Красная строка № 29 (210) от 5 октября 2012 года

Сессия как повод для разгона

Политический кризис в Орле начал набирать обороты. В политических кругах несколько недель шел разговор про разлад, который случился в городской власти между мэром Орла Сергеем Ступиным и сити-менеджером Михаилом Берниковым. Оставалось только ждать, когда он выльется наружу. Случилось это на сессии горсовета, которая прошла в день 75-летнего юбилея Орловской области — 27 сентября.

Напомню, что на сессии фракция КПРФ, которая оказалась в большинстве, «зарубила» все начинания администрации. «Зарубила» — это, конечно, громко сказано. Просто многие вопросы, в том числе социальной направленности, были перенесены на следующее внеочередное собрание депутатов. Но коммунистам нужно было показать, кто в доме хозяин. Что, к слову, им сделать удалось. Многие вопросы, например о передаче здания администрации Железнодорожного района и согласовании кредита для осуществления программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, были либо не включены в повестку дня, либо перенесены.

Это еще раз наглядно показало, что фракция «Единая Россия» в горсовете вроде и есть, но в то же время её как бы и нет. Голоса единороссов ни за, ни против уже ничего не решали. Администрация города, которой, к слову, руководит ставленник этой самой партии, потерпела полное фиаско.

Если оставить эмоции и перестать рассуждать, «кто прав, кто виноват» в решении или, наоборот, «завале» тех или иных городских вопросов, для партии власти получается не очень радужная картина: она фактически потеряла управление над городом.

Позже, после сессии и праздничного мероприятия в драмтеатре, горсоветовских единороссов собирали в «Сером доме» — держать совет, что дальше делать в этой ситуации. И уже на следующий день прошла информация о том, что готовится роспуск горсовета.

Здесь стоит отметить, что информация о намерении распустить горсовет всплывает не первый раз. И это вполне очевидное последствие январских решений. Напомню, что именно в январе этого года в результате межфракционного «договора» Виктор Сафьянов был отправлен в отставку с поста мэра города. По пакетным соглашениям между коммунистами и региональной властью, пост мэра Орла отходил фракции КПРФ, в то время как пост сити-менеджера оставался за единороссами.

Таким образом, член фракции КПРФ Сергей Ступин был избран мэром города, а Михаил Берников назначен главой администрации. Но уже тогда стало понятно, что союз будет временным. А фактический численный паритет между фракциями в горсовете свидетельствовал о том, что в случае серьезных противоречий разрешить проблемы можно будет только одним способом — роспуском горсовета. В общем, это решение было только вопросом времени.

Похоже, что это время наступило. В настоящее время фракция КПРФ состоит из 19 депутатов, в то время как «ЕдРо» контролирует лишь 18. Довыборы по 12-му избирательному округу, по большому счету, проблем не решают. Если побеждает кандидат от КПРФ, то коммунисты смело смогут принимать любые решения вообще без оглядки на единороссов. В связи со вступлением в силу нового Устава города это возможно. То есть, если быть совсем циничным, депутаты от «ЕдРа» могут даже не ходить на сессии. От этого работоспособность горсовета не изменится.

И в случае победы подконтрольного «ЕдРу» кандидата проблема с горсоветом не решается. Она, наоборот, еще больше усугубится, а орган представительной власти станет просто неработо­способным. Этому есть несколько причин. Во-первых, фракциям нужно будет договариваться по каждому вопросу повестки дня. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — нет. И у фракций, и у отдельных депутатов, и у администрации, которая так или иначе может оказывать влияние на депутатов — руководителей МУПов, школ, — слишком разные подходы. Следовательно, вариант договора практически нереален.

Во-вторых, приближаются выборы губернатора. О своем намерении принять в них участие заявили представители как КПРФ, так и «ЕдРа». А Орел является самым крупным по численности избирателей городом в области. Это диктует необходимость не только популистских заявлений обеих фракций, но требует реального контроля над областным центром.

