Красная строка № 12 (234) от 5 апреля 2013 года

Подарить учебники школе? А с какой стати?

Как известно уже, наверное, всем родителям города Орла, школы просят подарить им учебники наших детей — те, по которым школьники отучились год. Мы привыкли к тому, что учреждения образования г. Орла всё время нуждаются в нашей материальной помощи. Привыкли ежегодно покупать новые учебники своим детям. Мы смирились с этим положением. И вдруг такая вот необычная просьба: подарите, мол, купленные за ваш счет и уже использованные учебники школе, очень надо! К чему бы это?

Ответ легко найти, пролистав новый Федеральный закон «Об образовании», вступивший в силу в этом году. Его 35-я статья гласит: «1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

А в статье 18 того же закона изложено требование укомплектовать школьные библиотеки учебными изданиями по всем учебным предметам в рамках основных образовательных программ.

Судя по всему, орловским школам приходится срочно наверстывать упущенное. А упущено много. Стоит ли удивляться: в течение долгих лет родители исправно сдавали деньги на учебники или покупали их самостоятельно, никто не жаловался, орловская система образования катилась по накатанной колее. Судя по данным из некоторых школ города, доля учебников, приобретенных за счет родителей, в младших классах и классах средней ступени составляла более 90 процентов, в старших — переваливала за 80. Обеспеченность же из школьного фонда (для особых категорий учащихся) выглядела куда скромнее — шесть, восемь, двенадцать процентов. И такое положение дел можно считать вполне типичным для Орла.

Если взглянуть на проблему с точки зрения объемов бюджетного финансирования, то получится не менее контрастная картина. Директора школ говорят о том, что в прошлом, 2012-ом, году им выделялось «на учебники» за счет субвенций из областного бюджета порядка 40—50 тысяч рублей. И лишь отдельные «счастливчики» получили сумму втрое большую. Фактическая же потребность — более полутора миллионов на каждую школу. Правительство Орловской области ежегодно утверждает нормативы «расходов на учебники, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды» для расчета субвенций из областного бюджета. Так вот, на всё про всё, включая учебники, правительство области с завидным постоянством выделяет 333 рубля в расчете на одного учащегося. Умножьте на 500 — примерное количество учащихся в школе — и получится цифра, которая на порядок меньше необходимой.

Что ж, таковы реалии орлов­ской действительности. У нас вечно не хватает денег «на нужды населения»: на ремонт школ, на жилье для сирот, на полноценное питание школьников, на учебники. Но дело в том, что отсутствие денег в региональном или муниципальном бюджете не освобождает от ответственности перед законом. И это «роковое» для чиновников противоречие, уже проявившееся неоднократно в судебных разбирательствах по поводу жилищных и имущественных прав детей-сирот, теперь снова угрожает местной бюрократии, только уже «в связи с учебниками».

В октябре–ноябре 2012 года прокуроры Санкт-Петербурга и Забайкалья обратились в суд в интересах неопределенного круга лиц с исками к некоторым местным школам. От питерских школ прокуратура требовала через суд обеспечить полную укомплектованность их библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем предметам основной образовательной программы. В Забайкалье к этому добавилось еще и требование к местным властям выделить необходимую сумму на приобретение учеников. И речь идет не о простом наличии единичных экземпляров учебной литературы в школьной библиотеке. Обеспеченность библиотечных фондов в данном случае означает гарантированную возможность каждому учащемуся придти и получить на время учебы необходимый комплект учебников. Потому-то иски и предъявляются «в интересах неопределенного круга лиц»! И прокуроры подчеркивали в исковых заявлениях: прямым нарушением действующего законодательства является тот факт, что обеспеченность бесплатными учебниками в школах меньше ста процентов. Питерских прокуроров, например, «возбудила» даже доля в 76 процентов. Что бы они сказали, увидев орловские расклады: 6% против 94%, 8% против 92%?

Примечательно то, что и в Петербурге, и в Забайкалье местные судьи согласились с доводами прокуратуры и исковые требования удовлетворили. А это означает, что создан важный прецедент. Юридически доказано, что наши дети имеют полное право на бесплатные ученики, которые должны обеспечить им школы с помощью региональных властей. И что еще более примечательно, все доводы прокуратуры основываются не на новом, а на уже действовавшем до начала 2013 года законодательстве.

