Красная строка № 35 (301) от 21 ноября 2014 года

Печальный образ вокзального комплекса «Орёл»

Экономическое, духовное и культурное достояние любого областного центра или столицы характеризуют, в первую очередь, его въездные врата — вокзалы. С их архитектурного облика, инфраструктуры начинаются, складываются и формируются, в том числе, основные мировоззренческие взгляды, патриотизм, любовь к Родине и родному краю, характеристика властей предержащих и жителей региона.

Построенное в 1868 году, здание Орловско-Витебского вокзала стало неотъемлемой чертой города, его символом. На дореволюционных открытках оно появлялось не реже, чем храмы, центральные улицы и другие достопримечательности.

Писатель-орловец Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Жизнь Арсеньева» описал город Орел и его вокзал: «Думал я о том, что вот, как это ни странно, скоро и цель моего путешествия, тот самый Орел, которого я ещё не представляю себе, но который уже одним тем удивителен, что там, вдоль вокзала, — великий пролёт на всей карте России: на север — в Москву, в Петербург, на Юг — в Курск и Харьков, а главное — в тот самый Севастополь, где как будто навеки осталась молодая отцовская жизнь…».

Бывший Орловско-Витебский вокзал и бывший Елецкий вокзал (полустанция Орёл) сильно по­страдали в период Великой Отечественной войны. Восстанавливать вокзал было решено на прежнем месте, взяв за основу уцелевшие части старого здания.

Цокольный этаж почти не по­страдал и был сохранен в первоначальном виде. В архивных документах упоминается, что здание вокзала начало работать уже с 1946 года.

Современное здание Орловского вокзала было построено в 1949—1950 годах по уникальному проекту архитектора С. А. Мхитаряна в стиле русского классицизма. Оно просторно и в то же время лишено пустот. При детальном анализе его планировки в нем угадываются сохраненные черты старого вокзала. В СССР Орловский железнодорожный вокзал по праву считался одним из самых красивых в стране. Привокзальная площадь, застроенная невысокими полукруглыми зданиями песочного цвета, переходящими в колоннаду входа на платформы, и находящийся напротив Дом культуры железнодорожников являются цельным, гармоничным архитектурным ансамблем. Таков малый экскурс в историю, подчеркивающий величие и значение данного объекта для города, для страны.

С момента открытия в 1950 году в вокзальный комплекс не делались серьёзные вложения по строке «Капитальный ремонт». И его состояние вызвало определенную обеспокоенность у ОАО «РЖД» и правительства Орловской области. Известно, что 8 июня 2010 г. они подписали соглашение о сотрудничестве. 19 октября 2010 г. была одобрена «Программа комплексной модернизации вокзала в г. Орел и создание ТПУ». Объём инвестиций в программу — 1,8 млрд рублей. Однако специалистами она оценивалась в 5—7 млрд. рублей (сайт «Российской газеты», 21.02.2012 г.).

Администрацией г. Орла утвержден проект планировки территории, подготовленный с учетом программы модернизации, по результатам публичных слушаний.

В 2010—2012 гг. сообщалось, что Орловский вокзал включен ОАО «РЖД» в первоочередной список объектов модернизации. Однако, «Орловский вестник» (№ 40 (1102) от 22.10.2014 г.) в статье «Транспортный узел» информирует: «Нынешнее областное руководство было не в курсе соглашения, подписанного Александром Козловым с РЖД, — пояснили в пресс-службе правительства Орловской области. — Что касается внешнего вида вокзала… Мы намерены обратиться с просьбой, чтобы к 450-летию Орла железнодорожная компания провела хотя бы ремонт фасада».

В «Плане основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 450-летия основания г. Орла», утвержденном распоряжением Правительства РФ от 01.03.2011 г., капитальных вложений по вокзалу «Орёл» не предусмотрено.

21.02.2012 г. сайт «Российской газеты» информировал: «Правительство Орловской области, мэрия Орла и ОАО «РЖД» подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве, целью которого станет превращение железнодорожного вокзала в современный вокзальный комплекс. Реконструкция вокзала начнется в 2013 году. А к юбилею города, который будет праздноваться в 2016 году, комплекс сдадут под ключ». Фактически же работы не начаты до сих пор.

Весь комплекс Орловского железнодорожного вокзала и по современным регламентам относится к уникальным зданиям и сооружениям. Приведем отдельные выдержки из положений основного документа — «Рекомендации по проектированию вокзалов», Минстрой России, ЦНИИП Градостроительства, М., 1997 г.: «Проектирование железнодорожного вокзала островного типа (наш любимый вокзал. — Авт.) допускается в виде исключения, на основе специальных технико-экономических обоснований и при достижении градостроительного эффекта. В вокзалах, расположенных в административных центрах, оправдано использование средств монументального и декоративного искусства и синтеза архитектуры, скульптуры и живописи с целью повышения художественно-эстетических и эксплуатационных качеств вокзалов, выявления их функционально-технической сущности и роли в данном городе и в единой транспортной системе страны. Отделочные работы как внутренние, так и наружные должны быть только высококачественного уровня».

Вдумайтесь, сколь прозорливы и талантливы были наши предки, создавшие ансамбль Орловского вокзала именно таким!

