Никакого коммерческого интереса, одна социальная забота

Ефим Николаевич Вельковский — зам. губернатора Орловской области и руководитель департамента строительной и жилищно-коммунальной политики Орловщины около года назад прочитал газету и увидел вопиющие факты нарушения областного и федерального законодательства. Разбой творился в привычной и родной для зама губернатора еще по работе в ПАТП сфере — транспортных перевозках живых пассажиров.

Местная газета черным по белому сообщала, что администрация города Орла проводит конкурс на право перевозить этих самых пассажиров по следующим маршрутам (давался перечень). Ефим Николаевич — дело знает — сразу заметил, что часть маршрутов выходит за границы г. Орла. Начинается, например, в Орле, а заканчивается не в Орле.

Ага, смекнул Ефим Николаевич… И быстро написал письмо не в администрацию города (чего мелочиться?), а самому прокурору, правда, не областному, а Советского района — В. В. Кузьменко. В письме, чтобы прокурор разобрался, что к чему, зам. губернатора пишет, выделяя написанное жирным и даже подчеркивая выделенное такой же жирной чертой: «Органы местного самоуправления организуют маршрутные автотранспортные перевозки населения в пределах муниципального образования». За пределами, следует вывод, организовывать им запрещено.

Налицо — нарушение областного законодательства, которое идет нога в ногу с федеральным. Ефим Николаевич поймал беззаконников из мэрии за руку. Есть работа для прокурора. «Просим опротестовать незаконные действия администрации города Орла и исключить маршруты, выходящие за границы города, как из выставленных лотов конкурса, так и постановления администрации города Орла.., а также вынести определение о недопустимости превышения своих полномочий», — просит Е. Н. Вельковский прокурора. И, добрый человек, копию просьбы-заявления отослал в мэрию. Пусть знают!

А. А. Касьянов письмо тоже получил и отвечает автору: «Уважаемый Ефим Николаевич! Администрация города Орла рассмотрела Ваше обращение…». Далее бдительному заму губернатора столь же вежливо сообщается, что «…указанные в обращении маршруты организованы на основании изучения пассажиропотока, многочисленных обращений граждан, в связи с тем, что данные маршруты являются социально значимыми и предоставляют возможность проезда жителей населенных пунктов к местам работы, учебы, к учреждениям здравоохранения, детским садам и т. д., находящимся в границах муниципального образования «Город Орел». А «прекращение действий указанных маршрутов повлечет отсутствие транспортной связи между населенными пунктами и городом Орлом и вызовет массовые недовольства граждан».

«Кроме того, — пишет мэр, — по лоту № 2, включающему в себя 2 маршрута муниципальной маршрутной сети № 30 «Поселок Знаменка — переулок Южный», № 40 «Автовокзал — ул. Германо», сообщаем, что в связи с многочисленными обращениями жителей поселка Знаменка на открытие и функционирование маршрута № 30 получено согласование с Главой администрации поселка Знаменка Е. Н. Кирюхиной.

Одновременно сообщаю, — продолжает тот же Касьянов, — что администрацией города Орла на протяжении многих лет организовывается транспортное обслуживание жителей поселков Знаменка, Булгаково, Нижняя Лужна, Мезенка, Половец, Стрелецкий. Также ежегодно администрацией города Орла организуются дачные маршруты…», которые, понятное дело, тоже выходят за рамки областного центра.

Так нарисовалась очень интересная тема — дачные перевозки, к которым мы только начинаем подходить.

Мэр, однако, не ограничился оправданиями, приличествующими главе муниципального образования, занимающемуся разбоем на дорогах, а взял, да и уел самого Вельковского, заявив тому письменно, что мэрия наблюдает откровенный произвол на собственных дорогах со стороны пригородных и межмуниципальных перевозчиков, относящихся к ведению областной власти и лично Е. Н. Вельковского как куратора этого направления деятельности и ответственного лица.

Указанные перевозчики, бичует Вельковского мэр, обязаны согласовывать график и расписание движения транспортных средств с администрацией г. Орла, коль скоро по городской территории ездят. Между тем, следует из письма, «…в результате проведенных администрацией города Орла проверок установлены грубейшие нарушения действующего законодательства, заключающиеся в осуществлении перевозчиками пригородных маршрутов автотранспортных перевозок по муниципальным маршрутам без оформления соответствующего договора с органом местного самоуправления, а также осуществлении маршрутных автотранспортных перевозок с отклонением от установленного маршрута движения… Перевозчики, работающие по пригородным маршрутам, не доезжают до конечных пунктов назначения, а останавливаются и завершают маршрут в черте города Орла, чем нарушают требования действующего законодательства и дублируют муниципальные городские маршруты.