Прокуроры начинали «плясать от печки», то есть от Конституции РФ. А она, оказывается, гарантирует гражданам России общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. И право это, согласно той же Конституции (статья 5, пп. 2 и 3), обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения этого самого образования. То, как создается такая система, обеспечивающая нашим детям бесплатное образование, расшифровывается законом «Об образовании», а также соответствующими приказами Министерства образования и науки. И получается, что школы самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, а в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входит и наличие учебников по всем учебным предметам. И вся логиках действующих законов и подзаконных актов завершается утверждением, что образовательные учреждения самостоятельно, «за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств» обязаны обеспечивать оснащение образовательного процесса. А какое может быть оснащение без учебников для каждого ребенка? И весьма угрожающе для чиновников звучит вывод суда о несостоятельности того аргумента, что количество учеников и учебных пособий, предоставляемых детям бесплатно, зависит от размера средств бюджета — будь-то хоть бюджет Петербурга, Читы или Орла.

В Орловской области процесс, можно сказать, тоже пошел. В январе областная прокуратура направила представление на имя руководителя социального блока в правительстве Орловской области О. Ревякина. Суть претензий областного прокурора все та же — нарушения законодательства в сфере образования, выразившиеся в недостаточной обеспеченности учащихся Орловской области бесплатными учебниками. В феврале правительство области в ответ на претензии прокуратуры даже приняло специальное постановление, которое обещает выделение дополнительных бюджетных средств на учебники для наших детей. Но опять же — хватит ли на всех?

И на днях прокурор Заводского района г. Орла подал вполне конкретные иски в интересах неопределенного круга лиц, то есть учащихся нескольких образовательных школ района. В качестве ответчиков привлекаются администрации этих образовательных учреждений, а также управление образования г. Орла и департамент финансов Орловской области. В исковом заявлении, подписанном прокуром Заводского района О. Ашихминым, в частности, говорится: «…Норматив расходов на учебники и учебные пособия на 2011 год установлен в размере 333 рубля на одного обучающегося… Аналогичный норматив расходов установлен на 2012 и 2013 годы. Субвенция из областного бюджета на финансовое обеспечение расходов на учебники является недостаточной и лишает неопределенный круг учащихся конституционного права на общедоступное и бесплатное образование…».

Руководители нашего орловского образования пока не придумали ничего лучше, кроме как попросить родителей в очередной раз решить проблемы орловской школы, а заодно и финансовой системы области. Только стоит ли нам, родителям, помогать нашей власти решать ее проблемы — в очередной раз, опять и снова? Лучше подарить ставшие ненужными учебники тем, кто действительно в них нуждается — конкретным детям, в конкретные семьи. А правительство Орловской области пусть изыскивает средства на модернизацию образовательной системы. Это его прямая обязанность, подтвержденная к тому же январ­ским представлением областной прокуратуры.

Суду Заводского района еще предстоит сделать свои выводы. Но хотелось бы надеяться, что правовая логика в Орле останется такой же, какой она была в Петербурге и Забайкалье. Если закон един, то и понимание его должно быть единообразным.

Среди возможных контраргументов со стороны чиновников от образования пока вызывает беспокойство лишь один: разнообразие учебных программ, по которым работают различные школы. Ведь у нас есть просто школы, а есть лицеи, гимназии и т. д. Есть минимальный базовый уровень школьного образования, а есть еще некие расширенные, углубленные программы, которые соответственно требуют и особых учебников. Вот и в новом законе «Об образовании» прописано, что «пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Стало быть, порядок этот может быть любым. И как совместить логику действующего законодательства в сфере образования с этой вариативностью образовательных программ и, соответственно, учебников — это вопрос для незаурядного юридического ума. Если на базовом уровне, допустим, все должно быть бесплатно, то на «сверхбазовом» — как? Есть и еще один тревожный вопрос: каковы будут правовые последствия исков прокуратуры для всех прочих школ города и области, где положение с учебниками не лучше, но которые не привлекаются в качестве ответчиков по делу?

Но все это — темы отдельного разговора. Подождем решения суда.

Андрей Грядунов.

самые читаемые за месяц