конституции РФ защитить их конституционные права: прекратить вырубку леса — жизнеобеспечивающего ресурса — в районах прилегающих деревень. Вместо ответа на это обращение к Ирине и другим гражданам явился сотрудник Судогодского РОВД: основание — заявление главы сельской администрации, в котором он просит привлечь жителей Родного, в списке 11 фамилий, цитата: «к административной ответственности по статье 17. 10 КоАП за нарушение порядка официального использования символики Российской Федерации».

Тем не менее Светлана Бозина объективно опасна для армии чиновников, потому что в ее словах есть вполне рациональное зерно — призыв к активным действиям по отстаиванию своих прав: «…Мы не приступили к управлению делами этого государства согласно ст. 32 Конституции РФ, непосредственно не приступили. Кого винить, если статус наш самый высокий, а мы не приступили? И эти слуги, служащие, они на сегодняшний день управляют делами государства так, как они считают нужным, потому что мы, хозяева, не даём ежегодные распоряжения, чего бы мы хотели. Как с них спросишь, если ты не дал слуге никакого распоряжения? Ребята, давайте учиться! Система, где гражданин не управляет делами государства, способна лишить гражданина всей его составляющей, пусть он всю жизнь работал, пахал, зарабатывал. Сделать голым и нищим, бездомным, отправить на паперть, бомжевать, так сказать, можно любого гражданина — свидетелями чего мы с вами сегодня и являемся. И защитить себя в этом состоянии практически невозможно, если ты не знаешь закон. Знаешь закон — будут служить». (Конец цитаты).

А вот это утверждение — так и просто «бомба»: «В той системе, которая на сегодняшний день выстроена, я имею в виду систему, сложившуюся в социуме, и где статус гражданина опущен ниже плинтуса, в приоритете у нас должностные лица, депутатский корпус, то есть вся опосредованная форма власти. Ну, пришли на выборы, так пришли, а не пришли — мы и без вас всё сделаем… Хочу отметить ещё следующее. С 1993 года, то есть с момента принятия Конституции РФ, ни одна партия не наделена государственно-властными полномочиями. Партии — это просто общественно-политические организации, созданные для реализации своих политических амбиций. Ни одна партия не имеет права на своём бланке, на своём флаге использовать герб Российской Федерации, потому что не наделена государственно-властными полномочиями. Однако почему-то статус общественно-политических организаций в государстве стал многократно значимей, чем статус гражданина. Они там по спискам кого хочешь продвинули, выдвинули, сами свои политические амбиции решили, а гражданин всё так же стоит на паперти с протянутой рукой. Партии и всякие прочие движения — это искусственная форма мотивации их участия в управлении делами государства. Не непосредственная, а искусственно надуманная, мыльные пузыри». (Конец цитаты).

И это уж точно — приговор не только российской, но и вообще демократии. Как писал один умный американец, в США тоже тоталитарное государство, только народ этого не осознает. А ведь мы в России уже двадцать лет себя «под Штатами чистим»!

Столкнувшись с Л. Бозиной, власть опять проявила свою мелочность и исключительную меркантильность. Ведь чего испугались? Что народ в массовом порядке от государства денег потребует. Деньги — это священная корова нынешней власти. Вон в Орловской области — как ни меняют губернаторов, а приоритеты все те же. И поистине, кажется, ни перед чем не остановятся господа за 300 процентов прибыли. (Как тут не вспомнить Маркса!)

Только Л. Бозина опасна не тем, что может спровоцировать растаскивание бюджета по карманам граждан. По существу, это явление — идеи Бозиной и та поддержка, которая уже оказана ей в массовом сознании, — демонстрирует фактическое неуважение, недоверие народа к своей власти, неприятие ее в качестве защитника и выразителя народных интересов и воли Божией. А с этого начинались все смуты на Руси: утрата доверия к власти порождает в массовом сознании опасные иллюзии, что нужно жить и действовать исключительно в своих личных интересах. И тогда может начаться такой «парад суверенитетов», что только держись! Вот ведь чего надо по-настоящему бояться. А стало быть, и принимать меры — внутри самой власти. Пока не поздно.

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011)
«Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации».
Согласно гл. 5 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011), к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся:
местный референдум (ст. 22);
муниципальные выборы (ст. 23);
голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 24);
сход граждан (созываемый в том числе по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек) (ст. 25);
правотворческая инициатива граждан (ст. 26);
территориальное общественное самоуправление (ст. 27);
публичные слушания (с. 28);
собрание граждан (с. 29);
конференция граждан (собрание делегатов) (ст. 30);
опрос граждан (ст. 31);
обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32);
другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении (ст. 33):
1. Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами непосредственного осуществления насе­лением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.
Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.

Андрей Грядунов.

Лента новостей

«Студия РАНХиГС»