Неправомерные действия перевозчиков, — делает вывод А. А. Касьянов, — создают препятствия в стабильной работе городской маршрутной сети, угрозу жизни и здоровью населения…

На основании изложенного, — добивает мэр адресата, — с целью недопущения нарушения действующего законодательства и нарушения прав граждан прошу Вас принять меры по устранению вышеуказанных нарушений».

Надо знать Ефима Николаевича, чтобы представить его живую, непосредственную реакцию на такой отлуп и откровенный вызов. Его же салом его же, понимаешь, и по лицу!

Ответное письмо зама губернатора мэру начинается словами «Уважаемый Александр Александрович!» и содержит всего два предложения. Первое — ответ получен («несостоятельный»), второе: «В случае реализации намеченных планов будем вынуждены опротестовывать принятое решение через органы соответствующей компетенции». Словом, ругается человек. А что же органы соответствующей компетенции?

Прокурора Советского района, которому жаловался Е. Н. Вельковский, поймавший мэрию за руку, на месте, видимо, не было, поэтому реагировал на сигнал и. о. прокурора района юрист 1 класса С. М. Теслов. Прокуратура отписала прямо Касьянову, без всяких копий: прав, дескать, бдительный Ефим Николаевич, нарушаются границы. За границы города Орла выезжаете, а прав таких не имеете. Включение «выходящих» маршрутов «в реестр муниципальной маршрутной сети автотранспорта общего пользования в г. Орле и в перечень объектов открытого конкурса противоречит действующему законодательству».

Пункт о согласовании маршрутов с главой поселковой администрации прокуратура района тоже проверила — есть такое согласование, нужны маршруты людям, но это не извинение, потому что такое согласование тоже является нарушением закона.

Чтобы у администрации города после таких выводов не пропало желание работать, прокурор подсказал, как надо поступать в случае, когда приходится выезжать за орловскую границу. В этом случае органы местного самоуправления «могут выступать исключительно как инициаторы открытия маршрута и согласования его между двумя муниципальными образованиями перед органами государственной власти субъекта РФ», то есть администрацией Орловской области. Но не перед всей, разумеется, администрацией, а перед его профильным структурным подразделением — департаментом строительной и жилищно-коммунальной политики во главе с известным нам Е. Н. Вельковским!

Ну, молодец Ефим Николаевич, показал-таки, не сам, конечно, а с помощью районной прокуратуры, кто в доме хозяин!

Прокуратура — организация очень строгая. Поэтому бумага оттуда мэру называется коротко: «Представление об устранении нарушений». Резолютивная часть требует представление рассмотреть и нарушения исправить, об исправленном доложить.

Что тут сделаешь? Не дернуться ни вправо, ни влево. Хотя, как в одной доброй книге написано, хорошенько, а главное, не торопясь подумав, чего городу горевать? Камень-то какой с плеч свалился! «Межмуниципальные» маршруты до каких-нибудь там поселков, откуда люди в Орел на работу ездят, теперь можно прикрыть. Хлопот меньше, а людей из поселков и обратно пусть Ефим Николаевич возит, как и требует того законодательство.

Это совсем не плохо, особенно учитывая то обстоятельство, что наступал сезон дачных перевозок, обходящихся городу в копеечку. Дачники, которые ездят из города за его пределы, чья компетенция? Читаем документы, думаем. За черту Орла выезжаете с тяпками своими? Выезжаете. Значит — пригородные перевозки, зона ответственности администрации Орловской области.

«Уважаемый Юрий Викторович!» — пишет первый заместитель мэра г. Орла В. В. Еремин первому заместителю губернатора Коростелкину.

Дачный сезон открывается, — сообщает зам. мэра. А дачные массивы — за границами города Орла. Хотим мы того или нет, организовывать такие маршруты должен субъект Российской Федерации, то есть администрация Орловской области. Всё об этом говорит: Вельковский, законы, прокуратура. Далее Василий Васильевич с болью в сердце делится: «До настоящего времени транспортное обслуживание населения по пригородным (дачным) маршрутам осуществляло МУ «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1», однако, принимая во внимание письмо руководителя Департамента строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области Вельковского Е. Н. № Д/6-1080 от 06.08.2007 г., направленное в адрес прокурора Советского района и мэра города Орла,.. просим Вас организовать транспортное обслуживание жителей города по пригородным (дачным) маршрутам в период с мая по октябрь 2008 года. Одновременно сообщаем, что администрация города Орла готова согласовать маршруты движения пригородных (дачных) автобусов, а также остановочные пункты в границах муниципального образования «Город Орел».

Боль чувствуется в каждой строчке… Но закон есть закон, тут Ефим Николаевич Вельковский, хоть и не любит администрацию города, прав на все сто, как прокуратура!

