Красная строка № 11 (317) от 27 марта 2015 года

Сергей Исаков: «Аэровокзал «Орел-Южный» построен в Ханты-Мансийске»

В последнее время тема возрождения орловского аэропорта периодически всплывает в СМИ. Одним из первых договоров, подписанных губернатором Вадимом Потомским после выборов, стало соглашение с ООО «Инженерная корпорация Самсонова» о восстановлении и организации деятельности аэропорта «Орёл-Южный». И вот — новая информация: департамент госимущества и земельных отношений объявил конкурс на право заключения концессионного соглашения, по которому победитель конкурса будет должен в течение первых пяти месяцев с момента подписания соглашения выполнить реконструкцию взлётно-посадочной полосы с её удлинением, укреплением, созданием инфраструктуры для легкомоторных самолётов, а в течение следующего года — сделать то же для самолётов среднего класса. Кроме того, должны быть восстановлены либо построены заново аэровокзал, аэронавигационный комплекс, охранный периметр, освещение, стоянки, КПП, реконструированы рулежные дорожки, кабельные сети, дренажные системы и т. д.

Подобные наполеоно-хлестаковские планы вызывают определённые сомнения, и информагентство «ЦентрРус» попросило прокомментировать их Сергея Исакова, председателя Совета директоров «Русской инженерной компании».

В начале 90-х Исаков создал вместе с партнерами авиакомпанию «Орел-авиа» и планировал построить в Орле суперсовременный аэропорт. Но после конфликта с всесильным тогда Егором Строевым не только был вынужден отказаться от амбициозного проекта, но едва не попал надолго за решетку. Уехав из Орла, Сергей Владимирович занялся бизнесом в Москве, был совладельцем и заместителем председателя Совета директоров авиакомпании «Внуковские авиалинии». В 2014 году пытался принять участие в выборах губернатора Орловской области, но выбыл из предвыборной гонки при весьма сомнительных обстоятельствах.

— Сергей Владимирович, а все ж насколько реально возрождение орловского аэропорта?

— Нынешняя идея создания в Орле пассажирского аэропорта — это бред. Какое возрождение? Уже много лет в Орле нет аэродрома, его необходимо строить с нуля. Я видел на вашем сайте фотографии того, что от него осталось — это ж слёзы. А главное, подобный проект не может иметь никакого экономического обоснования, он никогда и ни при каких условиях не окупится. Посчитайте сами: билет на самолёт от Орла до Москвы будет стоить 7—8 тысяч. Ну минимум — пять-шесть. Вот есть у вас 5—6 тысяч рублей, надо добраться до Москвы. Полетите?

— Ну-у-у… Скорее доеду до Москвы ночным поездом в купе за две с половиной тысячи, а на оставшиеся посижу в клубе «Б2» на Садовом…

— Вот именно! И выигрыша во времени не так уж много: пока прилетите в Быково, пока доедете до Москвы…

— Но вы ж планировали строительство орловского аэропорта!

— Нет! Мы никогда не планировали строительство пассажирского аэропорта, у нас была совершенно иная идея. Мы исходили из того, что на тот момент Орел был своеобразным транспортным узлом: здесь рядом с аэропортом проходили тогда еще активно работающая автострада и железная дорога. Исходя из этого планировалось создать в Орле таможенно-грузовой аэропорт: грузы из-за рубежа поступают в Орел, растаможиваются и развозятся по всей Цент­ральной России. У нас были уже все согласования с таможенным ведомством, транспортниками. Но, к сожалению, у Егора Семеновича возникли иные планы…

— То есть пассажиров вы возить не собирались?

— Не совсем так. Мы рассчитывали, что Орел может стать запас­ным аэродромом для рейсов на Москву: то есть, если Москва не принимает, самолет садится у нас, а пассажиров везут в столицу поездом или автобусами. Мы даже заказали за 10,5 миллионов тогдашних рублей проект аэровокзала. Позже, когда стало окончательно ясно, что в Орле это реализовано не будет, проект выкупил Александр Филипенко, тогдашний губернатор Ханты-Мансийского автономного округа. Выкупил, доплатил за привязку — и построил. Так что если захотите посмотреть, как должен был выглядеть орловский аэровокзал — поезжайте в Ханты-Мансийск. С одной стороны, конечно, жалко, а с другой… Хорошо, что наши идеи пригодились им.

— А можно ли сейчас построить аэропорт «с нуля»: за пять-шесть месяцев?

— Нет. Это авантюра и блеф. Такое невозможно даже теоретически. Поймите, в России есть лишь две организации, которые разрабатывают подобные проекты: московский НИИ гражданской авиации «Авиапроект» и казанский «Гипронииавиапром», работающий преимущественно на армию. За полгода даже проект сделать невозможно. А строительство? Тут же нельзя строить силами орловских коммунальщиков, «Инженерной корпорации Самсонова» или «Русской инженерной компании». Эта деятельность требует лицензию, которая есть очень у немногих. Кроме того, около бывшего аэропорта сейчас огромный микрорайон с высокими домами. В подобной ситуации никто не согласует строительство и эксплуатацию. Во времена «Орел-авиа» ничего этого не было, были только дачи — и то нам пришлось пройти огромное количество согласований. А сейчас… Нет, это невозможно.

— Сергей Владимирович, а если б вам предложили заняться восстановлением аэропорта — вы б согласились?

— Я вообще-то романтик. Несостоявшийся Орловский аэропорт — это моя мечта. Несколько лет назад, когда губернатором был Александр Козлов, мне звонили из Орла, предлагали вернуться: «Тогда вам не давали работать, а теперь — поддержим. Только приезжайте, работайте». Но я отказался. Если бы в 90-х мы смогли довести проект до конца, в Орле бы был ключевой транспортный узел, который мог стать одним из основных наполнителей регионального бюджета. А сейчас это сделать нельзя. Просто — не-воз-мож-но…

С Сергеем Исаковым беседовал Дмитрий Краюхин.
Информагентство «ЦентрРус». (Сайт «Гражданский форум», 25 марта 2015 г.)

самые читаемые за месяц

Sorry. No data so far.