Сити-менеджер — это хорошо, но без бюджета и прочего он ничего сделать не сможет. А бюджет контролируют депутаты. Поэтому возникает вполне объяснимое желание установить полный контроль над бюджетными потоками. В общем, можно еще много причин привести, почему горсовет в том виде, в котором он есть сейчас, не сможет удовлетворять региональную власть и «ЕдРо».

Но нужно учесть, что и самим коммунистам разгон горсовета, инициированный не ими, вполне выгоден. Экономика в регионе и городе ничего хорошего не предвещает, а нахождение у власти перед большими выборами — это ответственность. А к чему она? К слову, вопрос ухода от ответственности при принятии непопулярных решений или провалах — это проблема не только КПРФ, но и любой другой партии. Просто у одних это получается, у других — не очень. Таким образом, разгон Совета — это хороший повод начать собственный пиар. Тем более когда на кону нечто большее, чем горсовет.

В общем, как это ни странно, но роспуск выгоден многим. В теории. Давайте посмотрим на практику.

В случае роспуска горсовета новые выборы пройдут по смешанной системе. То есть 19 депутатов будут избираться по партийным спискам, столько же — по одномандатным округам, которые по сравнению с существующими увеличатся в размере где-то в два раза.

Партии для выдвижения кандидатов в депутаты собирать подписи не должны. Таким образом, в выборах смогут принять участие около 25 партий, зарегистрированных у нас в области. Но серьезно в расчет, на мой взгляд, в настоящее время можно принимать только «ЕдРо», КПРФ, «Справедливую Россию», ЛДПР.

ЛДПР и «Справедливая Россия», если проанализировать прошедшие в декабре выборы, перетянут на себя протестный электорат КПРФ и в совокупности смогут получить 4—5 мест.

«Единая Россия» — около 6—7 мест, КПРФ — 7—8. Вероятно, что останется 1—2 места нераспределенных (за счет голосов, отданных за партии, не преодолевшие минимальный барьер). По одномандатным округам будем также исходить из пропорции выборов в облсовет. «ЕдРо» — 11 мест, КПРФ — 8. Следовательно, структура нового горсовета приблизительно может выглядеть таким образом:

КПРФ — 15—16 мест,

«ЕдРо» — 17—18 мест,

ЛДПР и «Справедливая Россия» — 4—5 мест.

В принципе «ЕдРо» сможет контролировать свыше 21 голоса, что по действующему уставу более чем достаточно для работы. Но нужно учесть, что здесь анализировались выборы в облсовет, прошедшие в декабре прошлого года. А они были совмещены с федеральными, что весьма сильно помогало партиям в агитации. Но так как у нас речь идет о муниципальных выборах, формат агитации будет совершенно иной, что скажется на итогах. А ресурсные возможности «ЕдРа» несколько выше, чем у ее конкурентов.

Технически осуществить роспуск не так уж и сложно. Просто депутаты в количестве более 13 человек пишут заявление о сложении полномочий, а прокуратура подает в суд исковое заявление о признании горсовета неправомочным, т. к. число оставшихся депутатов составляет менее 2/3 полного состава. И на основании решения суда горсовет распускается. Осталось дело за малым — убедить депутатов написать заявления. Но есть информация, что это уже сделано.

Ко всему, уже этой осенью ожидается принятие Госдумой закона о введении системы всенародных выборов мэров городов. Это означает, что они могут пройти и у нас, т. к. с роспуском горсовета прекращаются полномочия мэра — председателя горсовета и город оказывается «обезглавленным». А это выгодно «партии власти» — получить своего полноценного мэра, а не сити-менеджера. В настоящее время в политических кругах ведутся разговоры и о вероятных кандидатах на этот пост — Виталии Рыбакове и Александре Коровине.

Поэтому угроза роспуска горсовета — уже не просто досужие разговоры, а вполне реальный политической ход.

Станислав Рыбаков.

Лента новостей

самые читаемые за месяц