А дальше происходит смешное. Наступил дачный сезон. Это, разумеется, не смешно. Он каждый год наступает, люди затачивают свои тяпки и стройными рядами двигаются на остановки. Лучше этих людей быстро увезти куда-нибудь за город. Желательно вместительным транспортом — «Икарусами», например. Не полезут же дачники с холодным оружием в крохотные «Газели». Так друг дружку перепороть можно, спровоцировать бунт и массовые беспорядки.

И Коллегия Орловской области издает в связи с горячими деньками постановление, в котором говорится (тон, как в приказе о мобилизации в связи с приближающимся неприятелем): «В целях содействия населению в проведении работ на загородных земельных участках, учитывая важное социальное значение организации перево-зок к садово-дачным массивам, КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов Орловской области, население которых имеет садово-дачные участки, организовать с 19 апреля по 19 октября 2008 года сезонные пассажирские перевозки к садово-дачным массивам,определив перечень необходимых маршрутов. Для проезда к дачным массивам использовать муниципальный пассажирский транспорт (автобусы большой вместимости), а также перевозчиков всех форм собственности, имеющих требуемый подвижной состав, заключив соответствующие договоры… При утверждении перечня маршрутов к садово-дачным массивам принимать во внимание традиционно сложившуюся на протяжении последнего времени сеть и перевозчиков, её обслуживающих».

А что такое «принимать во внимание традиционно сложившуюся на протяжении последнего времени сеть и перевозчиков, ее обслуживающих»? В Орле традиционно сложившаяся сеть и перевозчики, ее обслуживающие, — это маршруты, на которых пашут, не покладая «рук», муниципальные автобусы большой вместимости из муниципального же предприятия ПАТП-1, не имеющие права, по логике федерального и, само собой, областного законодательства, заниматься пригородными перевозками, то есть возить дачников за пределы Орла. Выходит, Коллегия администрации области и лично губернатор Е. С. Строев, подписавший постановление, предлагают, точнее, «рекомендуют» узаконить незаконное на том основании, что так традиционно сложилось на протяжении последнего времени? Хорошенькое дело! А если Вельковский опять напишет в прокуратуру? Чем тогда прикрываться: рекомендацией, разработанной Коллегией Орловской области на основании «традиций»?

Пятый, последний, по сути, пункт документа гласит: «Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Коллегии, руководителя Департамента строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области Е. Н. Вельковского».

Интересно, что Ефим Николаевич будет исполнять? Он же сам в мэрию написал, чтобы те не смели высовываться за границы города, поскольку права такого не имеют. А прокуратура, ознакомившись с «сигналом», подтвердила: точно не имеют.

Что Ефиму Николаевичу в свете такого расклада документов делать? На одном письменном столе лежит собственное письмо в мэрию: «не высовывайтесь», а рядом — постановление коллегии, подписанное губернатором: высовывание организовать, ответственный — Вельковский.

«Высуньтесь, пожалуйста», — попросит Ефим Николаевич мэрию, а ему оттуда ехидно: «Не-ет!» — и письмо, подписанное им же, за № Д/6-1080 от 06.08.2007 г. покажут.

А чего это, в самом деле, область, как только речь о дачах заходит, про «важное социальное значение» сразу говорит и мгновенно о муниципальном транспорте вспоминает? Просто у нас все. Голову ломать не стоит. Вспоминает, потому что затратное это дело — дачников возить. Пенсионеры там почти все, дохода с них — никакого. Никакого в этом деле нет коммерческого интереса, одна «социальная забота».

Директор ПАТП-1 А. В. Сасин дает подробный бухгалтерский расклад этой заботы. «ПАТП-1 ежегодно, с апреля по октябрь месяцы, обслуживает пригородные (дачные) маршруты… Ежегодные убытки по дачным маршрутам составляют более 10 млн. рублей… Предприятие испытывает острую нехватку денежных средств для ремонта автобусов, не может обеспечить необходимый уровень оплаты труда». При этом «снизилось финансирование из областного и федерального бюджетов. Если в 2005—2006 годах на финансирование затрат по дачным перевозкам было выделено в среднем более 9 млн. рублей в год, то в 2007 году — 2648 тыс. рублей».

Вот такая «социальная забота» областной власти о дачниках и способах их доставки на загородные участки «для проведения работ».

Получается, что все организационные усилия коллегии области укладываются в ее «рекомендацию» мэрии Орла самой этим делом заниматься?

Придется Ефиму Николаевичу наступать на горло собственной песне, иметь дело с «горожанами» — беззаконниками и бандитами, «традиционно» перевозящими орловских дачников себе в убыток. Кто ж еще будет это делать? Не администрация же области. Она уже поработала. Постановление коллегия приняла? Приняла. Ну так за работу, граждане муниципалы!

С. ЗАРУДНЕВ.

самые читаемые за месяц