Красная строка № 40 (262) от 29 ноября 2013 года

Правильное развитие истории

Всем в Орле известно это здание на ул. Московской, 26 — дом купца В. В. Аполлонова. Даже сосед­ство фундаментальной гостиницы «Орел» не затмевает роскошный лепной декор его фасада, венецианские окна, колонны и литые детали балкона. Аполлонов начал строить свой особняк с торговым залом на первом этаже в 1895—97 годах, подражая знаменитому Елисееву, чей магазин в Москве поражает воображение посетителей до сих пор.

Не все сохранилось в доме Аполлонова в том виде, каким оно было при жизни владельца до его бегства от революции. Но необыкновенной высоты двери, каменная парадная лестница с выеденными временем ступенями и роскошный, яркий в разнообразии красок лепной декор потолков, сохранившийся в некоторых комнатах, мозаичная плитка на полу первого этажа (в бывшем торговом зале) — все это и теперь не оставит равнодушными посетителей старинного здания.

В том факте, что с 1949 года в купеческом особняке расположилось железнодорожное училище № 1, ставшее в последствии профтехучилищем № 10, с одной стороны, нет ничего необычного: кирпичное крепкое здание, одно из немногих более-менее сохранившихся после войны, было лучшим пристанищем для учебного заведения в те годы. Но ведь можно взглянуть на дело иначе и увидеть нечто глубоко символичное в том, что в некогда роскошном купеческом доме, которому более ста лет, получило прописку одно из старейших учебных заведений Орла, которому 29 ноября 2013 года исполнилось 90.

Бывшее профтехучилище № 10, ныне — техникум путей сообщения — «очень орловское» учебное заведение, потому что со дня своего основания в 1923 году готовит кадры для железной дороги — некогда Орловского, а теперь Орловско-Курского отделения МЖД — одного из основных градообразующих предприятий Орла. Впрочем, теперь его выпускники работают и в Москве, и в Подмосковье, и даже в локомотивном депо Санкт-Петербурга. Но суть от этого не меняется: в Орле, городе железнодорожников, на ул. Московской продолжают ковать кадры для российских железных дорог.

В «биографии» 10-го профтехучилища, ныне — техникума, как в капле воды отразилась история превращения Орла из города купцов в город мастеровых, научившихся управлять сложной техникой. Под роскошной лепниной потолков в бывшем аполлоновском магазине и жилых покоях рождались и развивались совершенно иная жизнь, иная культура, иные отношения.

В купеческом доме учили не наживаться, а созидать, не перепродавать с выгодой для себя, а создавать ценности для общества, главной из которых, пожалуй, являлся сам по себе квалифицированный труд. Впрочем, краеведы отмечают, что самому В. В. Аполлонову были не чужды некоторые ремесла. Сохранилось предание, как однажды владелец особняка нанял плотника для сооружения закрома в одном из своих хранилищ. Когда же Аполлонов увидел, как грубо сделал свою работу мастеровой, то сам взялся за топор и рубанок и показал «специалисту», как нужно работать. Да и сам уникальный дом на Московской, 26 является ярким образцом творения талантливых рук человеческих, рабочих рук.

Так что в этом смысле техникум путей сообщения живет и трудится в родных стенах.

Советская власть целенаправленно создавала систему подготовки квалифицированных рабочих, чтобы созидательный труд стал главной скрепой общества. И это хорошо прослеживается в истории техникума. Итак, в 1923 году управлением Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги была открыта школа социального воспитания. Это самое воспитание заключалось и в том, что ребята обучались железнодорожным профессиям: работали кочегарами и слесарями, а потом становились помощниками машинистов. В 1949 году в стране создается целая система подготовки квалифицированных рабочих. И в рамках этой системы в Орле учреждается специализированное железнодорожное училище № 1. В годы немецко-фашистской оккупации оно продолжало готовить кадры вдали от окских берегов — в Новосибирске.

Немцев прогнали из Орла в августе 1943-го. И приказом Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР предписывается уже к октябрю восстановить и вновь организовать железнодорожные училища и школы ФЗО, в том числе и орловское. Оно продолжает готовить кадры на базе паровозного депо станции Орел. Потом горсовет выделяет училищу здание на ул. Московской.

В сентябре 1944-го в орлов­ском железнодорожном училище — уже шесть групп, 144 человека — будущие помощники машинистов, слесари по ремонту паровозов и вагонов. Стране и городу позарез нужны умелые рабочие руки, чтобы восстанавливать народное хозяйство, разрушенное войной. Более того! Мирный, созидательный, свободный труд для советского государства — это еще и основа нравственности.