Современные градостроительные отношения нормируют, регулируют, предписывают, определяют технические регламенты в форме федеральных законов, сводов правил, национальных стандартов. Они обязательны к исполнению. Но, увы!

В силу обстоятельств мы оказались на вокзале в знаменательный день — в очередную годовщину легендарного военного парада 7 ноября 1941 года. На осмотр нам потребовалось не более полутора часов. Но и этого оказалось достаточно, чтобы сформировать и закрепить тяжелое, гнетущее впечатление от увиденного.

Техническое состояние комплекса сегодня просто не обеспечивает безопасность для посадки и высадки пассажиров, проведения багажно-почтовых, грузовых операций, технического обслуживания составов и т. д. Его эффективный и рачительный соб­ственник за период становления новой России обязан был, как минимум, 4 раза провести обследование технического состояния вокзального комплекса, в установленном порядке, с принятием мер по восстановлению его эксплуатационной надежности. Он в целом морально и физически устарел, не отвечает современным требованиям.

Перроны являются важнейшими элементами вокзального комплекса. Как нечетные платформы 1, 3, 5 со стороны главного фасада, так и четные платформы 2, 4, 6 со стороны локомотивного депо находятся в аварийном состоянии. Все подпорные системы платформ разрушены на 80% (потеря механической прочности) по всей их длине.

Время, климатическое воздей­ствие, вибрация разрушили когда-то прочный железобетон. Скелеты арматурных каркасов обнажены по длине платформ. Ступени переходных площадок на платформу № 2 просели до 180 мм.

Асфальтовое покрытие краев платформ, подобно рваному лоскутному одеялу, подчеркивает все провалы и разрушения стен. Возле барельефа, посвященного подвигу воинов, участвовавших в Орловско-Курской битве — перепад высот на платформе № 2 высотой до 200 мм.

Лотки из крупнозернистого асфальта, уложенные и заглаженные совковой лопатой, «дышат» под ногой. Возникшие контруклоны на асфальтовых покрытиях вызывают подтопление ливневыми водами боковых фасадов. Кровельное покрытие колоннад-входов на платформы «отливает» сплошной ржавчиной.

Все входные филенчатые двери — как со стороны привокзальной площади, так и выходящие на перрон — перекошены в плоскости полотен, на ржавых петлях, по-простому выразиться — в раздолбанном состоянии. За деревянными окнами фасадов, находящихся в ограниченно-работоспособном состоянии, проглядывают краски художественных витражей, выполненных в залах вокзала в 1995 году (авторы В. Карев, С. Симаков). Рустовка фасадов утратила четкость своих границ. Фасады в потёках краски, с паутиной её отслоения. Утраченные фрагменты заляпаны (но не восстановлены) неумело подобранным колером. Венчающие карнизы, разрушенные временем в зонах водосточных воронок длиной до 7,0 м в различных зонах фасада, убого восстановлены без сухариков и тяг, с непонятным закруглением к свесу кровли, заглажены, вероятно, остатками метлы. Сельская завалинка в своё время обновлялась хозяйкой во сто крат лучше. Световые приямки главного фасада в аварийном состоянии, днища завалены разрушенными фрагментами их стен.

Не в лучшем состоянии и внутренние помещения вокзала. Клетки торговли отняли до 30% площади вестибюля, нарушив гармоничность планировки, естественное освещение. Во всех помещениях чувствуется отсут­ствие нормального воздухообмена. Трубы инженерных коммуникаций при их замене «вылезли» внутрь помещений, вместо прежних скрытых решений. Потолочные плоскости пешеходных туннелей простого уровня отделки.

Помещения ресторана, славившегося своей кухней, добротностью, убранством и уютом, заняты одинокими дежурными по вокзалу.

На скоротечный взгляд, художественные витражи обогатили интерьер залов ожидания вокзала. Но более глубокое знаком­ство закладывает большие сомнения в мастерстве их исполнения, в правильности их размещения в залах вокзала по стилистике и идейности. Почему-то витражи, посвященные литераторам и поэтам Орловщины, размещены в Зале воинской славы, а витражи на тему лихолетья 1941—1945 гг. — в другом помещении. Мозаичные покрытия полов выщерблены, истерты за годы эксплуатации. В Зале воин­ской славы размещены скромные стенды, посвященные событиям Великой Отечественной войны 1941—1945 годов на Орловщине, с сухими строчками, датами, схемами, фото из старых учебников истории. Внизу стендов набрано красным шрифтом: «В память о ратном подвиге от ветеранов и тружеников железнодорожного транспорта», «В память о ратном подвиге от депутата и гражданина г. Орла Букалова В. В.». Уместны ли эти надписи? Какое зерно патриотизма заложит в сознание столь странное, убогое оформление Зала воинской славы? Согласиться с таким интерьером зала — нельзя.

Таким образом, юбилейных гостей г. Орла, вероятно, будет встречать «печальный образ» вокзального комплекса «Орёл». А хотелось бы иного. Ещё есть время принять меры! События 2014 года подчеркивают, что стране нужны настоящие патриоты. И очень хотелось бы к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. иметь по-настоящему, монументально оформленный Зал воинской славы, увековечивающий ратный подвиг воинов-освободителей, а также четкую информацию об утвержденной инвестиционной программе модернизации вокзального комплекса «Орёл».

Г. Григорьев.

Лента новостей

«Студия РАНХиГС»