Первый большой послевоенный выпуск состоялся в сентябре 1945 года. 280 выпускников приступили к работе на железнодорожных узлах в Орле, Москве, Ельце, Люблино, Харькове.

Среди преподавателей училища наиболее известен А. А. Артемьев, Герой Советского Союза. В числе выпускников разных лет — почетный железнодорожник И. И. Грачев, заместитель начальника Московской железной дороги М. И. Новиков, начальник Орловского локомотивного депо О. В. Карасев, начальник Орловского пассажирского депо С. А. Литвак, руководитель Орловского вагонно-эксплуатационного депо В. М. Бородин и др.

В новейшей истории нашей страны многое изменилось не в лучшую сторону. Создаваемая долгие годы система созидательного труда дала трещины. Сам труд оказался во многом невостребованным. А выдвинувшиеся на первый план «старорежимные» торгашеские, купеческие инстинкты отразились и на судьбах выпускников старейшего орловского учебного заведения.

Алчность сильных мира сего всегда приводит к войнам, большим и малым. И многим из выпускников техникума вместо мирного созидательного труда на железной дороге пришлось посвятить свои жизни защите Отечества. И теперь в фойе дома купца Аполлонова можно увидеть стенды с фотографиями и биографиями выпускников, погибших при исполнении воинского и служебного долга на Северном Кавказе. Семеро молодых парней… Они по своей физической подготовке и здоровью одинаково могли работать в кабине электровоза и воевать (чтобы учиться на помощника машиниста, нужно пройти медкомиссию по категории «А»). Обстоятельства нынешнего безвременья потребовали от молодых, полных сил парней отдать не только свое здоровье, но и саму жизнь в локальном военном конфликте: В. Лапочкин, В. Михайлов, В. Клочков, И. Арепьев, К. Сабадин, А. Жуков, В. Воденков — все удостоены ордена Мужества. Имя одного из них теперь навечно вписано в название — «Орловский техникум путей сообщения им. В. Лапочкина». Невеселая корректировка истории мирного учебного заведения, готовящего кадры для созидания. Но что поделаешь! Главное, чтобы уроки истории, особенно такие горькие, не прошли для всех нас даром. Чтобы в будущем лучшие здания города занимали учебные заведения, обучающие творческому созидательному труду, а не казино, рестораны и дорогие магазины для новоявленных толстосумов.

В отличие от своего собрата — Железнодорожного техникума в Семинарском парке — бывшее профтехучилище № 10, получив статус средне-специального учебного заведения, не прекратило подготовку рабочих для железной дороги. Здесь по-прежнему готовят помощников машиниста электровоза и тепловоза, газоэлектросварщиков, токарей и слесарей подвижного состава. Но если выпускник девятого класса средней общеобразовательной школы имеет хороший аттестат — со средним балом 4,7—4,8, то он вполне может получить профессию техника, то есть руководителя среднего звена по таким специальностям, как техническая эксплуа­тация подвижного состава железных дорог или сервис на железнодорожном транспорте, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, компьютерные системы и комплексы. Каждая из них включает в себя этап начальной профессиональной подготовки. Иными словами, каждый техник при случае сможет работать тем же помощником машиниста или слесарем подвижного состава, проводником или железнодорожным кассиром, обладая при этом более высокой квалификацией, позволяющей уже организовывать труд других.

В условиях, когда система профтехобразования фактически уничтожается в новой России, такая форма обучения оказалась спасительной. Выручает и то обстоятельство, что железной дороге все еще нужны квалифицированные кадры — и рабочие, и инженерные. Список работодателей или, как говорят сегодня в техникуме, социальных партнеров достаточно обширен. В нем помимо предприятий РЖД есть, например, орловское трамвайно-троллейбусное предприятие, ЗАО «Строй Дормаш», ЗАО «СДМ Сервис», ЗАО «Гелиос», ООО «Союз Орловщины», завод строительной фурнитуры и даже завод «Текмаш». Спрос на выпускников обуславливает наличие бюджетных мест. В этом учебном году их 250, примерно половина из них — рабочие специальности.

Превратившись в ходе рыночных реформ из ведомственного учебного заведения в областное, Орловский техникум путей сообщения остается верен своим лучшим традициям.

90 лет для учебного заведения — это, по большому счету, не возраст. Ведь если мы говорим, что жизнь кончается не завтра, то, стало быть, должны иметь в виду, что и через сто, и через двести лет нам понадобятся мастера своего дела, способные заниматься созидательным трудом. И процесс этот должен быть бесконечным, как и сама жизнь на земле. Если мы, конечно, говорим о жизни, а не о существовании…

Андрей Грядунов.

самые читаемые за месяц